?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Доктор Фаустус...
Простите
kalakazo
Закрытие XIII зимнего фестиваля «Площадь искусств».
Оратория «Кармина Бурана» Карла Орфа.
Карл Орф не раз говаривал,
что его жизненная судьба,
в отличие от его судьбоносного творчества,
на редкость неинтересна.
Хотя его "жизнь и судьба"
достойна быть запечатленной
в романной фаустиаде.
Начинал Карл Орф с поисков себя
в полифонических штудиях
сродни арт-нувошному авангарду,
отчего и был почислен в 1933-м
идеоложной обслугой национал-социализма
к художным "дегенератам".
Кто виноват, что настоящий музыкант и композитор
слышит в нарождающемся ритме эпохи
не изящные вальсы,
а аритмичные всхлипы и атональные судороги?
Перемалывание творческих натур
на жерновах фашистского агитпрома
было сродни и по времени совпало
с "наступанием на горло собственной песне"
в соцлагере роющегося "Котлована":
"Мы стоим за красивую,
изящную музыку.
Музыка немелодичная,
музыка неэстетичная,
музыка негармоничная,
музыка неизящная,
это, это... бормашина.
Или, или... музыкальная душегубка."
http://www.lingvarium.org/maisak/data/shostakovich_rayok.htm
Травля и последующая "прикормка с рук"
в СССР была виртуозно опробована
на Мясковском, Прокофьеве, Шостаковиче.
А что оставалось соделывать Карлу Орфу
в нарождающемся Третьем Рейхе,
как не заняться на досуге
сочинительством бравурно-мажорных агиток:
"Композитор активно пытался снискать
расположение нацистского режима и,
в конце концов, добился результата.
К началу 40-х годов его музыка приобрела популярность
в кругах нацистской элиты,
а знаменитая кантата "Кармина Бурана"
стала одним из самых востребованных сочинений
в Германии того времени..."
http://holocaustmusic.ort.org/ru/politics-and-propaganda/third-reich/orff-carl/



  • 1
А ведь по существу "Carmina Burana" - это свод чудных песен одной Песни. Но у светлого романтизма есть своя тень. Оная увлекает душу в инфернальность багрового заката, стремительно исчезающего во мраке маразматичного фиолетового тумана. Так и "Carmina Burana" прошла свой путь из лазурной роман(т)ики Средиземноморья в сумрачность рейнского мистицизма.

Сам Карл Орф настаивал на том после 1945=го года,
что "Carmina Burana" писалась им с сугубо "антифашистких позиций".
А Вы что про это ведаете, сударь мой милосчтивый?

Мало что о нем знаю, но мастерски написанный Вами портрет Орфа создает впечатление, что он не был фанатично преданным идеям гитлеризма. Но и оборотническая изворотливость была не в его характере. Гитлер ухватил "самое-самое" германского генофонда, которое после бедствий 10-х и 20-х годов выразилось в понятии "национал-социализм". А корешки национал-социализма - пра-германский Blut und Boden. "Мы смело в бой пойдем ... и как один умрем в борьбе за это" - совсем не русская песнь, а именно германская.
Думаю, что оставаясь в душе национал-социалистом, он уже в 40-х годах стал антигитлеровцем, как впрочем и многие думающие немцы той тяжкой эпохи. Но попал в жернова...

(Deleted comment)
Конечно. После всенародной депрессии Веймарнской республики такой невиданный взлет общего благосостояния! Увы, только, у всякого национал-социализма есть своя оборотная сторона - агрессивность: нужно защищать свою землю (Boden), нужно отобрать свои исконные земли у захватчиков-соседей, то бишь проливать свою кровь (Blut), а для этого нужны ресурсы (и где их взять на своей территории?)... А учесть ущемленные амбиции "великой Германии"... В общем, война неминуема.

(Deleted comment)

Re: не понимаю...

Как? Наверное у местных евреев отобрали :)

  • 1