?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Евхаристическое изуграфство...
Простите
kalakazo
Архимандрит Зинон Теодор - единственный в матушке России изуграф,
кто своё иконографное мастерство
изводит не от сложившегося "канона",
не из устоявшейся иконописной "традиции",
не от размеров богомазной мошны иль "хлеба куса",
а из личного молитвенного опыта,
точнее, из того, как он сам лично
созерцает сущность
Святой Евхаристии.
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21575385/
Осению 1990-го, когда мы с ним обсуждали возможность
воссоздания его рукою
иконостаса на Каменном острове Петербурга,
в бывшем придворном храме Рождества Иоанна Предтечи,
он был уже тогда сторонником
не многоярусных русских иконостасов,
а минималистической алтарной преграды,
не отделяющей и не разделяющей
клириков от лаиков:
с поясного размера царскими вратами
и максимум - двумя рядами икон,
примерно так же, как это удалось ему соделать
в храме поселка Семхоз:
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21575882/
Спустя десятилетие Евхаристическое изуграфство
тогда уже Гверстонского затворника
пошло намного дальше - в глубь веков,
и оказалось воплощенным в храме
скабарской деревни Гверстонь:
с совсем уже с условно-символическим
алтарным средостением,
какого уже не было в помине,
и только уже двумя на весь храм,
чуть более аналойного размера иконами...
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post6437236/

  • 1
и только уже двумя на весь храм
чуть более аналойного размера иконами...//

А ведь человек должон целовать материю.

Вспомнилось:

"Храм Спасителя - храм Петербуржцев в Москве, назначенный для перехода от православного (якобы) суеверия к протестантскому свободомыслию, отрицанию, к высшей якобы форме религии, т.е. переход от живого к отвлеченному, мертвому.

Даже храм Спасителя, а не Спаса, как бы сказали в старину...

...Только на высоте, недоступной для выражения почитания целованием, помещены изображения святых. Очевидно, простодушные полу-иконоборствующие строители храма обладали протестантствующим умом и бездушным сердцем...

... . Нигде так сильно не выражено гонение на иконы, как в этой замене нескольких рядов икон, поднимающихся до самого свода, архитектурною постройкою с небольшими едва заметными иконками"

Да! Икона из объекта почитания .(целования) превращается в обычный эстетический объект., достоинства которого можно обсуждать, а вот целовать который уже не только необязательно, но даже и нежелательно.

В Гверстоне симпатично получилось. А в Семхозе какая-то станция метрополитена :).

И в Гверстоне - смесь французского (как-бы-католического) с нижегородским (балканский минимализм с безграмотно в данном случае выведенном за алтарь жертвенником-нишей).

(Deleted comment)
Все верно. Спасибо большое за заметку.

сначала там не было даже возвышения для престола и это мне очень нравилось
это было то, что надо по сути
как и в нижнем храме в мироже некогда...
но потом, батюшка, видать, усумнился и все же пошел на компромисс, сильно подняв над полом алтарь с престолом и тем самым самым оторвав его от пространства лаиков, увы...

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Разуйте глаза!

Выдающийся дизайнер!

Re: Разуйте глаза!

А что, по Вашему, случилось с иконописцем Зиноном?

Поверьте - Зи работает ДИЗАЙНЕРОМ. Присмотритесь!
Таков способ, так устроен глаз. Семхоз - это модернизм!
Такова поэтика.

Кот совсем не специалист
- но у о. Зинона настоящая живопись,
в отличии от православного кича, а ля Васнецов.

Да - конечно это новаторство и модернизм.

Edited at 2013-12-15 07:20 pm (UTC)

Да уж - обсуждение что надо...
А есть ли кто здесь из тех, кому приходилось на литургии бывать в Федоровском? Как в молитве чувствуются иконы? У меня есть радостное ощущение их присутствия и уместности. Но я ни разу не художник и хотела узнать мнение образованных людей в уважаемом мною журнале - и вот на тебе, такой спор. Был ли кто из спорящих в нижнем храме материально, а не виртуально? Изображения передают только видимость. Когда храм ещё реставрировали, о.Зинон писал иконы, которые по мере готовности выставляли на аналое в часовне Новомучеников. Тогда мне очень сложно было их воспринимать, а честно, так вообще не воспринимала и даже подальше отходила от них, чтоб не отвлекаться. Всё казалось каким-то вычурным: и лики потусторонние, и камешки в окладе, и серебро, надписи на греческом... Всё изменилось в соборе - они попали на свои места! Это ведь непередаваемое ощущение. также точно как чувство "человек на своем месте" - именно его Господь даёт когда на ранней литургии о.Зинон выходит к нам и говорит:"Христос посреди нас". и сердце выпрыгивает само вперед возгласа "горе имеем сердца". Понимаю, что многие из читающих усмехнутся, вот мол, экзальтация... Но я всё равно пишу об этом, с молитвой и надеждой на то, что Господь утишит злые мысли и чувства к мастеру! Приходите сами, если не были, посмотрите и простите, если что не так...

Подобные ощущения присущи всем молящимся, вне зависимости от места.
Даже мне...

Поскольку видела все воочаю, могу сказать, что именно так и есть. В общем интерьере храма иконы воспринимаются
совсем иначе - более органично. Насколько во время литургии соединяется все в единое целое, пока не знаю, только слышала...


Edited at 2013-12-16 01:13 pm (UTC)

"органично"? А ведь это и есть главный дизайнерский принцип.

  • 1