?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Сродственная колея...
Простите
kalakazo
Ещё одна генетически сродственная колея
связует Иоанна Кронштадтского
с его непосредственными последователями и учениками,
а именно, с Александром Ивановичем Введенским,
Антонином Грановским и Володимиром Красницким -
зачинателями и вождями церковного обновленчества.
Именно они после февраля 1917-го,
не глядючи уже на церковную бюрократию,
вернулись к литургическим традициям кронштадтского пастыря:
служить литургию, словно последний раз в жизни,
с разного рода драматически театральными стилизациями,
не интонационно ровно выпевать возгласы,
а их нервически выкрикивать,
громко читать "тайные" молитвы
во всеслышание собору
и причащать лаиков безо всякого "говения" и разбору
опосля общей исповеди.
Обновленцы выговорили и довели до логического конца
то, чего Иван Ильич Сергиев придерживался,
но выговорить вслух не решался -
свою страстную не любовь к монашеской аскетике.
Митрополит Алексий Симанский -
тоже на короткое времячко обновленец,
поставленный в 1933-м на Ленинградскую кафедру -
свершив объезд оставшихся действующих храмов,
ужаснулся размаху
практикуемой в них манере "кронштадить".
Привожу малоизвестный ныне циркуляр от 23 июля 1954 года
уже патриарся Алексия Симанского,
в отношении доставшейся в наследие от Ивана Ильича Сергиева
советской церкви
пресловутой "общей исповеди",
призванный навести в кутейных рядах
хоть какой-то порядок:
"Ввиду поступающих ко мне разными путями я из разных мест многочисленных жалоб на невнимательное отношение некоторых пастырей к религиозным нуждам верующих и в целях лучшего удовлетворения этих религиозных нужд и для поднятия церковной дисциплины среди духовенства — представляется не лишним напомнить всем пастырям о необходимости истового и благоговейного совершения ими частных треб: молебнов, панихид, отпеваний, а также таинств крещения, исповеди и причашения. Чрезвычайно важно, чтобы в эти моменты личного общения со священником верующие получали полное религиозное удовлетворение, а не уходили бы огорченными неблагоговейиым, торопливым, небрежным совершением требы священником.
Если относительно треб достаточно простого напоминания, — хуже обстоит дело с практикой совершения исповеди и со. лричашения. Современная практика, особенно а больших городах, извращает смысл этих великих таинств.
Всякое таинство, по православному учению, только тогда будет таинством и только тогда будет благодатно действовать на человека, когда оно будет совершено точно по установленному чину.
Чин исповеди коренным образом искажается практикой так называемой общей исповеди. Общая исповедь почти совершенно вытеснила в городах частную исповедь. Не только в Великом Посту, когда бывает множество "говеющих" и нет физической возможности нсловедывать каждого отдельно, но и в обыкновенные будничные дни, когда, бывает человек 10 исповедников, свяшенник совершает общую исповедь и дает всем присутствующим обшее разрешение. Церковный Устав не знает общей исповеди: он признает только частную исповедь. В чине исповеди мы читаем: «приводит духовный отец хотяшаго исяоведатися единаго, а не два или многия». В молитве пред исповедью духовник также обращается только к одному, а не ко всем. «Аз — читает священник — точию свидетель есмь, да свидетельствую вся, елика речеши мне. Не усрамися, ниже убойся и да не скрыеши что от мене...». Так учит св. Предание, запечатленное в Требнике, в полном согласии с учением Св. Писания. Таинство покаяния установлено Господом Иисусом Христом словами: «примите Духа Саятаго: ихже отпустите грехи, отпустятся им, и ихже удержите, удержатся», а также словами: «вся, елика аще свяжете на земли, будут связана и на не-беси, н елика аще разрешите на земли, будут разрешена и на небесех»!». Из этих слов видно, что священник должен не только разрешать грехи, но в известных случаях «вязать» их, т. е. не прощать грехи, а налагать епитимии. Общая исповедь не дает возможности священнику узнать духовное состояние стоящих пред ним людей. Взгляд, что отпущение грехов надо давать всем, каковы бы ни были грехи, по учению св. отцев, ив помогает, а вредит делу спасения кающихся.
В Требнике имеется отдел «Како подобает духовным отием строит и исповедующихся»; из него видно, что древняя церковь никогда не принимала такого безразличного отношения к греху. Применение общей Iсповеди ведет к большой духовной распущенности.
Такие исповедники отвыкли говеть, посещать храм в течение гонения, особенно же накануне причащения. Они приходят в самый день лричашения и даже не к началу службы. Исповедь производится служащим священником не только до Часов, но и во время «Изобразительных», во время чтения заупокойных записок, во время пении «Верую» и пред самым причащением.
Небрежное отношение к исповеди влечет за собой такое же отношение к таинству причащения. Это великое таинство, о котором Церковь учит, что оно дается «во оставление грехов и в жизнь вечную», таинство, которое по идее принадлежит только «святым», очищенным таинством покаяния от грехов: «святая — святым», — таинство, к которому надо подходить «со страхом Божиим и верою», «не яко Iуда, но яко разбойник». А между тем. это таинство совершается торопливо в тесноте, а давке, сплошь и рядом без чтения Правила и молитв пред причащением. Что, если причастник придет к мысли о себе, что он согрешил, предав Кровь неповинную — может ли священник спокойно сказать в ответ на это: «Что нам до того: смотри сам». Несомненно, «в суд себе яст и пнет» не только недостойно причащающийся, но и священник, плохо подготовивший его к причащению. Об этом можно найти много указаний и у св. Отцов и в молитвах правила священнического ко причащению.
Одной и почти главной причиной недостатков в совершения треб и таинств в больших приходах является неправильное распределение обязанностей между священниками. Священник часто служит один без помогающего. Надо ежедневно к обедне являться двум священникам (говорится о многоклирных приходах): один служит, другой совершает требы. По окончании литургии, если есть причастники, следует читать благодарственные молитвы. Общий молебен и общая панихида не должны совершаться одновременно: молящиеся не знают, куда итти. Не следует отказывать без серьезных оснований в совершении отдельных треб.
Исповедь должна быть частная, производиться накануне причащения, а если в самый день причащения, то до начала обедни. Об этом прихожане должны быть извещены и вывешено объявление около того места в храме, где обычно производится исповедь. Если по нужде производится общая исповедь, то над каждым кающимся должна быть прочитана отдельно разрешительная молитва и кающемуся должна быть предоставлена возможность в этот момент покаяться отдельна.
Священник должен позаботиться об организации порядка во время причащения.
Не только в большие, но и в малые праздники все члены причта должны являться к службе я принимать участие в ней. Если всякий, состоящий на гражданской службе, должен являться и является каждый день на свою работу и на ней находится во все продолжение рабочего времени, то почему не могут, хотя бы на утреннее богослужение — литургию, когда, конечно, бывает больше народа, чем в вечернее богослужение, являться все наличные священники данной церкви? Этого требует и долг пастырский, и служебная дисциплина, и необходимость своевременного и надлежащего удовлетворения религиозных потребностей прихожан."


http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post16993786/

  • 1

извращает смысл этих великих таинств.


==== Всякое таинство, по православному учению, только тогда будет таинством и только тогда будет благодатно действовать на человека, когда оно будет совершено точно по установленному чину.

---- Вот за таковое - "учение" низводящее Духа Свята до уровня имманентного обрядовой магии (если уж, вообще не обычного оккультизма), Господь, в конечном итоге, как раз и поставил окончательную (после 1206-го и 1453-го) - "жирную точку" в дольней истории - "имперского православия".

Клерикалы, разумеется, как им и положено - "ничего не забыли и ничему не научились", но, да, зато влияние самого клерикализма уменьшилось до совершенно ничтожно-микроскопических масштабов.


совершено точно по установленному чину.

Над этим еще Лев Николаевич Толстой смеялся,
именую православие магизмом...

именуя православие магизмом...


Друг мой, отлично понимаю Ваш сарказм, но ведь Лев Николаевич был, как известно, человеком и вовсе неверующим.

Убожливый же васятко, есть человек не просто верующий, а именно, что - верующий всем сердцем, и, к тому же, в достаточной степени знакомый со Священным Писанием и Священным Преданием, для того, чтобы быть в состоянии отличить собственно определённую религиозную традицию от её полного вырождения и перерождения в ДО-религиозные (точнее именно в - квазирелигиозные) обрядовые практики.


Re: именуя православие магизмом...

Вы не совсем правы, друг мой, Лев Николаевич был весьма религиозным человеком,
не православным, но последователем Христа.
Правда понимал Он его по своему.

Правда понимал Он его по своему


Совершенно очевидно, друг мой, что Вы с убожливым васяткой под - "религиозностью" понимаете, какие-то абсолютно различные - "предметы".

То, что Вы подразумеваете под, якобы имеющейся в наличие, мифической - "религиозностью" Льва Николаевича, очевидно есть не что иное, как самая обыкновенная - гордыня, не позволявшая сему ВПЗР-у принять Подлинного Евангельского Христа, а заставлявшая его заниматься - "конструированием" - некоей модернистской разновидности - PPJ - http://vasia-tapkin.livejournal.com/111720.html - то есть, априори, всего лишь и только - очередного умосозданного ИДОЛА.


Re: Правда понимал Он его по своему

В действительности учение Т. было доктриной, весьма далекой от христианства, даже в его радикальном, либерально-протестантском толковании… Писатель неоднократно подчеркивал, что еще подростком утратил христ. веру, в к-рой был воспитан… Он был убежден, что нравств. совершенствование человека, жертвенное самоотречение, любовь к ближнему - единств. путь, способный вывести человечество из тупика, в к-рый завело его уродливое развитие цивилизации. Но этический императив должен, согласно Т., иметь под собой основание. И этим основанием писатель, вступая в противоречие с собств. рационализмом, считал веру в Высшее Начало, в Бога. Однако, начав в 80-х гг. исповедовать и проповедовать эту "разумную", "естественную" религию, Т. не вышел за пределы пантеизма, к к-рому тяготел с юности. Для него Бог - это Целое, Все, частью к-рого является человеческий дух. Этот дух тождественен "разумению", здравому смыслу, и, следовательно, Бог, "Хозяин" бытия, открывается человеку только в его разуме… Т. постоянно цитировал Конфуция, Лао-цзы, Мен-цзы, буддийские тексты, Эпиктета и Марка Аврелия. В его глазах их учения были тождественны евангельскому. При этом Т. стремился создать не синкретическую доктрину, а оставался верным своему курсу на "универсальную религию", отыскивая повсюду то, что совпадает с его собств. воззрениями. При всей кажущейся эклектике религ.-филос. творения писателя обладают характером существенного единства. "Догматика" их весьма проста: есть некое Высшее духовное Начало. Оно сокрыто в каждом человеке. Оно побуждает людей к следованию добру. Оно не имеет личностного характера, ибо личность есть нечто низшее и ограниченное.
http://www.edudic.ru/men/1668/

Чья бы корова мычала...

Правда понимал Он его по своему.


"Следование разуму для достижения блага - в этом было всегда учение всех учителей человечества, и в этом ВСЁ учение Христа" - ну, это же просто - пОшло, дорогой друг.

Какое уж там - "последование Христу" ...


Re: Какое уж там - "последование

Тем не менее, Толстой оставил всё что его связывало с миром, и последовал Христу, что невозможно сказать о последователях бесконечной холопской болтологии.
Толстой это микрокосмос, только оголтелый придурок может себе позволить этого не замечать.

думается, что патр. Алексей прав был

Нельзя устраивать мешанину из разного типа духовных практик. Для христоверов "общая исповедь" и всякая такая экстатика и харизматика - органичны, у них другого рода духовность была. А для синодальной церкви - это вроде помеси негра с мотоциклом, не уму не сердцу...

>а не уходили бы огорченными неблагоговейиым, торопливым, небрежным совершением требы священником

О!

>>> чего Иван Ильич Сергиев придерживался,но выговорить вслух не решался -
свою страстную не любовь к монашеству и монашеской аскетике.

Почитал ваш журнальчик: много информации к которой не знаешь как относиться, верить или нет. Решил в качестве лакмуса просмотреть посты по тегу "Кронштадтский пастырь". Тот же хамский и панибратский стиль, да еще и сдобренный клеветой на святого. Если в такой теме позволяете себе делать совершенно ложные выводы (т.е. врать) значит и в других лжи хватает.

Какую "страстную не любовь к монашеству" вы увидели у отца Иоанна? Может пару цитаток дадите из его дневника, подтверждающих такую гнусную хулу? Вы хоть его книги в руках держали? Беседы с игуменьей Таисьей, дневники, воспоминания самовидцев? Стыдно за вас. То, что у него было следствием благодатного состояния, у пытавшихся подражать ему по-наружности было следствием прелести и самомнения. "Страстно не любящие" монашескую аскетику болезни молитвой не исцеляют, Господь через таких не действует.

Re: Вы лжете

Премного благодарствую за столь дельное замечание.
Давно уже мечтаю о столь внимательном читателе.
Какие огрехи Вы еще обнаружили в цикле Кронштадский пастырь?

Прошу прощения, но публикуя материалы и ведя летопись, надо быть очень точным, особенно насчет дат, имен и званий. Патриархом митрополит Алексий был избран 2 февраля 1945 г. на Соборе РПЦ в Москве. Поэтому, быть патриарсем 23 июля 1944 г., как сообщаете Вы, он никак не мог.

Премного благодарствую, друг мой, хорошо что заметили описку: это циркуляр от 1954 года

  • 1