?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Слегка галлюциногенный сельский примитив...
Простите
kalakazo
Две истории - два "конфуза",
на единой неделе происшедшие
в питерской поповке -
с батюшкой-футболистом и игумен-байкером,
следовало бы рассматривать
во единый мелкоскоп.
И та, и другая имеют извод
от единокорневой печали
и вполне искренней душевной болести
за наше родимое гетто-православие:
"Если погуглить словосочетание «прогрессивный батюшка», то имя настоятеля петербургского Свято-Успенского подворья монастыря Оптина пустынь, иконописца, реставратора и фотографа выпадет первым:«Молодежь не может прийти в структуру, которая стала „динозавром“»
http://sobaka.ru/magazine/glavnoe/15959
Об плодах игуменской модернизации "динозавр-православия",
два года назад был составлен целый отчет:
«ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, СЛЕГКА ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫЙ СЕЛЬСКИЙ ПРИМИТИВ» ИЛИ ГЕЛЬМАН «ОТДЫХАЕТ» - именно такое определение дал отец Ростислав фрескам, находящимся в храме, освященном во имя преподобного Амвросия Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).
Третий день международной Конференции «Современная икона в мире» прошел в Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе. Организована была Конференция великолепно. Что касается технического оснащения, оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы - выставочный зал - церкви - экскурсии...) - здесь и комар носа не подточит. Однако, почему именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как заключительный аккорд - совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы приехали и увидели здание церкви.
Изображенная на фасаде «Троица» уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10 минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте православного монастырского храма...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2213&page=5

Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим - и явное неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось?


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1437&page=13

"Нет, но вы объясните мне, - вопрошал игумен - а что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?"


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1563&page=11

И ни замечания И.К.Языковой, что "Спас нерукотворный" - это и есть весьма слабая, ничтожнослабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного смутить о. Ростислава.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1901&page=8

На вопрос "Александр, Вы раньше занимались иконописью?"художник ответил "Нет, но базовые познания я, разумеется, имею". Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли понять (а он - не смог объяснить).
В конечном итоге, игумен сказал: "И не думайте, что тут дело в деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел - мы бы любого из вас бы купили, чтоб нам тут стены разрисовал!".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1677&page=9

И это заявление наш переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все такие счастливые, самодостаточные...


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1562&page=12

Пообедав, мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив».


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1845&page=8

Обсуждать-то тут по-сути особо нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что: "Это лишь Ваше частное мнение!". На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала: "Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь - мнения профессионалов. В этом зале - люди, положившие годы жизни, все свои силы на изучение иконописи и создание икон." Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос "каково его мнение по поводу этих фресок?": "Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме".


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=1588&page=10

Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия): "Я, как монах, наверное должен был бы воздержаться... но все-же не могу во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает критику в свой адрес, а во-вторых, хочу спросить у игумена этой обители ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?". О.Ростислав был лаконичен: "Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно." А на наш вопрос "А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?" игумен отвечал: "Ну, пока никто из них сюда не приезжал..."

Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся.


http://blagoemesto.ru/foto.php?id=2243&page=3

P.S.: Вот до сих пор не могу понять: зачем было собирать иконописцев, профессоров со всего мира, чтобы вот так с ними поступить? Попытаться их унизить и "опустить". Зачем именно вот этим надо было закончить Конференцию, которая до сего момента была событием исключительно созидательным, информативным, интересным и полезным?"


http://georgehp.livejournal.com/10402.html


  • 1

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме

И всё же можно определить, что шокирует в этих росписях.
Здесь нет благоговения, а есть небрежность.
Нет любви к изображаемым персонажам, а есть неуважение к ним и пофигизм.
Посмотрите, как грубо положены мазки, у меня как у зрителя выплыло слово "халтура".
Даже покраска забора требует старательности. Можно ведь сразу понять, хорошо ли маляр покрасил стены в комнате или лишь бы как.
И жить в такой комнате НЕВЕСЕЛО! Что там весёлого.

А здесь служба Богу.
В церкви я слышала: всякий, кто работает Богу с небрежением да будет изгнан.
И не надо мне ЛЯ-ЛЯ (это я не вам, а игумену)про то, что, мол старое закоснело-омертвело. СДЕЛАЙ НОВОЕ, НО СДЕЛАЙ ХОРОШО!
Опровергать умеем, а созидать - чтоб не хуже, на это кишка тонка.
Я сама художник и не поклонник академизма, но отличить плохое от хорошего слава Богу могу.

но это же монументальное искусство. В нем есть свои законы.
Это крупные формы, которые рассматриваются издалека.
Образ, выписанный - с подмалевком и лессировками - просто не будет виден и будет восприниматься просто, как пятно или маска.

Ну вот это уже разговор по существу. Имеет ли иконописец право на такой мазок, это уже тот анализ, который надо было с самого начала вести.

Я очень деликатно формулирую . На фоне того ужаса, который представляет собой современное храмовое искусство, эти образцы вполне ничего себе

Интеръерная понорама храма:
http://pano360.pro/i/blagoe/

не открывает

Заработала...

колорит резковат конечно. Хотя, что же все храмы у нас должны быть, как красные уголки устроены. Есть община, она решает, как сделать. Кто будет им указывать и на каком основании?

Игумен Ростислав - это конечно же целая эпоха,
я когда-то был на него сердит, за то что он с Василием Ермаковыым подсидели Кешу - иеромонася Иннокентия - предыдущего наместника, но сделал Ростик весьма многое за 17 лет.
Сейчас придет новое начальство, которое прежде всего и перепишет сие богомазство.
На подвирии уже не будет ни байкеров, ни галлюцигенных примитивистов...


==== На фоне того ужаса, который представляет собой современное храмовое искусство, эти образцы вполне ничего себе

---- Слава Богу, хотя бы один нашедся, что-то действительно по сути дела отписамши.
Слава Богу, что на несколько десятков - "оценщиков", хотя бы один оказался - не полный идиот ...


Лично я про лессировки ни слова не сказала.
Я немножко знаю, что у стены свои законы.
Пастырь с овцой нарисован чудовищно. Лик Божьей Матери написан грубо и неприятно. Правая десница Христа-младенца на фоне голубых одежд плохо нарисована и написана неряшливо.
Можно перечислять и дальше.

Монументальное искусство не терпит такого халатного отношения.
Это холст показал-спрятал. А на стене всё всем видно, а главное- надолго, пока не срубят.

Лессировки здесь не нужны.
Я немножко знаю, что у стены свои законы.
Пастырь с овцой нарисован чудовищно. Лик Божьей Матери написан грубо и неприятно. Правая десница Христа-младенца на фоне голубых одежд плохо нарисована и написана неряшливо.
Можно перечислять и дальше.

Монументальное искусство не терпит такого халатного отношения.
Это холст показал-спрятал. А на стене всё всем видно, а главное- надолго, пока не срубят. Современные греки работают на стенах несколько жёстко, но не противно. А эта мазня отвращает.

Re: мне было бы очень трудно молиться в этом храме. Но... с

высадится десант из Оптиной. И сделает ВСЁ ХОРОШО - яркие, живые фрески замажет, половину книг библиотеки подворья сожжёт. Новостную ленту сайта уже искромсали

  • 1