Previous Entry Поделиться Next Entry
Пути Исаакия: музей – церковь – средневековье и обратно...
СУПчика хочится
kalakazo
Елена Рыйгас, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН.


"Ровно год назад началась вторая по счету рейдерская атака на Исаакиевский собор, более агрессивная, чем первая (летом 2015 года). Как только губернатор Петербурга Георгий Полтавченко 10 января 2017 года сказал журналистом, что «вопрос решен», тут же радостно возбудилась православная общественность, главным образом казаки с картонными медальками, которые грозно заявили, что «во исполнение федерального законодательства» они позовут на помощь чеченский ОМОН.

К тому времени Исаакиевский собор уже три года находился в эпицентре скандалов. Началось все с приезда в Петербург нового митрополита Варсонофия, его многочисленных родственников и прислужников. Один из митрополичьих денщиков сразу же был назначен настоятелем Исаакиевского собора. Речь идет об архимандрите Серафиме Шкреде – живописной фигуре из «голубого досье» дьякона Кураева. Настоящая должность Шкредя именуется как «смотритель митрополичьих покоев». Это нечто среднее между стиркой носков и выметанием подсолнечной шелухи из-под людей, ни разу в жизни не бывавших в Эрмитаже. Со свойственной всем ментальным провинциалам агрессивностью Шкредь в одной из проповедей от имени Бога и вместо Бога заявил, что он явился спасать Петербург.
И здесь уместно провести параллели с передачей тогда еще Ленинградской епархии Казанского собора. Начиналось все с небольших акций верующих, которые проникали в музей и пытались отслужить перед могилой фельдмаршала Кутузова панихиды. Затем проводились пикеты, сборы подписей и обход чиновников с речитативом «верните нам то, что украли». Очередной импульс к захвату Казанского собора был дан масштабно отмеченной в 1988-м году тысячелетней годовщиной с момента Крещения Руси. Самое интересное, что это событие придало группам верующих больше агрессивности. Они уже не просили вернуть им собор, а просто требовали. Как только в соборе начали проводиться первые церковные службы, то сразу же начались мелкие издевки над сотрудниками музея. В собор специально был назначен иеромонах с тонким заливистым голосом, который после утренних служб начинал громко орать молебны и панихиды, мешая проведению экскурсий. По тогдашней договоренности между Музеем истории религии и епархией, все богослужебные действия должны были заканчиваться к началу работы музея, но экскурсоводам потом еще по 40 минут приходилось слушать речитатив из церковно-славянских слов, сопровождаемый почему-то интонациями типичной подворотни с декоративным оканьем.

Но сходство между Исаакием и Казанским собором заключается не в методах борьбы за музейное пространство, а в почти сходных биографиях и карьерных траекториях ключевых церковных фигур, назначенных на должности настоятелей этих двух храмов. В 1990 году после долгого перерыва и безбожных гонений настоятелем Казанского собора оказался игумен Сергий Кузьмин. Родившись в глубинке и покочевав по соборам Владимира и Суздаля в качестве пономаря, типичный сельский юноша вдруг пошел на повышение. В 1976 году он приезжает в Ленинград, всего за два года оканчивает семинарию, а потом становится профессорским стипендиатом. Официально в круг его обязанностей входило преподавание Библии и всего, что с этим связано. Но неофициально семинаристы, мывшие в его комнате полы, всегда обнаруживали под кроватью ящики с коньяком. К этим излишествам добавлялась тяга к юношам. Как рассказывал один семинарист: «Сергий попортил многих ребят». Причем растлением семинаристов профессорский стипендиат занимался с тем размахом, который ему обеспечивался статусом лица, сотрудничавшего с органами. Обследовать части тел семинаристов Кузьмин мог прямо во дворике семинарии: под окнами общежития и недалеко от святых стен святого храма в честь Иоанна Богослова. Романтика «Выпил, изнасиловал, помолился» вскоре дополнилась настоятельством в Казанском соборе (с 1990 по 1996) и в Федоровском государевом соборе в Царском селе (1991-1995). Характерно, что на сайте Казанского собора Сергий Кузьмин стыдливо назван «временным» настоятелем, хотя его «стаж работы» на целый год дольше, чем у прот. Философа Орнатского, расстрелянного в 1918 году большевиками и затем канонизированного Церковью. Он настоятельствовал в Казанском соборе пять лет: с 1913 по 1918 г.

В назначении Сергия Кузьмина настоятелем такового знакового места, как Казанский собор, можно увидеть не только злую иронию истории (вслед на священномученником на омытом кровью месте через 60 лет появляется штатный серийный растлитель семинаристов), но и саморазоблачение той организации, которая под видом восстановления исторической справедливости попросту захватывает памятники и музейные ценности, относящиеся к национальному достоянию. Во время конфликтов музейщиков с церковниками кто-то из сотрудников Музея истории религии произнес фразу: «Отдать собор в центре города? Чтобы попы там себе мошну набивали?» Игумен Сергий Кузьмин счел себя оскорбленным и собирался подавать в суд. Прошло 18 лет с момента окончательной передачи Казанского собора епархии (в 2000-м году); музейщики оказались правы. Сейчас Казанский собор представляет собой обычный бизнес-центр, где ведется бойкая торговля дешевыми иконками и дорогими ювелирными украшениями. Киоски, лавки и лотки занимают протяженность, равную протяженности всех трех приделов в соборе. Восприятие внутреннего пространства искажено из-за экономии электричества и неорганизованных толп туристов, среди которых особенно выделяются корейцы и еще более китайцы. Им свойственно небольшими пробивными группами перемещаться сквозь толпу и через людей прямо во время служб, поскольку им просто хочется посмотреть на блестящие одежды служителей.

Одно из сходств между Казанским собором и Исаакием заключается также в криминализации этих храмов. При Сергии Кузьмине Казанский собор значился получателем гуманитарной помощи, которая на самом деле оказывалась некачественной водкой. В 2000-х годов в приходской совет религиозной общины Исаакиевского собора входила некая Ильина Л.И. Указанный ею ИНН при регистрации приходского совета совпадал с теми же инициалами и ИНН владелицы одновременно ООО «Сортсемовощ» (г. Бронницы Московской области) и ООО «Даль-Техноавиаснаб» в Хабаровске.

Казанский собор в свое время был передан персонально Сергию Кузьмину за его специфические услуги перед органами и такими же, как он, «людьми лунного света». После перевода из Казанского собора он получил в пользование Пантелеимоновский собор на ул. Пестеля. Кроме доходности это снова оказалось знаковым местом для города и для российской истории, поскольку храм был построен в честь победы в Гангутском сражении.

Следование методу изучения карьерных траекторий священнослужителей, которым пользуется дьякон А.Кураев при составлении «синодика попов-геев», позволяет сделать интересный вывод о том, что все крупные храмы Петербурга разделены между кланами ряженых священников с погонами под рясой, украинским лобби певцов-священников (выходцев из советской Украины, делавших карьеру в церковной среде благодаря вокальным данным) и между этими самыми не то денщиками, не то постельничими. Например, один из учеников Сергия Кузьмина Вадим Буренин сейчас настоятельствует в Предтеченском храме на Каменном острове, которого некоторые прихожане и вслед за ними блогер Калаказо обвиняют в двоеженстве, другой – Олег Скобля, настоятель храма Симеона и Анны на Моховой улице. Он представляет все более распространяющийся в Петербурге типаж попа без паствы, потому что основная часть его духовных чад перестреляла друг друга в 90-е, другая судорожно бежала за границу, оставшиеся же братки стройными рядами сходят в могилу от излишеств и неправильного образа жизни.

Вероятно, из-за того, что братков с уголовным мышлением становится все меньше, петербургские казаки стали угрожать защитникам Исаакиевского собора как музея чеченским ОМОНом. Но здесь логика рушится напрочь: почему чеченские парни должны ехать в Петербург и отстаивать интересы женственных мужчин в широких одеждах, которые при этом прилюдно пускают слюни при виде миловидных юношей? И вряд ли внуки и правнуки некогда депортированных чеченцев поедут биться за собор, чтобы он перешел в ведение организации, созданной и санкционированной Сталиным в 1943 году".

отсюда

  • 1
Либо Собор, либо музей.
Либо Христос, либо Велиар.

Какое согласие между Осиповым и Зубовым с Гундяевым и Кураевым?!

Никакого. Из этих четверых верный только один.

Либо Собор, либо музей.

(Anonymous)
Вся предыдущая история Исаакия и нынешняя - это собор и музей.
Цари-императоры, революции, войны мимо прошлии.
Но вот нашла мерзость на Русскую Православную Церковь - гундяевщина.
Бесится лжепатриарх и народ в иступление вводит.

[2 Кор.6:16] Какая совместность храма Божия с идолами?

Это о человеке, а не Исаакиевсом соборе

(Anonymous)
[2 Кор.6:16] Какая совместность храма Божия с идолами?
Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Свт. Феофан Затворник

Или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие

Это, в-пятых,– сравнение по последней цели религии, которая есть Богообщение. Душа, восприявшая Бога, в общении с Ним становится храмом Божиим. Верующие чрез общение с Господом Иисусом Христом вступают в общение с Богом и суть существенно храм Божий. Апостол и говорит: вы церкви Бога живаго. Это говорит не обо всех в совокупности, а о каждом верующем в частности, ибо говорит: вы – церкви, а не церковь. Итак, смотрите, говорит, какая выходит несообразность, когда вы принимаете участие в чем-либо языческом. Тут то же выходит, как если бы кто взял языческого идола и поставил его в христианском храме. Как последнее действие ни с чем не сообразно, ибо кое сложение церкви Божией со идолы, так ни с чем не сообразно, когда кто-нибудь из вас, чрез участие в язычестве, вносит что-нибудь языческое в душу свою, в коей благоволит обитать Бог. Святой Златоуст говорит: «И для чего ты, нося Бога в себе, бежишь к идолам, с которыми Бог не имеет ничего общего? Такой поступок достоин ли извинения? Помысли, Кто в тебе живет и обитает с тобою».

РПЦ еще не раз себя проявит, пока все окончательно не отвернутся от этой странной и агрессивной структуры, которая пытается делать бизнес на христианстве, не имея к нему отношения

Помните фильм товарищь: шеф все пропало...
Вы уж того - ходите мимо! Что Вам до РПЦ? Не рыдайте Вы так: не от Вас же отвернуться!

(Deleted comment)
Он тебе не товарищ, а храмы сект всегда маскировались под музеи.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Все-равно путины отдадут Исаакий, потом придут зюгановы и заберут обратно.

А чего на музеи так ополчились? Благодаря чему сохранилось многое – и некоторые храмы, которые остались музеями, и иконы, утварь, и даже мощи, и прочее? А ведь всё могли уничтожить! И именно музейщики сохраняли, реставрировали, вели раскопки, изучали и т. д. И из них сейчас многие повернулись к Богу. А то и стали настоящими верующими. А вот «истинно православные» стали какими-то агрессивными, мракобесами.
Да, конечно, в музеях есть разные люди, но нельзя всех равнять под одну гребёнку! Да и всегда нужно договариваться. Иначе исчезнут все здания храмов и не достанутся ни одним, ни другим. Да и Богу здания не нужны, у Него всё есть. Они нужны нам. Не смогли договориться – не будет никому!

Кстати с этой "бойкой торговли" в Казанском перепадает немного и рядовым попам, в отличии от обычных приходов. Среднемесячный доход служителя культа в Казанском , Никольском и некоторых других составляет не менее 100т. руб. Это без праздничных и требных. А если батюшки поднапрягутся, то и 200т. не предел. Конечно, скромно для высококвалифицированных требоисполнителей, но хоть что-то.

Не свистите,меньше 100.

Как так, у всех больше 100т., а у Вас меньше?)) не доплачивают чтоль?)

Как это,у всех больше 100?Пойду к Г.С. разбираться!

У Вас 90?)

Кузя

(Anonymous)
Этот сергий (Кузьмин), кстати, был личным секретарем ректора Ленинградской Духовной Академии архиеп. Кирилла (Гундяева). Прослеживаете связь?!

Дедулька, а ведь эта "помойщица" горе-религиовед Рыйгас, изгнанная с позором из уборщиц Федоровского храма, всё списала с серии Ваших эссе по тэгу "Сергий Кузьмин".
Вот так и получается, что Ваш блог оказывается на службе у антиклерикалов.

По моему тегу, сударыня, только одни намеки и никаких пряиых обвинений нет.
То что Серьгий Кузьмин - голубой,
в мое время знали все.
И то что его протеже зарабатывали настоятельство задницей, тоже было секретом полишинеля.

Чушь ровно на 70%. Пишет, как всегда, человек, слышавший звон, да не знающий, где он. Эту особь читать невозможно, все равно, что смотреть фильм "Матильда" и учить по нему историю. Кузьмин был весьма и весьма умен, не лишен стратегического мышления. Но ум его был злого порядка, не отличался он и порядочностью. Очень любил денежки , из-за них и случились все основные неприятности в его жизни. Из-за пакостного характера и денег. Тем не менее. Он с СПБДА создал практически с нуля свой предмет, был достаточно образован. Его вОлОгодские интонации были юродством чистой воды, фишкой. Студентов не любил, они платили ему тем же. Это вам не архим. Ианнуарий. Жестоко мог завалить на экзамене. Обладал чувством юмора, но тоже злобным. Связи его с КГБ - да, возможно. Кто докажет докуметально? Непохоже, что этот человек служил Богу. Кому-то другому, скорее противоположному. Став настоятелем Казанского, он нещадно зажимал попов, по месяцам не платил им зарплату, благо, храм был в центре, и оные попы сами научились активно побираться, окучивать прихожан, чтобы с голода не сдохнуть. Для храма он не делал ничего. Интересовался только кассой, которую забирал исправно. Кончил он плохо, все знают. Лишился всего (преподавания в СПБДА, настоятельства, белого мерседеса, дома, подожженного в поселке Павлово на Неве) и умер от рака в 54 года. Интересно судит эта Рыйгас- отец Философ Орнатский для нее без сомнения святой, а храм таки не надо было отдавать? Храм, превращенный в музей Атеизма? Да какие там были экскурсии, смех один и сплошная идеология. В перестройку в церковь шли люди несравненно чище нынешних дельцов.

А кому досталась квартира Кузьмина с видом на Преображенский собор?

Вот это не ведаю(. Много своеобразных юношей крутилось вокруг него. Но умных не было, так, шестерки. Митрополиту Владимиру пачками шли письма на художества Кузьмина. В качестве настоятеля он полностью разорил вверенную ему Пантелеимоновскую церковь, которая ему досталась "с понижением" после Казанского. К тому времени прошло уже несколько лет перестройки, КГБ и уполномоченные по делам религий утратили свою силу, последние годы Сергий был напуган. Как же - почва из-под ног уходила, особенно финансовая. Разбежались многие его присные, или получили из-за него серьезные гонения, напр. Андрей Базилевич, любимый наперсник и водитель белого мерседеса. Сразу скажу, что Базилевич никогда не принадлежал к голубому братству, скорее наоборот). Он просто пользовался обожанием, связями и деньгами старого пид- са. Да кто ж в двадцать с копейками лет откажется сидеть за рулем красивой машины?

Разбежались многие его присные

Кое-кого из Кузьминских келейных Назарий приютил у себя, даже должности дал приличные и постриг, да вот оказались непригодны ни к чему, много гонора, амбиций и прямо девичьих капризов, а дела - пшик.

Edited at 2018-01-16 10:50 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account