kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Старинщиков ремесло...

В девятнадцатом веке русское образованое общество
иконы не замечало вовсе,
художественной ценности за древней русской иконой
не признавалось никакого,
имена Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного
на слуху не были даже у кутейного сословия.
Икона слыла такой же равноценной частью народного обихода,
как матрешка или лаковая игрушка.
"Верными древней изуграфной традиции
оставались только маргиналы -
глубоко подспудом затаившиеся староверныя мастера-старинщики.
Благодаря удивительной деловой хватке,
чувству локтя и взаимопомощи
разбогатевшие старообрядцы
от веры отцов не отрекались,
в официальную церковь не ходили
и тайно созидаемыя домашние молельни
обставляли исключительно дониконианскими образами.
Явный спрос рождал потаённое предложение,
и на конец блистательного веку
только в одной Москве
над созданием особым образом "устариненных" икон,
не покладая рук,
с утра до позднего вечера
трудились уже целыя подпольныя цеха
под присмотром Баранова, Чирикова, Гурьянова,
Суслова, Тюлина, Изразцова...
Все они впоследствии
на рубеже веков,
когда культурныя отечии вершки
наконец-то внезапу "открыли" для себя
древлерусскую икону,
означатся как "рестараторы"
и будут самыми первыми,
кто "Троицу" Андрея Рублёва
станет очищать от поздних варварских поновлений.
Но это только вершина айсберга,
а его подспудие
так и останется для всех потаенной.
Самыми известными поставщиками древних икон
в Москве почитались Баранов и Гурьянов,
а мстёрский иконник Осип Чириков
не только поставлял древние иконы для Русского музею,
но и староверным толстосумам
предлагал дониконианские иконы
с вставленными в них мощевиками,
с мощами писанного на них "святого покровителя".
"А не сыщется ли где у Вас икона с мощами святой великомученицы Варвары?" -
"Трудственная, батенька, задача, но для Вашей милости
за три моря съездим, сыщем и Вам вскорости доставим!" -
"А Фрола и Лавра с мощами?"
"И Фрола и Лавра постараемся для Вас сыскать!"
Дело было столь уже поточным,
что в 1902-м вышел даже знаменитый конфуз,
когда некий толстосумный шутник
заказал у Чирикова две аналойного размеру
древния иконы с мощами:
"Одна штоб была Иоанна Богослова,
а другая - пророка Божьего Илии
и непременно с мощами!" -
"Пожалуйста!" - ответствовал предприимчивый ваятель.
И каково же было удивление,
когда через неделю
эти иконы (одна "пятнашка",
а другая - шестнадцатого веку
и именно, что с "мощами")
и были торжественно выложены
пред благочестно толстосумным взором..."
http://kalakazo.livejournal.com/641692.html
Tags: Пререкаемо изуграфство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments