?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Слегка галлюциногенный сельский примитив...
Простите
kalakazo
Две истории - два "конфуза",
на единой неделе происшедшие
в питерской поповке -
с батюшкой-футболистом и игумен-байкером,
следовало бы рассматривать
во единый мелкоскоп.
И та, и другая имеют извод
от единокорневой печали
и вполне искренней душевной болести
за наше родимое гетто-православие:
"Если погуглить словосочетание «прогрессивный батюшка», то имя настоятеля петербургского Свято-Успенского подворья монастыря Оптина пустынь, иконописца, реставратора и фотографа выпадет первым:«Молодежь не может прийти в структуру, которая стала „динозавром“»
http://sobaka.ru/magazine/glavnoe/15959
Об плодах игуменской модернизации "динозавр-православия",
два года назад был составлен целый отчет:
«ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, СЛЕГКА ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫЙ СЕЛЬСКИЙ ПРИМИТИВ» ИЛИ ГЕЛЬМАН «ОТДЫХАЕТ» - именно такое определение дал отец Ростислав фрескам, находящимся в храме, освященном во имя преподобного Амвросия Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).
Третий день международной Конференции «Современная икона в мире» прошел в Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе. Организована была Конференция великолепно. Что касается технического оснащения, оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы - выставочный зал - церкви - экскурсии...) - здесь и комар носа не подточит. Однако, почему именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как заключительный аккорд - совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы приехали и увидели здание церкви.
Изображенная на фасаде «Троица» уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10 минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте православного монастырского храма...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2213&page=5

Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим - и явное неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось?


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1437&page=13

"Нет, но вы объясните мне, - вопрошал игумен - а что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?"


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1563&page=11

И ни замечания И.К.Языковой, что "Спас нерукотворный" - это и есть весьма слабая, ничтожнослабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного смутить о. Ростислава.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1901&page=8

На вопрос "Александр, Вы раньше занимались иконописью?"художник ответил "Нет, но базовые познания я, разумеется, имею". Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли понять (а он - не смог объяснить).
В конечном итоге, игумен сказал: "И не думайте, что тут дело в деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел - мы бы любого из вас бы купили, чтоб нам тут стены разрисовал!".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1677&page=9

И это заявление наш переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все такие счастливые, самодостаточные...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1562&page=12

Пообедав, мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив».


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1845&page=8

Обсуждать-то тут по-сути особо нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что: "Это лишь Ваше частное мнение!". На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала: "Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь - мнения профессионалов. В этом зале - люди, положившие годы жизни, все свои силы на изучение иконописи и создание икон." Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос "каково его мнение по поводу этих фресок?": "Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1588&page=10

Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия): "Я, как монах, наверное должен был бы воздержаться... но все-же не могу во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает критику в свой адрес, а во-вторых, хочу спросить у игумена этой обители ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?". О.Ростислав был лаконичен: "Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно." А на наш вопрос "А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?" игумен отвечал: "Ну, пока никто из них сюда не приезжал..."

Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2243&page=3

P.S.: Вот до сих пор не могу понять: зачем было собирать иконописцев, профессоров со всего мира, чтобы вот так с ними поступить? Попытаться их унизить и "опустить". Зачем именно вот этим надо было закончить Конференцию, которая до сего момента была событием исключительно созидательным, информативным, интересным и полезным?"


http://georgehp.livejournal.com/10402.html


  • 1

мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Мой опыт священника говорит о том, что молитва у разных людей не протекает одинаково и по одному сценарию. Совершенно нерелевантно вопросу об оценке данной росписи заявление "мне было бы тут трудно". Тебе трудно, другому легко... Стремление навязать другим свой опыт, как правило, упускает из виду индивидуальность и несхожесть разных людей, и потому в общем случае ведёт к имитации, симулякру духовности. Люди начинают жить лозунгом, идеологией, моделью жизни становится ролевая игра.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Так в любом случае получается тот кто расписал, то и навязал всем остальным...

В Питере не навяжешь

В Питере есть конкуренция храмов, есть выбор. "Духовный супермаркет" работает, так сказать.

Не нравится, пойду в другой храм

Когда нет выбора и всё везде одинаковое, то тогда можно что-то кому-то навязать.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

есть церковные каноны
есть примеры высокого церковного искусства
на них и должен равняться иконописец
а по Вашему можно преспокойно заполнять храмы мазней "актуального искусства" - только бы всем вкусам, точнее - всем безвкусиям угодить
это и есть утрата церковного самосознания

Угодить это плохо?

Мне кажется, что лучше отвечать потребностям людей, чем внедрять общеобязательный стиль. Люди слабы, и нет ничего проще,чем затянуть их в водоворот имитации и лицемерия.

"Водоворот имитации и лицемерия" - сильная фраза. Хотя сказать: "омут...." было бы, пожалуй, сильнее.

Но всяко - спасибо за образ!

Re: Угодить это плохо?

полагаю, будет уместно провести аналогию с Евангельскими заповедями, относительно которых Вы говорите:
"лучше отвечать потребностям людей, чем внедрять общеобязательный (евангельский)стиль. ибо кто может слышать слово сие? оно слишком жестоко. Люди слабы, и нет ничего проще,чем оттолкнуть их от Церкви требованием буквального соблюдения евангельских заповедей"

Икона рождается из богословия Евхаристии и требования к ее качеству могут и должны предъявляться максимально высокие.


"Икона ничего не изображает, она являет. Она есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос.
...Задача Церкви – возводить людей к высоте боговедения, а не самой снисходить до человеческого невежества. Поэтому отвергающий подлинно православную икону тем самым ставит под сомнение правильность своего восприятия богослужения и, в частности, Евхаристии, из которой икона рождается".
Архимандрит Зинон, «Беседы иконописца»
http://www.wco.ru/biblio/books/zinon1/Main.htm
(полезно ознакомиться для образования в богословии иконы)

с примером подлинного церковного искусства можете ознакомиться здесь:
http://www.flickr.com/photos/feosobor1/sets/72157634128441752/


Edited at 2013-11-13 12:35 pm (UTC)

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

И всё же можно определить, что шокирует в этих росписях.
Здесь нет благоговения, а есть небрежность.
Нет любви к изображаемым персонажам, а есть неуважение к ним и пофигизм.
Посмотрите, как грубо положены мазки, у меня как у зрителя выплыло слово "халтура".
Даже покраска забора требует старательности. Можно ведь сразу понять, хорошо ли маляр покрасил стены в комнате или лишь бы как.
И жить в такой комнате НЕВЕСЕЛО! Что там весёлого.

А здесь служба Богу.
В церкви я слышала: всякий, кто работает Богу с небрежением да будет изгнан.
И не надо мне ЛЯ-ЛЯ (это я не вам, а игумену)про то, что, мол старое закоснело-омертвело. СДЕЛАЙ НОВОЕ, НО СДЕЛАЙ ХОРОШО!
Опровергать умеем, а созидать - чтоб не хуже, на это кишка тонка.
Я сама художник и не поклонник академизма, но отличить плохое от хорошего слава Богу могу.

но это же монументальное искусство. В нем есть свои законы.
Это крупные формы, которые рассматриваются издалека.
Образ, выписанный - с подмалевком и лессировками - просто не будет виден и будет восприниматься просто, как пятно или маска.

Ну вот это уже разговор по существу. Имеет ли иконописец право на такой мазок, это уже тот анализ, который надо было с самого начала вести.

Лично я про лессировки ни слова не сказала.
Я немножко знаю, что у стены свои законы.
Пастырь с овцой нарисован чудовищно. Лик Божьей Матери написан грубо и неприятно. Правая десница Христа-младенца на фоне голубых одежд плохо нарисована и написана неряшливо.
Можно перечислять и дальше.

Монументальное искусство не терпит такого халатного отношения.
Это холст показал-спрятал. А на стене всё всем видно, а главное- надолго, пока не срубят.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме. Но... с

высадится десант из Оптиной. И сделает ВСЁ ХОРОШО - яркие, живые фрески замажет, половину книг библиотеки подворья сожжёт. Новостную ленту сайта уже искромсали

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Согласен. Монах, которому трудно молиться в каком-либо месте - не монах, а человек, одевший на себя подрясничек и бижутерию, ради комфортной и уютненькой жизни для себя любимого. Таких "монахов" у нас 90%. А те, которым не важно где молиться, например, растелят коврички на Восток, а лет через 20 сметут всех "монахов" - любителей бесплатной обслуги и комфортного жития.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

Согласен. Монах, которому трудно молиться в каком-либо месте - не монах, а человек, одевший на себя подрясничек и бижутерию, ради комфортной и уютненькой жизни для себя любимого. Таких "монахов" у нас 90% - любителей бесплатной обслуги и комфортного жития.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии) (Свернуть)

  • 1