Previous Entry Поделиться Next Entry
Битва за Исаакий продолжается...
Простите
kalakazo
«К вопросу о недопустимости передачи Исаакиевского собора
Санкт-Петербургской епархии»

Обозначенное в обращении к губернатору Г.С. Полтавченко стремление митрополита Варсонофия получить в ведение Петербургской епархии Русской православной церкви Московского патриархата Исаакиевский собор, вызвав широкое общественное обсуждение, до сих пор, однако, не нашло какого бы то ни было отклика в музейной среде города и всей страны. Многие средства массовой информации, рассказывая о сложившейся ситуации, представляют дело как спор двух хозяйствующих субъектов за здание храма, в то время как на самом деле реализация идеи главы епархии станет означать ликвидацию одного из субъектов – уничтожение музея. Самая постановка такого вопроса в XXI веке и отсутствие внятной и однозначной реакции со стороны отечественного и международного музейного сообщества не только удивительны сами по себе, но свидетельствуют о необходимости дать ясное представление об истории управления Исаакиевским собором в XIX – начале XX вв., тем самым показав необоснованность претензий митрополита, и рассказать о причинах и путях музеефикации памятника в 1920–1930-е годы, подчеркнув значение музея для всего культурного пространства Ленинграда-Петербурга. Это попытка прорвать странную тишину, сковавшую музейный мир сегодня.

После освящения Исаакия в 1858 году управление им продолжала осуществлять ведавшая возведением храма Комиссия о построении Исаакиевского собора, которая получала средства на поддержание здания из Государственного казначейства. С 1864 года заведование собором перешло Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, а с 1878 года – Министерству внутренних дел. Образованное для управления храмом техническо-художественное совещание под председательством специального инспектора получало финансирование за счет средств министерства, и лишь причт собора содержался из ассигнований по смете Синода. Таким образом, содержание и надзор за состоянием храма в имперской России входили в круг обязанностей государственных гражданских, а не религиозных институтов, здание рассматривалось как общенародное достояние, как памятник, требующий государственной опеки, а не только как церковь.

Революционные события привнесли изменения и в жизнь Исаакиевского собора. На рубеже 1917–1918 гг. управление храмом формально перешло к Народному комиссариату государственных имуществ РСФСР (с июля 1918 года – к Наркомпросу), в реальности здание оказалось в ведении приходской общины, не имевшей достаточных денежных средств для его поддержания.

В то же время охватившая страну после публикации Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви череда мероприятий по национализации церковного имущества поставила перед научной общественностью вопрос о необходимости скорейшей музеефикации церковных памятников. В 1919 – начале 1920-х гг. создаются первые музеи-монастыри (в Троице-Сергиевой лавре, в Тихвинском и Симоновом монастырях) и музеи-храмы (Петропавловский собор-музей в Петрограде). Члены Общества «Старый Петербург», стремясь сохранить выдающиеся памятники прошлого, в 1923-1924 гг. в переписке с руководителями городских ведомств сформулировали основной принцип музеефикации культовой архитектуры – музеефицировать «не отдельные, случайно сохранившиеся части памятника, но сохранять его целиком, как полноценный ансамбль, каким он был задуман и осуществлен, и каким только и сохраняет свое художественное и историческое значение…». Необходимость сберечь церковные памятники в их целостности ясно осознавал начальник Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских А.П. УДАЛЕНКОВ. Именно он в 1925 году, обратив внимание на аварийное состояние, в которое пришёл Исаакиевский собор (протечки, плесень на стенах и т.п.) под руководством сменявших друг друга настоятелей из числа так называемых «обновленцев» (представителей православной церкви, горячо приветствовавших советскую власть и активно сотрудничавших с её органами), выступил идеологом музеефикации храма. Подчёркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», ровно 90 лет назад А.П. Удаленков писал: «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения как Исаакиевский и Смольный соборы посильны только государству».

В соответствии с постановлением ВЦИК от 18 июня 1928 года, здание Исаакиевского собора было передано в исключительное пользование Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения «в качестве музейного памятника». Подготовить экспозицию для открытия будущего музея в здании должны были сотрудники Ленинградских государственных реставрационных мастерских во главе с А.П. Удаленковым. Из нескольких ленинградских музеев в Исаакий были переданы экспонаты, связанные с историей строительства храма и именами его создателей. Они и сегодня составляют фонды музея-памятника (одних только чертежей – 96, а ещё скульптурные портреты, макеты, мозаики). Начались и неотложные реставрационные работы, руководство которыми взял на себя архитектор Н.П. НИКИТИН, в 1939 году опубликовавший блестящее исследование по истории проектирования и строительства храма. В 1931 году в здании стал действовать «Государственный антирелигиозный музей (бывший Исаакиевский собор)», «гвоздём» экспозиции которого являлась демонстрация маятника Фуко, что, без сомнения, способствовало росту общего уровня культуры населения. Но основная заслуга созданного музея в сохранении самого здания собора, в проведении научно-исследовательских и реставрационных работ. Так, в 1934 году директор музея Н.Н. ГЛЕБОВ привлёк к реставрации малахитовых колонн главного иконостаса собора брата своей жены, выдающегося русского художника-авангардиста П.Н. ФИЛОНОВА, остро нуждавшегося в тот период. Художник делал гипсовые вставки в местах утрат малахитовых пластин и закрашивал их зелёной краской. П.Н. Филонов умрёт в блокадном Ленинграде, Н.Н. Глебова арестуют в 1938-м, через десять лет он погибнет в лагере – судьба музейщиков, пытавшихся хоть как-то сохранить величественный памятник архитектуры в то непростое время.

Поистине героические усилия для того, чтобы сберечь убранство Исаакия, пришлось приложить сотрудникам разместившегося в здании в июле 1941 года Объединённого хозяйства музеев, созданного для сохранения во время начавшейся Великой Отечественной войны произведений искусства из пригородных дворцов-музеев. В зале собора в дощатых и фанерных ящиках были сложены вывезенные из-под Ленинграда музейные ценности, а в подвалах жили научные сотрудники и хранители – из Петергофа, Павловска, Гатчины – Е.И. ЛЕДИНКИНА, М.И. ТИХОМИРОВА, А.И. ЗЕЛЕНОВА, С.Н. БАЛАЕВА. «Громадное неотапливаемое здание собора зимой промерзало насквозь, а к весне отпотевало так, что вода каплями выступала на внутренних стенах и колоннах, струйками сбегала вниз, образуя на каменном полу непросыхающие лужи. В этой сырости должны были пережить войну ткани, мебель, ковры, живопись и многое другое, не переносящее влаги. Так мощные стены Исаакия, оберегавшие произведения искусства, одновременно несли в себе и угрозу их гибели. С этой угрозой обязаны были бороться музейные сотрудники». Они вскрывали ящики, распаковывали и проветривали, просушивали экспонаты, упаковывали обратно, сверяя содержание каждого ящика с имевшимися описями. Это был тяжёлый труд, обеспечивший в конечном итоге само существование пригородных музеев-заповедников. И тем страннее сегодня, когда угроза уничтожения нависла над музеем «Исаакиевский собор», молчание представителей пригородных дворцов-музеев.

В послевоенный период профиль и статус музея в Исаакиевском соборе, потребовавшем почти 20 лет на кропотливую реставрацию, были пересмотрены. С 1970 года в здании действует как самостоятельная единица государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Этот статус позволяет проводить дорогостоящие реставрационные работы на основе архивных документов с привлечением максимально широкого круга специалистов; вести научно-исследовательскую и, главное, просветительскую работу, подчёркивая в ходе обзорных и тематических экскурсий значение собора для развития архитектуры Петербурга и русского искусства в целом; обеспечивать свободный доступ для всех категорий посетителей, вне зависимости от их религиозной принадлежности, для ознакомления с подлинной жемчужиной отечественного искусства XIX столетия. Предметы и коллекции музея «Исаакиевский собор» включены в состав Музейного фонда Российской Федерации, действие федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения на такого рода имущество не распространяется.

Роль музея «Исаакиевский собор», спасшего величественное здание от гибели после краткого периода церковного («обновленческого») управления и сохраняющего его сегодня, трудно переоценить. Ликвидация музея недопустима, нечто подобное произошло прежде только в 1948 году, когда был уничтожен Государственный музей нового западного искусства, это было мрачное время сталинщины. Повторения пройденного допускать нельзя.

О.А. Любезников, кандидат исторических наук,
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»
отсюда

  • 1
по моему мнению надо сохранить в гос управлении храм при условии выполнения ряд условий прихода:
1.Регулярные богослужения
2Запрет на любые концерты в храме
3Согласование выставок и их содержания с приходом храма

Здравствуйте!

Богослужения в Исаакиевском соборе ежедневные. Расписание можно посмотреть на официальном сайте с любой страницы (в два клика "информация"--"расписание богослужений"). У прихода также есть свой сайт (на мой взгляд, очень красочный, грамотный). Вход на службу, естественно, свободный, бесплатный - и так было всегда, во все годы, когда возобновились службы!
Совершаются венчания, крещения. В Сампсониевском соборе совершали отпевание. Работают церковные магазины.

В соборе проходят концерты. Их немного, хор использует, в основном, другие помещения. И звучит только духовная музыка. Некоторые концерты - бесплатные. Как сказано на сайте Казанского собора, одна из главных задач фестиваля и концерта - "привлечь внимание к духовной музыке" (источник: http://kazansky-spb.ru/texts/news/id/178).

Слово "выставка", как и "концерт", звучит по-светски. Однако обратите внимание на темы, которые освещают на выставках: мозаика "Рождество Иисуса Христа" (церковь, где будет установлена эта икона, ещё строится), фотографии С.Чабуткина "Афон. Скит Новая Фиваида" (это знаменитый фотограф, так рано ушедший от нас) и т.д. Кроме того, эти предметы всегда выставлены очень тактично - сбоку, за пилоном и т.д.
Напомню о прекрасной выставке, которая проходила в Сампсониевском соборе этой осенью - живописные работы заключённых Петербурга и области. Эту выставку организовал не музей. Её организовал о. Георгий по благословению настоятеля архимандрита Серафима. Работы трогательные, пронзительные. Очень хорошее событие. (http://ots-spb.cerkov.ru/2016/11/13/v-sampsonievskom-sobore-otkrylas-xudozhestvennaya-vystavka-rabot-zaklyuchennyx/)

Здравствуйте, в Сампсониевском соборе совершались издавна венчание, Таинство Крещения, отпевание не совершалось (только заочные). Информация на 2014 год.

Протоиерей Иоанн Малинин ( в то время настоятель собора)

Отец Иоанн, здравствуйте! ))

Отпевание было в этом году. Печальное событие произошло в семье прихожанки собора. Дату не вспомню. Запомнилось, что это был обычный рабочий день, не выходной.
Елена.

Здравствуйте, я написал про период от 2002 года по 2014 год.

возможно требуется дополнительное соглашение

http://isaacy.ru/galereya/photo/82/1177/

Возможно Вам требуется дополнительная информация! 28 декабря в Соборе проходило новогоднее представление для детей. Это было НЕЧТО, с клоунами, в центральной части Исаакия! Как и в прошлом году! И заметьте, не концерт духовной музыки, а балаган, что даже выложенные фото с епархиального сайта были удалены, где прекрасно отсматривалась клоунада и богохульство, как бы для детей...


а вот такого рода представлениям конечно не местио и я бы отственнным за это сделал бы выговор как минимум

Трудный вопрос, конечно...У обеих сторон своя правда.

Двух правд в одном вопросе не бывает. Правда только одна - и она государственная. Государство построило Исаакий, оно его поддерживало, восстанавливало, и поэтому Исаакий принадлежит по праву государству, а не церкви. Этот храм - культурное наследие всего народа, независимо от религиозной принадлежности. Это же очевидно! Как можно передавать такое здание мирового занчения организации, которая неподотчётно государству, которая не соблюдает трудовых договоров, не платит налоги? С такими хозяевами Исаакий просто развалится через 5-10 лет. Разграбят напрочь.

Сегодня 1 января в Исаакиевском соборе молились человек 40, причастников было 13 человек! И вопрос о передаче собора РПЦ не в том, что негде молиться православным, а где найти кормушку для…


Если пройтись незамутненным взором по всей истории России, открывается интересный момент.Если в какой то исторический период во главе страны появляется шибко православный правитель и государство начинает усиленно кормить РПЦ пряниками и загибать "духовные скрепы", смело можно говорить о том, что страна пребывает в полной жопе или находится в состоянии, близком к оному.

Edited at 2017-01-02 05:01 am (UTC)

"...смело можно говорить о том, что страна пребывает в полной жопе или находится в состоянии, близком к оному."

Кроме того, что всё в этом мире относительно (по поводу "полной жопы"), еще и сам признак "шибко православного правителя" может выглядеть кому и как угодно...

Я думаю, что идея "усиленного кормления РПЦ пряниками" исходит не от Путина (если говорить прямо). Он достаточно умен для того, чтобы покупать лояльность босса очередной партийки, т.к. босса с его партийкой могут перекупить другие. Проститутки, безусловно, необходимый товар для определенного круга покупателей, но кто из этих покупателей уверен в преданности и верности проститутки к себе? даже за деньги?

Кому может быть выгодно "усиленно кормить РПЦ пряниками"?
Кому нужны проститутки (ну или продажные политики, что по сути одно и то же)?
Наверно, тому, у кого дефицит или полное отсутствие прямо противоположных ценностей.
К Путину это точно не относится. Ни с какой стороны.

Какую выгоду можно ожидать от "усиленного кормления РПЦ пряниками" вообще?
Какую выгоду можно ожидать от проститутки?
Кратковременное удовольствие от исполнения проституткой твоего заказа. Можно время удлинить за дополнительную плату. Всё.

Проститутки, даже если они называют себя патриархами и архиереями, никому не интересны, за ними никто никуда не пойдет, их слова или призывы ничего не значат...
Зачем они нужны Путину?!
Не он их кормит...

А вот тому, кто их кормит, стоило бы поумнеть, иначе так дураком и умрет, и в истории он будет отмечен как удивительный долболоб, т.е. лох обыкновенный.




Ни в коем случае нельзя передавать РПЦ старые храмы и иконы, они не умеют ценить старину, или попросту уворовывают её! Контроля никакого нет ни на одном приходе! Какие то там условные переписи имущества, иконы наглым образом меняются на новоделы и из ризниц перекочёвывают в личное пользование! Например в храме в останкино в москве при нынешнем настоятеле Епископе Солнчегорском исчезла Сень над Престолом! Пузо мешало ему протискивать между основаниями прекрасной 300 летней сенью! А еслиб храм сей оставался в ведении Музея Усадьбы Останкино то Сень бы никуда не делась!! И это всё безнаказанно совершенно, по живодёрски как то бандитски, ну не тобой Сень устроена чего ломать то!!!

По-моему мнению, государство не имеет права просто так передавать государственную, то есть общенародную, собственность негосударственной организации, коей является РПЦ. Тем более что Исакиевский собор ранее никогда не принадлежал РПЦ. В лучшем случае должны были быть проведены определенные процедуры наподобие приватизации, чтобы государство получило хоть какие-то дивиденды от подобной передачи. Хотя, как мне кажется, такие ценности вообще не подлежат передаче кому бы то ни было, поскольку представляют собой историческое и культурное достояние всего народа России. Во общем я очень негодую. Россияне боритесь за наше культурное наследие. No pasaran

Scar-Doc

(Anonymous)
С какого перепугу вообще что-то передавать какой-либо религиозной организации? Веками эти бизнесмены именем Христа обирали народ. А отдача где? Каждый день по телевидению собирают деньги на лечение детей - а сколько перечислила церковь средств на подобные цели? Это только один вопрос=)) Христос как-то обходился рубахой и сандалиями самыми простыми, а наши святоши? Ладно - пустой это спор. Короче ХРЕН им на холеное рыло и прокурорскую проверку в Смольный на предмет получения взяток от РПЦ ( ну может они и не деньгами теперь дают - а типа отпущением грехов=))

  • 1
?

Log in