?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Из другого теста...
Простите
kalakazo
Лев Николаевич Гумилев,
масштабом собственной личности,
превосходил всех своих сверстников:
"красная профессура"
смотрелась на его львином фоне
карликами и пигмеями,
однако, если сравнивать его
с людьми уже его же круга,
из поколения более старшего, чем он -
ровесниками двадцатого века -
ученицей и подругой его папеньки,
Идой Моисеевной Наппельбаум
http://kalakazo.livejournal.com/tag/Ида%20Наппельбаум,
и дочерью мученика и страдальца Александра Мейера,
Лидией Александровной - в тайном постриге монахиней Лидией,
которых я знавал достаточно близко,
то им Лев Николаевич проигрывал полностью
и оказывался слепленным точно из другого теста:
ушибленным "подранком",
до конца дней своих живший с Ея Высочеством Обидою.
Те "последние из могикан" и тоже из "недорезанных"
пережили и выстрадали столько же,
вкусили от того же совдепного фунта лиха,
однако, поскольку ориентировались
и продолжали, несмотря ни на что,
быть верными "туманным идеалам юности" -
некоему синтезу христианства и европейского гуманизма -
то вышли из сталинского горнила
хоть и с опаленными крыльями,
но преображенно светлыми,
ничуть не озлобленными,
милостиво прощая врагов и недругов своих.
Из ГУЛАГовского застенка в Ленинград
Лев Николаевич вернулся 19 мая 1956 года,
в тот же день увиделся со своей маменькой,
Анной Андреевной Ахматовой.
Это был последний день, когда сын и мать
видели друг друга воочаю живыми.
Жили они друг от друга
в десяти минутах езды на трамвае -
Анна Андреевна у Пуниных на Петроградском,
Лев Николаевич на Васильевском -
и только раз, вплоть да смерти Ахматовой в марте 1966-го,
разговаривали друг с другом по телефону,
когда дорогой сын родной маменьке
высказал всё, что он - "выблядок"
о ней - "бляде" - думает...

  • 1
Вот насчет Л. А. Мейер (Даниловой) я удивляюсь. Я была с ней знакома, привели как-то девочку помочь старушке. Что-то там случилось, надо было переночевать у нее, в Орловском пер.. И потом я заходила.
Странная манера обращаться. Она едва ли не с порога, не уверена, что расслышав имя, стала рассказывать, что надо любить и любовь -- первая христианская добродетель. По ее же рассказам, она много сообщалась с молодежью, преимущественно, как я поняла, провинциальной, -- отсюда такая хамская манера? На автомате говорила, все равно кому. Ну, послушала я, еще раз пришла с чем-то помочь. И исчезла. Она даже пару открыток мне написала: приглашала.

Позже я узнала про Карсавина и поняла, откуда эта "Философия любви".
Она успела рассказать об общине верующих вокруг Александро-НЕвск. лавры, пару слов об отце, о том, как служил в Публ. библ.. В книге Шкаровского она упоминается.

Христианство Лидии Александровны было с большим протестанским душком,
что правда то правда,
но точно в такой же манере проповедовала могахиня Елена Казимирчак=Полонская.
Это какая-то общая однокоренная тенденция...

Знакомо... Сломался?

А.Л.Пунин, если память мне не изменяет, племянник любовника Ахматовой, преподавал нам русскую архитектуру в АХ.
Я могу понять Льва Гумилева исходя из сведений о личности А.Ахматовой. Не хочу распространяться на эту тему, но боль человека не получившего материнскую любовь остается в человеке до самой смерти.
В приведенных ввми примерах опаленных, но не сломленных, по всей видимости детство было инным и они получили порцию любви и внимания, как необходимые витамины и микроэлементы необходимые для полноценного физического развития, что и помогало им на протяжении жизни.

Edited at 2013-06-01 08:15 am (UTC)

они получили порцию любви и внимания

Если судить с Вашей точки зрения: отношение детей к матери - прямо пропорционально количеству материнской Любви к своему ребенку в детстве, то как тогда объяснить отношение Мура к своей матери - Марине Цветаевой? Она же его безумно любила всю свою жизнь, уж её-то вряд ли можно упрекнуть в недостатке внимания сыну, и чем он ей отплатил в итоге? Для более простого примера: достаточно частое отношение детей к своим родителям-алкоголикам бывает более человеческим, чем они того заслуживают...
Мне кажется, что "семейные проблемы" в таких семьях, с родителями выше средне-стандартного уровня, нельзя мерить по одному штампу.
Все гораздо сложнее.

Re: они получили порцию любви и внимания

и сложнее, согласна. Я писала, что не хотела бы обсуждать личность поэтессы, в частности ее сотрудничество с Лубянкой.
Из детства Льва Нииколаевича: мать привязыала его за ногу в квартире и оставляла одного, с тем, чтобы блистать на литературных вечерах в это время.
И еще один штрих: когда вернулся из заключения Л. Н. Гумилев, И. Н. Пунина предложила Ахматовой разъехаться с тем, чтобы Анна Андреевна могла соединиться с сыном, Ахматова отказалась от предложения, оставшись жить с Пуниной и Каминской.

Ахматова отказалась, оставшись жить с Пуниной и Каминс

Вам это известно лично от Анны Генриховны Каминской?

Re: Ахматова отказалась, оставшись жить с Пуниной и Ками

источник:
"Из семейной переписки А. А. Ахматовой"


Звезда. - 1996. - № 6. - С. 131-159.

Re: Ахматова отказалась, оставшись жить с Пуниной и Ками

Надо будет при случае поинтересоваться этим вопросом у Анны Каминской.

В дворянских семьях,
сплошь и рядом собственных деток,
в пять шесть лет сбывали,
вплоть уже до 21 года,
в закрытые учебные заведения,
однако такой "обиды" у выросших детей,
на своих родителей,
тоже недолюбленных,
традиционно не случалося...

Edited at 2013-06-01 10:06 am (UTC)

да там, надо полагать целый клубок причин и , соответственно, следствий.

Разные углы зрения

внучка Пунина - Каминская А.Г. во многих источниках именует себя близким человеком, литературным секретарем и названной внучкой Анны Ахматовой, а племянник - называет "любовницей" Николая Пунина.
Отсюда и разные суждения об одних и тех же событиях.

синтезу христианства и европейского гуманизма,



Простите, Ваше боголюбие, но никакого-такого - "синтеза" просто - "в природе" не существует, да и существовать - не может, сие есть скорее уж именно - "химера" по собственно-гумилёвской терминологии.

В самой своей сути христианство есть – освещаемое принесённый в дольний мир Господом нашим Иисусом Христом – «светом» Благой Вести деятельное

/то есть с непременным и обязательным предварительным – «отвержением» в самом себе – «ветхого Адама», равно как и со – «взятием своего креста»/ -

«воспоследование» за Самим Спасителем в Вечную Жизнь Царствия Божия, освящаемое благодатью Господа Святаго Духа, заполняющей соделавшееся для Отца и Сына – «обителью» (Ин 14, 23), сердце человека

/а вовсе никакая не – «религия», в чём вот уже почти как две тысячи лет клерикализм старательно убеждает своих адептов/.

«Гуманизм» же - есть всего лишь (и не более того) одна из разновидностей антропоцентрического мировоззрения

/то есть такой – «системы духовных координат» («аксиологических шкал», «ценностных иерархий» и т.д. и т.п.), вершиною, которой (и одновременно – «центром») является именно сам – «ветхий Адам» и именно его же перманентное – «утверждение» в – «мире и веке сем», а отнюдь не что-либо (что угодно) трансцендентное этому его – «утверждению»/.

Очевидно, что любая – «трансценденция» своим вектором имеющая - «исход» из – «дольнего»

/то есть именно - «нижнего» - «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин 8, 23) мира/

в направлении Мира Горнего, просто по-определению имеет онтологически иной

/и, само собой, разумеется – неизмеримо более высокий/ -

«статус» по сравнению, с какой угодно разновидностью – «утверждения» в этом – «нижнем» мире.

Поэтому - «христианский гуманизм» априори есть не более, нежели самый обычный - «штамп», точно такой же, как, например, какой-нибудь - «социализм с человеческим лицом», «христианская демократия» или - «современная христианская жизнь».


Re: синтезу христианства и европейского гуманизма,

Чистое православие, представители той генерации,
ассоциировали с "черносотенством",
поэтому изобретали свое "православие",
в духе Бердяевского либертинизма...

Re: синтезу христианства и европейского гуманизма,

простите, я бы уточнила - российское, даже не русское, а именно российское православие ассоциировалось в том числе с идеологией черносотенства. Как-то так.

Re: синтезу христианства и европейского гуманизма,

А что Вы, милостивая сударыня, понимаете под "сотрудниеством с Лубянкою"?

Re: синтезу христианства и европейского гуманизма,

я понимаю, что сотрудничество может иметь различные формы. В какой форме А.Ахматова сотрудничала с органами я сейчас точно не отвечу, т.к. информация сия обсуждалась много лет назад в одном литературном кругу профессиональных литературоведов, писателей и поэтов и . честно признаться, не запомнилась в деталях.

Чистое православие


Боюсь, Ваше боголибие, что и сей термин есть всего лишь самый обычный - "штамп".

Мы же с Вами как-то уже определялись с тем, что собственно - "православие" ("чистое" оно там, или же, наоборот - "грязное", без какой-либо особой разницы) есть не более нежели определённая религиозная традиция - "принципиально" не - "воспроизводящаяся" в антагонистичных традиционалистскому - "универсумах" Модерна и Постмодерна.

==== поэтому изобретали свое "православие", в духе Бердяевского либертинизма

---- Полагаю, что все сии люди ничего не - "изобретали", а просто-напросто, изо всех сил старались следовать за Самим Спасителем в Вечную Жизнь Царствия Божия в условиях, когда прежние, проверенные веками и тысячелетиями традиционалистские - "карты" вкупе с - "маршрутами движения" - окончательно перестали - "функционировать", а потому продвигаться приходилось уже практически - "на свой страх и риск".


а просто-напросто, изо всех сил

Именно так оно и было, Ваша милость, по ходу пытаясь исправить
и русское православие...

Re: а просто-напросто, изо всех сил


==== по ходу пытаясь исправить и русское православие...

---- Что, само собой, разумеется, было делом априори утопичным и абсолютно бессмысленным. Но что уж тут поделаешь - они ведь и САМИ были вскормлены Модерном ...

Правильно говорила Гайденко - "Сила и живучесть утопизма объясняется тем, что он осуществляет в духовной жизни человека особенно важную функцию:
он служит формой трансцендирования для сознания, утратившего религиозную веру, но тоскующего по ней".


он же жаловался многим в письмах что всем в лагере и письма приходят и посылочки
но не ему

Да, это может саднить.

Гумилев, безусловно, величина! Но: "не сотвори себе кумира"

Из писем Л.Н.Гумилева (1955г.): “…Больше всех маму осуждает содержание ее собственных писем. 5 лет она мне пишет что-то столь неосязаемое, что, наконец, я взорвался. Ни на один вопрос нет ответа, ни одна просьба не исполнена. Но не будем ее осуждать и вообще обсуждать сию тему. Тут ничем не поможешь и ничего не поправишь. …”11 "
также а 1955г.: "Она не хотела хлопотать за меня и не приехала для личного свидания. Чего больше..."
Л.Н. Гумилев к Н.В. Варбанец “…Одновременно с письмом тебе я написал маме тоже изрядно-острое письмо, долженствующее выяснить, любит ли еще она меня или позабыла. От тебя уже три ответа, а от нее ничего. Итог в твою пользу. Получается, что ты не совсем пропащая, в смысле совести..."
9 июня 1955 г.31

Мамочка<,>

я получил 5 твоих открыток, наполненных разнообразными сведениями, но не содержащими ответа на мой вопрос: приедешь ли ты на свидание, попрощаться32. Из отсутствия ответа я сделал вывод, что ты не приедешь."

Опубликовано в журнале:
«Знамя» 2011, №6

Л.Н. Гумилев – А.А. Ахматовой. Письма, не дошедшие до адресата

  • 1