kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Мысли о православной сексопатологии...

Сторонний взгляд davidgoliath:"На Руси, в период ее постепенной христианизации и вплоть до советского периода, разрушившего старый уклад, сосуществовали по крайней мере три традиции, одна народная и идущая из дохристианских времен, другая – продукт влияние богумильства на прицерковную среду, и третья – описанное выше христовство, широко распространенное во множестве толков (ему было подвержено к 1900 году более 5% населения и именно наиболее религиозная его часть).
В первой преобладали матриархальные представления и преобладала женская сексуальность как основа семейного и общественного быта. Анекдотическим отголоском были воззрения купчих, о том что муж потребен для детей, а конюх (сторож, баньщик, сосед) - для удовольствия. В хлыстовской традиции языческий, карнавально-оргиастический компонент этой традиции был одухотворен и сохранен, полностью перенесен на православную почву. Во второй, официальной и дуалистической традиции шла постоянная борьба с полом по рецептам чрезвычайно строгих «номоканунцев», сочинений предназначенных для помощи в покаянии. По мнению проф. Алмазова и современных историков, на Русь эти «номоканунцы» попадали из пораженных богумильством (дуалистической ересью отрицающей благость творения, брака, тела) монастырей на Балканах, переписывались, дополнялись местными подвижниками, сходными по духу.

Правилами такого рода была поражена церковная среда на Руси, сюда же вносили свою лепту и католические сочинения на тему о первородном грехе. На деле, по свидетельству консисторских архивов, русское духовенство, их семьи и ревностные прихожане жили весьма сходными интересами, и их взгляды на вопросы пола и брака вполне соответствовали одной из этих трех традиций. Кратко остановимся на психологической стороне проблемы. Половое и «желательное» чувство, эрос, в самом человеческом существе составляет как бы корень, основание личности, он сильнейшим образом связан с волей, всеми естественными и греховными желаниями.

Ложный аскетизм объявлял практически все без исключения половые контакты между супругами греховными, а разрешенные сводил практически к нулю за счет произвольно установленных воздержаний в Посты, праздники, накануне и после и т.д. и т.п. Основная идея тут – манипуляция и контроль над самым фундаментальным аспектом человеческой личности. При такой строгости, сами перечисления «грехов» как с мужем, так и без него, по полноте и деталям напоминали порнографические сочинения, даже в наше время поражающие своей изощренностью. Хотя они и описывали распространенные тогда отношения, все равно, трудно представить, что было в душе монахов составлявших эти руководства.

Продолжительные службы, часто монастырского устава, с множеством типично монашеских чтений, ориентированных на целибатную жизнь в пустыне или монастыре, практически полный запрет на половое общение с мужем и постоянное чувство виновности и греховности у женщин, живущих в миру, создает эффект маятника. Источник эротической энергии, энергии желаний, хотения, страсти, сам по себе чистый и непогрешительный, должен быть направлен в русло исполнения заповедей о любви к Богу и ближним. Его правильное употребление регулируется половыми отношениями, в отсутствие которых, по слову апостола Павла, эта энергия становится разрушительным разжением. Попытка затыкания этого источника дуалистически настроенными аскетами не приводит к его иссяканию, эта сила находит себе дорогу и, в лучшем случае, приводит к невротическому состоянию.
Возникает неудовлетворенность, раздражение, мнительность, уныние, затем человек «ударяется во все тяжкие», потом кается и снова начинает цикл, постепенно доходя до полной нечувствительности настоящих и серьезных грехов. Глубокий внутренний разлад в лучшем случае стабилизируется выбором постоянного объекта греховной связи вне брака («дворника») и выводом его как бы за рамки навязанных понятий о грехе – «с ним всё можно». В худшем случае, депрессия может завершиться самоубийством или полной потерей веры.

В отношении православного русского крестьянства к вопросам пола и брака бросается в глаза сочетание строгости церковного идеала и требований, с множеством способов смягчения этой строгости. Это помогает понять присутствие во многих современных молитвословах ежедневных исповеданий грехов такого рода, что современные верующие считают их крайним преувеличением. На самом деле, они последовательно излагают богумильский идеал развоплощения и расчеловечивания. Женщинам запрещалось «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человеки во погибель сласти телесныя». Ввели запрет на позицию «стоя» - считалось что в ней трудно забеременеть, а значит она «не чадородия для, а токмо слабости ради», то есть во имя удовольствия. Тоже касается и способов совокупления «спереду» и «созади». Тех, кто совершал половые акты в воде обвиняли колдунами и ведьмами, все эти запреты сближает то, что это попытка прекратить традиционные карнавально-оргиастические празднования – качели, купания и пр. «Не влагали ль вы уста и перста свои ближним своим в места непотребные и куда ненадобно?». Много усилий было потрачено, без большого успеха, на противодействие народным играм, как правило имевшим сексуальный характер, празднованиям и повитухам (как распространительницам и главным носительницам традиционной медицины и половой культуры).

Не столько отцы церкви, сколько подверженные дуалистическим представлениям о плоти и аскетике балканские монахи и их последователи на Руси создали исчерпывающие списки грехов, в которые может впасть человек и наказаний за грехи. Любые формы интимных контактов воспринимались как блуд. Не исключением был и секс между супругами."
http://davidgoliath.livejournal.com/8886.html
Tags: Глеб Грозовский, про Это
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments