?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Слегка галлюциногенный сельский примитив...
Простите
kalakazo
Две истории - два "конфуза",
на единой неделе происшедшие
в питерской поповке -
с батюшкой-футболистом и игумен-байкером,
следовало бы рассматривать
во единый мелкоскоп.
И та, и другая имеют извод
от единокорневой печали
и вполне искренней душевной болести
за наше родимое гетто-православие:
"Если погуглить словосочетание «прогрессивный батюшка», то имя настоятеля петербургского Свято-Успенского подворья монастыря Оптина пустынь, иконописца, реставратора и фотографа выпадет первым:«Молодежь не может прийти в структуру, которая стала „динозавром“»
http://sobaka.ru/magazine/glavnoe/15959
Об плодах игуменской модернизации "динозавр-православия",
два года назад был составлен целый отчет:
«ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, СЛЕГКА ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫЙ СЕЛЬСКИЙ ПРИМИТИВ» ИЛИ ГЕЛЬМАН «ОТДЫХАЕТ» - именно такое определение дал отец Ростислав фрескам, находящимся в храме, освященном во имя преподобного Амвросия Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).
Третий день международной Конференции «Современная икона в мире» прошел в Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе. Организована была Конференция великолепно. Что касается технического оснащения, оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы - выставочный зал - церкви - экскурсии...) - здесь и комар носа не подточит. Однако, почему именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как заключительный аккорд - совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы приехали и увидели здание церкви.
Изображенная на фасаде «Троица» уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10 минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте православного монастырского храма...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2213&page=5

Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим - и явное неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось?


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1437&page=13

"Нет, но вы объясните мне, - вопрошал игумен - а что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?"


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1563&page=11

И ни замечания И.К.Языковой, что "Спас нерукотворный" - это и есть весьма слабая, ничтожнослабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного смутить о. Ростислава.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1901&page=8

На вопрос "Александр, Вы раньше занимались иконописью?"художник ответил "Нет, но базовые познания я, разумеется, имею". Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли понять (а он - не смог объяснить).
В конечном итоге, игумен сказал: "И не думайте, что тут дело в деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел - мы бы любого из вас бы купили, чтоб нам тут стены разрисовал!".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1677&page=9

И это заявление наш переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все такие счастливые, самодостаточные...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1562&page=12

Пообедав, мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив».


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1845&page=8

Обсуждать-то тут по-сути особо нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что: "Это лишь Ваше частное мнение!". На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала: "Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь - мнения профессионалов. В этом зале - люди, положившие годы жизни, все свои силы на изучение иконописи и создание икон." Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос "каково его мнение по поводу этих фресок?": "Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1588&page=10

Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия): "Я, как монах, наверное должен был бы воздержаться... но все-же не могу во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает критику в свой адрес, а во-вторых, хочу спросить у игумена этой обители ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?". О.Ростислав был лаконичен: "Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно." А на наш вопрос "А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?" игумен отвечал: "Ну, пока никто из них сюда не приезжал..."

Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2243&page=3

P.S.: Вот до сих пор не могу понять: зачем было собирать иконописцев, профессоров со всего мира, чтобы вот так с ними поступить? Попытаться их унизить и "опустить". Зачем именно вот этим надо было закончить Конференцию, которая до сего момента была событием исключительно созидательным, информативным, интересным и полезным?"


http://georgehp.livejournal.com/10402.html


(Deleted comment)
Слава Богу, что Вы хоть раз пришли в восторг...

Это не восторг, это speechless..!

Оригинально, с собственным стилем. Как раз создателям интересно, наверное, было услышать мнения специалистов по иконам. А везти иностранных специалистов на демонстрацию стотысячной одинаково-канонической росписи было бы точно ни к чему. Всё равно что ехать в Китай смотреть плакат, отпечатанный в типографии.

Вот вам "мнение специалиста" - расстрелять!

Последняя фреска уместна и хороша. Имхо, стоило сделать лики "светлее", а фоном пустить не страусов, а российскую жизнь - например, Мария кормит младенца за стогом, а на заднем плане трактора, ЛЭП, сельчане работают, самолет в небе. Или Иисус среди косарей...

Интересно , а што эти спецы-профи сказали бы про коптские росписи, у них тоже живенько так, нарядно.

Копты научились рисовать во вполне академической манере:

http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21394943/

а где эта церковь? В Сосновом Бору? Я бы съездил, посмотрел, п.ч. судить о фресках по отдельным фрагментам невозможно. Ясно, что монументальная живопись не подлежит рассмотрению через микроскоп, а только в некой целостности.
Любопытно, однако, эти специалисты по иконописи также реагируют на творчество украинских и прочих бригад, бороздящих постсоветское пространство и расписывающих храмы в соответствии с "канонами" соцреализма и дешевого академизма.

Да я бы тоже с удовольствием съездил бы посмотреть на сие чудо.
Но от Каннельярви такая драбадан дорога,
что у меня летом все спицы повышибало из велоколес.
Фотофиксация подробная на сайте подвирия:
http://blagoemesto.ru/fotoalbom.php?id=46

При взгляде на первый лик вспомнился известный мем:
"Да он же упоротый!!".

Большая часть наших богомазов подшиты, и потому сидят на травке или кислоте...

Можно предположить, как выглядела история с росписями с другой стороны.
Профессионалов пригласили, чтобы они посмотрели работу, в которую вложено много труда, не двухминутную почеркушку. В этой работе поставлена была серьёзная задача - не отступая от канона - развивать его, сделать живым.
А профессионалы реагируют - ах, меня унизили, ах, ноги подкашиваются, не то, что кушать - стоять не могу!. Всё это - вместо серьёзного анализа - что именно плохо, чем не годится такое направление вообще для развития церковных росписей - ежели именно так они думают.
Работа может получиться неудачной, но это ведь - не наскоро что-то навалять и с умным видом подсовывать. Если позвали профессионалов высокого уровня - уж наверное, надеялись на профессиональный критический анализ - а получили, судя по постингу, совсем неконкретные эмоции.

Почему достопочтенная публика не обращает внимания на "лики"? Только это ж не лики, а маски!!! Взгляните http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1562&page=12 - даже Богомладенец с маской! Богородица, преподобные - у всех маски!... Взгляните!
Про орнаментику вообще молчу.

Edited at 2013-11-13 09:42 am (UTC)

Так в византийском каноне лица всегда представляют собой условные маски. Даже жировые складки на шее, не столь частые у людей, обязательно изображают у любого персонажа. Типичная маска.

мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Мой опыт священника говорит о том, что молитва у разных людей не протекает одинаково и по одному сценарию. Совершенно нерелевантно вопросу об оценке данной росписи заявление "мне было бы тут трудно". Тебе трудно, другому легко... Стремление навязать другим свой опыт, как правило, упускает из виду индивидуальность и несхожесть разных людей, и потому в общем случае ведёт к имитации, симулякру духовности. Люди начинают жить лозунгом, идеологией, моделью жизни становится ролевая игра.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Так в любом случае получается тот кто расписал, то и навязал всем остальным...

Разномастненько, но на самом деле совсем неплохо.
Посмотрела роспись всего храма по ссылке. Понравилось изгнание торговцев из храма, и тайная Вечеря. Ну и еще кое-что.
Создается ощущение, что некоторые работы просто не дописаны (особенно приведенные здесь), и что автору элементарно не хватает художественного и иконописного мастерства, да и помощников. Подумать только, весь храм одному расписать...
Вот все бы то же самое, но техничнее. Было бы здорово.

Представляю, что у иконописцев был шок и разрыв шаблона, но ширше надо мыслить. )
Кстати последняя картинка - роспись на гостинице - тоже хороша, и к месту.

Мне кажется, у иконописцев с искусствоведами была такая реакция, потому что они восприняли эту нестандартную роспись как посягновение на каноны. Но она ведь и не была предложена как новый стандарт или критика, пересмотр канона. Просто такой вот частный случай, такой взгляд и вкус.

Постараюсь выбраться и посмотреть эту работу вживую...

Лисапеды удались на славу )!

На месте Дедули я б похвалил )))

Местами недурственно, но местами - просто ужасный кич.
У художника абсолютно отсутствует "религиозный опыт"...

Очень понравилось, живо, ярко и молитвенно написано.