?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Тихосапное решение...
Простите
kalakazo
Разъяснение по деканонизации новомученников от всезнающего consistory:
"Да не было там «деканонизации» в смысле рассылки по епархиям указивки «не поминать оных фигурантов»! Все сделали «по тихому» – изъяли имена их из святцев, а ежили в святцах не пропечатаны, то и поминать неследует! Местному деспоту, в 2012г., одна епархиальная комиссарша-канонизаторша притащила патриархийную указивку «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых…». Там черным по мелованному было написано: «…на данном историческом этапе как правило нет возможности выяснить, сотрудничал ли пострадавший священнослужитель или мирянин с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц». Тетка эта позвонила на Валаам (штаб-квартира кананизационных комиссаров МП), и ей там разъяснили, что в ГБэшных анналах нашли стремные бумаги, по которым выходит, что канонизовали многих напрасно. Дескать, некоторые святые наговаривали и свидетельствовали, а это не гуд!
Шеф деспотный, на рассказ об этих страстях, малость помедлив изрек: «И слава Богу! Все архиереи жалуются, что слишком долго эти имена на отпустах перечислять, утомительно и длинно, да и МП календарь скоро как том энциклопедии станет, и по цене так же начнет стоить…».
http://kalakazo.livejournal.com/1099785.html?thread=14894089#t14894089
"Вообще инициатива по «прелюстрации святцев» исходила лично от игумена Дамаскина, и его можно за этот шаг только уважать! Этот человек, пусть и таким «кривым» способом, попытался навести здесь порядок. Увы, многие святые прошли канонизацию «во внимание к многочисленным просьбам верующих и ходатайствам архиереев». Эти настойчивые просьбы и привели к страшному браку в подготовительной работе. А вообще, ситуация, в части дальнейшего процесса канонизации, видится мне тупиковой - физически невозможно просмотреть весь массив следственных дел и выявить все взаимосвязи. Именно по этому, массовых прославлений больше не будет, а тех, кого успели проставить – тщательно проверят, и при необходимости «изымут»."
http://kalakazo.livejournal.com/1100188.html?thread=14896284#t14896284

  • 1
Не коллега, "шеф деспотный" это местный архиерей. Прошу исправить, и простить мне мое косноязычие!

Исправил вычерком, друг мой

(Deleted comment)
Вообще инициатива по «прелюстрации святцев» исходила лично от игумена Дамаскина, и его можно за этот шаг только уважать! Этот человек, пусть и таким «кривым» способом, попытался навести здесь порядок. Увы, многие святые прошли канонизацию «во внимание к многочисленным просьбам верующих и ходатайствам архиереев». Эти настойчивые просьбы и привели к страшному браку в подготовительной работе. А вообще, ситуация, в части дальнейшего процесса канонизации, видится мне тупиковой - физически невозможно просмотреть весь массив следственных дел и выявить все взаимосвязи. Именно по этому, массовых прославлений больше не будет, а тех, кого успели проставить – тщательно проверят, и при необходимости «изымут».

Выявить связи возможно. Редко кто из мучеников долго задерживался в застенках, чтобы суметь связи напаутинить. Мой новомученик был в августе арестован, а в октябре расстрелян, проходил по одному-единственному делу. Я видел протокол допроса, никого не назвал и виновным себя не признал.
Выявлять связи - работа архивистов и историков. Она не столь тяжела, как кажется, если за неё платят.

Выявить связи возможно.

«Редко кто из мучеников долго задерживался в застенках, чтобы суметь связи напаутинить».

Ну, Вы здесь не правы в принципе! Жизнь она сложная штука, знаете ли…
В качестве примера Вы берете совсем уж «эталонного» новомученника. Из Вашего примера рисуется этакая картина: «В залохотно-заболотной волости, на краю села промеж трех сосен стоит церква. В селе том десять жителей-аграриев, и один местный поп. Все питаются от земельки, а поп у них за агронома. И вот, году так в 1937, в ходе переписи населения, власти вдруг сие поселение обнаруживают в списках. Снаряжают туда экспедицию НКВД и вывозят местного попа на «большую землю». Следствие о нем было кратким, приговор суровым…».

На деле же все обстоит несколько иначе.
Во-первых, священнослужители до момента торжества «высшей меры социальной справедливости», как правило, проходили длительный путь с ссылками и высылками.
Замете, в ходе этих мытарств, люди вели себя по-разному. Установить, кто и как себя вел – крайне сложно, ибо надзорное производство за адмссыльными велось РКМ, а их архивы, по инструкции НКЮ от 1932 года, сохранялись не более 20 лет. Зачастую, ссыльнопоселенцы привлекались в качестве свидетелей по другим уголовным делам в регионах, где им надлежало отбывать наказание. Следовательно, надо просматривать все дела архива УФСБ за этот период в той местности, куда данный человек был выслан.

Внимательно прочтите этот документ: «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви (утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 121))».

Re: Выявить связи возможно.

Да, у меня эталонный мученик. Высылкам не подвергался, взят под стражу в августе 30 года, расстрелян в октябре того же. По другим делам не проходил. Виновным себя не признал. Я читал протокол допроса на одной страничке. У меня и фотокопия следственного дела есть полностью на руках. Я и родственников нашёл. А толку? Я могу вывезти в Чистый вообще весь архив ФСБ области, меня завернут, сказав, что ещё вот, понимаете ли, одной справочки тута не хватает...
Я не собираюсь вообще читать то, что Вы мне порекомендовали, ибо твёрдо уверен, что никаких правил в деятельности Священного Синода нет в принципе. И глупо их читать, к ним апеллировать. В нашей иерархии есть одно правило: "По благословению". А благословение ясное: прекратить канонизацию.

(Deleted comment)

Re: Выявить связи возможно.

Сей текст следовало бы вам, по законам ЖЖ жанра, перенести к комменту простопопа,
кликнув под ним кнопочкой "ответить"

Edited at 2013-02-12 10:50 am (UTC)

Re: Выявить связи возможно.

Благодарствую за совет, в свычаях да обычаях ЖЖ я только пытаюсь разобраться, дело сие для меня новое!

Я с середины 90-х годов, по долгу службы, занимался в епархии этими вопросами, и если бы не подписка – много чего "такого" мог бы рассказать Вам на сей счет.
У меня было интересное дело (кстати «спущенное сверху») по подготовке к канонизации одного мученика, который до «торжества материализма» подвизался духовником Сурской женской обители. Батя этот, как приличный человек, получил от тройки законные 9 грамм. По бумагам, из следственного дела, следовало, что вину он не признал и пострадал напрасно. Все прекрасно, прокуратура его реабилитировала, а заказчица канонизации (одна Питерская обитель), была весьма довольна проведенной работой.
Но, как говаривал один свяшенноисповедник: «Господь, он ведь брат не в отпуске!».
Вскоре после того, как мы выслали весь пакет документов в Москву и, получив одобрение «свыше», со дня на день ожидали соборного решения по канонизации (а на Карповке местные богомазы уже домалевывали образ мученика), из Питера пришла новость ввергшая всех в ступор. Одна аспирантка ПСТБИ отрыла в анналах архива Синода прелюбопытнейшее дельце, из которого следовало, что батек этот, при «проклятом царизме» был тот еще шалунишка! Из объемистого дела монастырского духовника следовало, что сей славный церковный муж, толковал свои обязанности несколько, знаете ли, расширительно. К частным исповедям сестер и душеспасительным беседам, он присовокуплял гинекологические осмотры юных отроковиц проходивших послушание в сей славной обители. В ходе сих осмотров, сестры претерпевали такое!..
Короче, синодальное следствие по этому делу вину этого попа подтвердило полностью, и услали его «под надзор духовника» в одну обитель закрытого типа.
Впрочем, октябрьская революция освободила узника из монастырского узилища, а вскоре он, скрыв обстоятельства прежней жизни, материализовался в качестве настоятеля в одном уездном городе N. Вот такая сложная судьба была у этого новомученника…


Edited at 2013-02-12 10:39 am (UTC)

Спаси Бог, добрый мой друже, за столь подробное изъяснение,
Вам впору бы уже и мемуары писать,
тем паче церковнно-лесковским стилем, Вы виртуозно владеете.
А таких ведь вполне реальных страдальцев,
можно было бы и как страстотерцев поминать,
кои своей честною смертию,
искупили прижизненные шалости...

Edited at 2013-02-12 11:51 am (UTC)

Да, мне в Вашем ЖЖ смена подросла. Молодёжь на пятки наступает, пора на отдых.

Какой отдых, друг мой, а не пора ли отправиться на Синай?

Синай у меня совсем рядом, в алтаре. Тамо такие откровения случаются за службой, ой-ой.
Не пора ли Вам туда, со мной? А, друг мой?

Мне откровения давно уже не прихлдят.
А одиночество и хандра весьма уже заела...

Вам впору бы уже и мемуары писать

Спаси и Вас Господь, мой любезный друг!

Насчет мемуаров – это вряд ли, Церкви нашей пока одного Тиши достаточно (Боливар не вынесет двоих). А если серьезно, то молод я для мемуаров, а что стиль писания таков, так это все от работы. С «младых ногтей» я убогий подвизался в «тяжких епархиальных работах», а как подрос, то сменил великое множество послушаний, любимейшее из которых было упорядочение вельми ветхих епархиальных архивов. Вот так, дыша архивной пылюкой и столетними клоповьими фекалиями, между делом, я и набирался сих «лексиконов». Уверяю вас отче, никакому Лескову да Шевкунову таких сюжетцев, на кои я там набредал, ни в одном растоманском сне не привидится! Таких «историев» у меня шестнадцать вагонов да четыре полуприцепа…

Хорошо у Вас здесь, чувствую в авторе родственную душу. Если позволите, и впредь по временам буду «комментить» Ваши опусы, да истории сии людям рассказывать.

Что до страдальцев, кои имена свои «шалостями» замарали, то здесь не наш, а Божий Суд действует! Бывает что и святой уже, а вдруг, ни с того ни с сего, тайное соделывается явным, и даже бедные синодалы не знают как сей напасти противостоять.
Одно лишь на уме в такие минуты - Господь, брат, все же не в отпуске!
Поминать таковых «лишенцев» можно и нужно, особенно тех из них, кого нынче отвергают. Может и за нас грешных, какая Душа помолится…

Таких «историев» у меня шестнадцать вагонов

Буду счастлив, ежили будете хоть иногда делиться сими славными "гисториями".
у самого дедулькина очи весьма уже плохи,
чтоб самому в архивной пыли копаться,
да и сидеть в берложном затворе в чухонской глуши,
по возрасту как то спровадней...

  • 1