?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Варфоломей
Простите
kalakazo
В глухом турецком ауле,
под сению кемерского Олимпуса,
дедусю kalakazo
застало дивное стихотворение,
токмо что сочиненное блаженным деспотом Кескеленским,
ебискупом Геннадием Гоголевым,
и любезно ниспосланное мне
любезным автором по "мылу":

"Варфоломей

В июльском зное парятся березы
Ветвями наклонившись до земли
Утихли кони и не блеют козы
И не жужжат тяжелые шмели

Легла канавка вдоль лесной опушки -
Напомнить об иссякнувшем ручье
Рыжеволосый брел по ней послушник
С резным кнутом на худеньком плече

Остановись! Гляди, почтенный старец
В тени берез тебя, как будто, ждет
Откуда он? Наверно, чужестранец
Вздохнул – и рясой утирает пот.

Помедлил отрок и уходит снова
Искать пропавших в роще лошадей
Но старец с ликом ангела святого
Промолвил тихо: стой, Варфоломей!

Бери и ешь! С ветвей порхнула птица
И в небе гром нежданно прозвучал
Когда своею легкою десницей
Просфорку старец мальчику подал

Леса и рощи, нивы золотые
Внемлите, знайте – в сей священный час,
В июльский полдень, матушка-Россия
У тех берез склоненных родилась!


20 мая 2014"


  • 1
При внимательном прочтении становится ясно, что пот рясой вытирает все же не Варфоломей, а инок-чужестранец (кстати, и у Нестерова отрок не послушник). Конечно, уровень этого стихотворного переложения Жития преп. Сергия далек, скажем, от "Иоанна Дамаскина" А.К. Толстого, но текст по-своему интересный. Сознательно или неосознанно прибегая к приему остранения, автор смотрит на мир глазами ребенка - маленького пастушка. Отсюда и наивность образов, упрощенность эмоционального фона, восторженный гиперболизм вывода. Что касается упоминаемой выше патоки, то - la situation oblige. При желании и в "Видении отроку Варфоломею" можно найти приторную слащавость - если не погрузиться в переживание ЧУДА.

Своеобразное использование знаков препинания позволяет трактовать фрагмент с рясой двояко :)

К вопросу о рясе

Однако логика склоняет к однозначной интерпретации - отрок-послушник рясы по определению носить не может - только подрясник, если же Варфоломей все-таки в рясе, то это уже не послушник, а монах. Но предположить, чтобы владыка впал в прямое противоречие с Епифанием Премудрым - упаси, Боже!

Re: К вопросу о рясе

Ну, не совсем и не всё так однозначно, и если начать придираться к букве, то можно было бы возразить: в Греции, например, тех, кого у нас называют иноками, величают "рясофорными послушниками". Однако, Варфоломей проживал отнюдь не в эллинской земле, а в богоспасаемой Ростово-Ярославской. Послушником он был разве у собственного отца с матерью, пока жил при них.
Насчёт хозяина рясы Вы, видит Бог, правы получаетесь.

Edited at 2014-05-29 10:39 am (UTC)

  • 1