kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Сизифово похвало...

Сизифово катание старообрядческих "старинщиков",
с их искусными подделками
под дониконианского письма иконы,
было первым в истории отечьего искусства
"вбросом" поставленного на поток "фальшака".
Криминалом и тем паче "уголовщиной" в 19-м веце это не считалось,
поскольку подделывали они древнерусскую икону-то,
что даже митрополит Филарет Дроздов,
искренно почитал "хламом": "Какой может быть прок в этом хламе,
который он уже обрек на дрова и подтопку монахам?".
http://az.lib.ru/b/buslaew_f_i/text_1892_moi_vospominania.shtml
Были ли те мастера только заурядными имитаторами великого прошлого
и просто ремесленниками "ради хлеба куса"?
Не думаю - слишком велика была та лакуна,
шедшая от синодального "никонианства",
каковую они и заполнили своим изуграфным боговидением.
Даже знаменитые "новгородские таблетки",
каковые доселе выдаются за творение 15 веку анонимного новгородского гения -
и то ведь творчество чистой воды братьев Чириковых, уже эпохи арт-нуво:
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post11510070/
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post11510134/
Можно смело утверждать даже о "конгениальности"
великих старообрядных мастеров:
то, как во времена Андрея Рублева
умела писать добрая сотня отечиих богомазов,
в начале двадцатого таким умением отличалось
пять или шесть имен.
Старинщики сквозь синодальное "безрыбие"
и его приверженность академическим вкусам,
не только сохранили верность идущей от Андрея Рублева,
изуграфной традиции,
но и в качестве уже "расчистщиков",
открыли миру красоту русской иконы,
именно так как они ее видели и понимали:
"Искусствоведам их имена известны,
как только реставраторов древней иконописи.
Мстерцы братья Чириковы реставрировали в 1914-м
чудотворную "Донскую",
в 1918 году - чудотворную «Богоматерь Владимирскую».
В 1919-м - "Троицу" Андрея Рублева."
Соучастники расчистки и реставрации Рублевской Троицы,
мстерцы братья Тюлины,
все 30-е годы двадцатого веку
безвылазно просидели
в запасниках Русского музею,
создавая на потоке подделки древнерусских икон
для продажи их за капиталисткий рубеж.
Знаменитые забугорные частные коллекции древнерусских икон,
зачастую на девять десятых
состоят из работ
мстерской школы богомазов старинщиков.
Да и что там говорить, весь иконописно шестнадцатой век,
с гордостью представленный ныне в зарубежных музеях,
тоже принадлежит мастеровитой руке
все тех же мстерских изуграфов.
Вот как о том сетовал покойный уже Владимир Тетерятников:
"Мое прозрение на существование фальшивых икон позволило мне выработать методику экспертизы, не известную ни русской науке, ни зарубежной. Вот с этой методикой я и стал пересматривать все известные западные коллекции музеев, антикварных магазинов и аукционов. Результат моей ревизии оказался ужасным: я обнаружил массу фальшивок, которые продаются за большие деньги, экспонируются в великих мировых музеях и печатаются наивными профессорами в псевдонаучных книгах как эталоны русского художественного гения. Все шедевры оказались фальшивыми! Кроме икон, я обнаружил фальшивую императорскую керамику, фальшивые изделия Фаберже, фальшивую живопись русских и европейских мастеров. Такого количества фальшивок, такой мировой мистификации еще не приходилось разоблачать ни одному эксперту за всю историю искусств. Моя голова раскалывалась от сознания масштаба моего открытия. Возникали мучительные вопросы: кто сделал столько фальшивок? Как удалось обмануть весь мир? Почему до меня никто не увидел этого? Для ответа на свои собственные вопросы я должен был заново пересмотреть всю историю советского музейного дела..."
http://www.raruss.ru/restorer/1788-teteryatnikov-chirikov.html

http://kalakazo.livejournal.com/1180646.html
Tags: Пререкаемо изуграфство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments