kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Паки о святом Филарете и церковной симонии...

И полдни не погрезил дедусин-несмеюсин
в убаюкивающих разум чарованиях,
а так ведь уже и чаялося
утешиться в златом веце синодальной церковности,
однако честной взыскателю правды Божией pschutt
и здесь дерзновенно сорвал с моих очей
розовые очочки:
"Нет, любезнейший Дедулькин, все пороки церковного сословия усугубились при Филарете(Дроздове), за что его в самом начале так называемого "возрождения" с большой помпой и прославили."
http://kalakazo.livejournal.com/1088726.html?thread=14665174#t14665174
И подробно ответствовал уже у себя в ЖЖ:
"Из небольшого опыта моего ретроспективного вглядывания за оградку церковную, иной раз создается впечатление, что видишь не сам храм, а аккуратно отцензуренный лубочно-размалеванный фанерный фасад, за которым самого-то церковного строения и не видно. Обращаешься к историкам первой половины, а они тебе в ответ только осанну великому Филарету поют. Но чутье-то подсказывает, что в тайник души церковной уже давно проникла сырость, что, по словам поэта, "увяла плоть, и дух погас". Нет, всех заворожил Филарет! Почтенные профессоры, как нашкодившие ученички при виде строгого учителя спешно приводят себя в порядок и утыкаются виноватым взором в пол. Даже Флоровский в свободном Париже почтительно склонил свою главу перед великим хранителем церковного благоустроения. И лишь один из немногих трезвомыслящих и не научившихся в сером и глухом тумане синодального аппарата лгать, - проф. Никита Петрович Гиляров-Платонов, - подвел нелицеприятный итог почти полувекового предстояния в Церкви великого святителя: "Покойный Филарет засушил многих, загубил дарования, затоптал труды, действие которых на общество было бы самое спасительное..." И именно в его эпоху свящ. Иоанн Беллюстин в своих записках, запрещенных в России и изданных в 1858-м году в Лейпциге (!), смело поведал о действительном положении дел на приходах России-матушки: "О хорошем месте в епархии лучшему (лучшему по аттестату) студенту и мечтать нечего. Такие места обыкновенно раздаются племянникам архиерейским, а если их нет, то - «сволочи», окружающей архиерея. Жестко выразились мы, но как же иначе назвать архиерейских лакеев, келейников, письмоводителей, певчих? Что это за люд? Лакей – всегда выгнанный за беспутное поведение из училища или из семинарии, ученик, перебывавший в течение нескольких лет и сторожем где-нибудь и послушником, потом прибившийся к архиерейскому дому и втершийся, так или иначе, в лакеи. [...]
Но и посредственное место студент может получить под одним условием – заплативши за него деньги. Прежде лет за двадцать зло это еще не слишком было сильно; но в последнее время оно развилось до невероятной степени. Поводом к этому было то, что сильно возросло учеников, оканчивающих курс, и оттого на одно и то же место подают иногда человек по десяти и даже более. Из них место дается не тому, у кого лучше аттестат, а кто больше даст денег. Продают или письмоводитель архиерейский, всегда имеющий огромное влияние на архиерея, или келейник его, а иногда оба вместе. Чем лучше место, тем выше цена, возрастающая иногда до 200 рублей. Но еще не все сделано, когда заплачены деньги этим господам; нужно не менее отдать в консисторию: оттуда нужна справка с мнением; без платы подобные вещи не делаются; без удовлетворения всех – и членов, и секретаря, и подьячих в консистории мнение может послужить не в пользу. [...] Скажем о дальнейших поборах при производстве в иереи: после посвящения он должен заплатить протоиерею, протодиакону, иподиякону, певчим, т. е. сейчас же, по принятии благодати, и тут же на месте посвящения, должен заплатить за указ в консисторию, за грамоту письмоводителю (кроме казенной цены), иначе его продержат месяцы; словом, он должен издержать от 60 (никак не менее) до 100 р[ублей] сер[ебром]..."
http://pschutt.livejournal.com/11606.html
Tags: Театральный разъезд, Филарет Дроздов, паки о "выгорании"...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments