?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Служить по полному Уставу...
Простите
kalakazo
"Новая метла" в Санкт-Петербургской митрополии,
митрополит Варсонофий разродился очередным указом:
"5 Июня 2014
ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ, благочинным Санкт-Петербургской епархии необходимо довести до сведения настоятелей и клириков всех приходов и храмов Санкт-Петербургской епархии о том, что недопустимо сокращать уставные богослужения.
СЕКРЕТАРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, протоиерей Сергий Куксевич"
http://mitropolia.spb.ru/docs/tsirkulyar-403-05-iyunya-2014-g-

Очень странно, что секретарем епархии оставлен Сергий Куксевич -
личность одиозная и весьма коррумпированная.
Но еще более дивит крайняя безграмотность данного циркуляра:
уставные богослужения сокращаются в РПЦ
на протяжении многих веков везде и повсюдошно:
и в столице московитов,
и в мордовских лесах,
и в монастырях и на рядовых приходах,
и даже на единоверческих и старообрядческих общинах.
Попытка отслужить "уставное" всенощное бдение,
то бишь по "букве устава", ежели мне не изменяет память,
свершилась в Российском православии только единожды:
незадолго до революции 1905 года в Киевской духовной академии:
"В книге М. Скабаллановича "Толковый Типикон" есть интереснейшая глава об идеальной всенощной. В начале века в Киеве у профессоров Академии возник вопрос о возможности полного служения бдения с таким огромным количеством текстов, пропеванием полного канона, всего 103-го псалма, всей 1-й кафизмы и всех полиелейных псалмов. Они сообщили о своих сомнениях студентам Киевской Духовной Академии, и вот решено было это осуществить. Были собраны добровольцы, которые решатся петь с вечера до утра и попробуют служить такую всенощную.
Были установлены затраты на такое богослужение: для спевок хора нужно 2 месяца, для компенсации их трудов – 300 рублей, на что скептики возразили профессорам, что для спевок нужно 2 года, а для оплаты трудов – 3 000 рублей, т.е. с самого начала были неодобрение и сомнение. Но были очень энергичные студенты, которые, как пишет М. Скабалланович, из этой всенощной сделали нечто обетное, т.е. обещали приложить все свои силы, лишь бы это осуществилось.
Такая всенощная была подготовлена и отслужена. Началась она в 6 часов вечера и закончилась около двух часов ночи. Были выполнены все указания Устава. Проф. Скабалланович, который все это изучал, но никогда не присутствовал на такой всенощной, вдруг увидел, как это все прекрасно. Он вспоминает, как слушал 103-й псалом целиком, где говорится обо всем творении Божием, прославляется премудрость Творца и промысел Его о мире. Вспомним припевы 103-го псалма: они имеют некое восходящее строение. Первый припев – просто констатация: "Благословен еси, Господи," второй припев представляет собой некое восклицание: "Дивна дела Твоя, Господи"; третий припев – еще более восторженное прославление: "Слава Тебе, Господи, сотворившему вся."
Затем звучала целиком вся первая кафизма и все совершалось так, как это должно быть по Уставу. Апогеем всенощного бдения было пение полиелейных псалмов целиком, и они пелись антифонно на два лика. Антифонное пение очень украшает службу, силы хора не иссякают, хоры подхватывают пение друг друга, и оно звучит мощно и бодро. И далее все было по Уставу: пропет целиком весь канон. Можно себе представить: в каждой песни – 14 тропарей (это нужно умножить на 8 и прибавить катавасию и библейские песни). Во время пения канона скептики, которые все же пришли на всенощную, подходили к руководителю службы и требовали прекратить этот опасный эксперимент, потому что певцы не выдержат, но всенощная была отслужена до конца.
Затем Скабалланович пишет о том, как эта всенощная принималась прихожанами. Был один очень ленивый студент, который все же решил пойти на эту службу. Он постоял немного и пошел к себе в корпус. Лег спать, но понял, что рядом с ним происходит нечто необычайное, и вернулся в храм. Постоял немного и снова устал, и снова ушел к себе. И так он уходил и возвращался три раза, не имея сил стоять, но и не имея решимости уйти.
Когда профессор Скабалланович обходил молящихся, чтобы узнать, сколько же людей было на службе до конца, он был поражен большим количеством женщин, присутствовавших на богослужении. Одна курсистка сообщила ему, что она специально готовилась к этому дню и выучила наизусть многие тексты. Заключается эта глава такими словами: все знакомые, которые не были предупреждены о всенощной и не имели возможности прийти, смертельно обиделись на этих профессоров и простили их с условием, что при повторении чего-нибудь подобного их обязательно известят. Профессор Скабалланович пишет, что повторение возможно, и предлагает в следующий раз петь всенощную большим знаменным распевом, что удлинит ее на 4 часа. Глава кончается ожиданием этого повторения. Было ли оно, нам не известно.
Но надо сказать, что и в наше время оживления церковной жизни есть люди, которые хотят служить такие идеальные всенощные. При таком усердном и полном исполнении Устава открывается то, что до сих пор было совершенно закрыто, ведь сколько ни изучай теоретически, пока не услышишь собственными ушами, знание остается умственным, а не сердечным."
http://simvol-veri.ru/xp/voskresnoe-bogoslujenie.html

  • 1
(Deleted comment)

Re: недопустимо сокращать уставные богослужения.

Скорей всего служить канон на утрени на шесть, как в столице московитов...

Помнится, в Казанском соборе СПБ всенощную сокращали зверски.

Это может означать только одно:

Буква стала живить, в отличие от их мертвенного духа.

Если, хотя бы, приближенно к уставу, то разгонят всех прихожан. Наверное, имеется в виду нечто другое.

Будничное афонское бдение или бдение в монастырях, живущих по афонской традиции - 5-6 часов вместе с Божественной Литургией, стараются петь и читать все неспешно и полностью, пение византийским или знаменным распевом и в основном одноголосное. См.запись по ссылке. 8-часовая Всенощная с хорами - это и правда выверт, даже на Афоне такое длительное Богослужение редкость, пение с антифонами бывает по большим праздникам. В торжественности, как показывает ритм духовной жизни, нет особой необходимости. Больший плод приносит служба, совершающаяся небольшими группами, в относительной уединенности и тишине, когда собравшиеся пришли для возношения молитв осмысленно, тогда уму легче сосредоточиться. Естественным продолжением бдения является умная молитва в течение всего времени до следующей службы. Между прочим, в скиту прп.Нила Сорского был сознательный отказ от пения, всю многочасовую службу лишь вычитывали нараспев, она часто перемежалась гласным чтением Св.Отцов и толкований к ним с обсуждениями. Со-бытие с Богом выстраивалось не на том, чтобы исполнить букву устава, а на том, чтобы всю свою жизнь превратить в непрекращающееся бдение.

(Deleted comment)
У нас, когда после смены настоятеля новый падре значительно сократил службу "чтобы не мучить хор и прихожан", именно прихожане больше всего возмутились. Мало того, недоволен хор, который имел возможность отдохнуть и помолиться во время чтения кафизм, уволилась уставщица-чтица, для которой это сокращение стало "последней каплей", собирается уходить и хор. И это несмотря на то, что зарплату им стали выплачивать более аккуратно, чем раньше (потому что сократилось финансовое давление на храм из епархии).
Архиереям и некоторым священникам, то ли в силу привычки, то ли просто потому, что изначально был сделан неправильный выбор профессии, не хочется служить, тяжело, и им все кажется, что и прихожане на службе скучают. Но те, кто скучают - и не стоят всю службу, он приходят, ставят свечи и уходят. А остальные входят в ритм службы, он становится привычным, многие песнопения становятся любимыми. Вот у нас в храме всегда было принято в конце Литургии петь полностью 33 псалом, приход поет его хором, хотя никто не дирижирует, просо все знают наизусть - и поют. И когда я однажды пришла на службу в другой храм, для меня было настоящим шоком, когда его вдруг пропустили. А потом оказалось, что его почти нигде не поют. А для меня без него служба кажется неполной, есть чувство какого-то разочарования, как отсутствие десерта после даже вроде бы вкусного обеда.
То же самое было на Пасхальной ночной службе, у нас всегда было принято петь пасхальный канон полностью, а нынче новый настоятель "изволил" петь только ирмосы. Ну как же - люди устали, зачем мучить. А у нас прихожане привыкли следить за текстом по книжке, и когда хор стал одна за одной пропускать песни пасхального канона, было такое ощущение, что нас всех частично лишили праздника.
Думаю, что речь в указе не о том, чтобы вернуть ту, исключительно полную службу, но чтобы не делать лишних своевольных сокращений. Просто безграмотный автор может зарубить на корню самую лучшую и разумную идею.

Edited at 2014-06-13 07:43 am (UTC)

петь пасхальный канон полностью,

Сведущий в Уставе, сударыня, ведает, что петь на Пасху "полностью" - это петь канон на 14-ть,
я только раз присутствовал на полной пасхальной службе:
начавшись в полночь она закончилась в 11 утра...

(Deleted comment)

Re: Служить по полному Уставу

пообщайтесь с Висарионом из города Солнца , может вам такой христос подойдет..

Мда, формулировка указа настолько неопределенная и туманная, что как хочешь, так и понимай. Или ломай голову, что под этим подразумевает начальство, которое эти же самые богослужения, разумеется, сокращает!

Одно из самых тяжелых воспоминаний о патриархии для меня это ее традиционные "всенощные", на которых маются все: от настоятеля до церковного сторожа на паперти. Читается что длинное и непонятное. Причем еще не подряд, а урывками. Развлекаются все в основном различными "хождениями" "посолнь" и "противусолнь". Прихожанам проще, они могут ходить хотя бы добровольно. А батюшкам совсем тяжко. Они обязаны приходит хочешь-не хочешь, даже если такой способ "богослужения" ему совершенно не нравится. И уж не говоря о том, что он не имеет никакого отношения к Уставу, ни к духу, ни к букве.

«Рече Господь своим ученикам, когда молитесь, не будьте многословны как лицемеры, которые думают, что во многословии своем будут услышаны. Когда молитесь, молитесь так: Отче наш, иже еси на небесех…»Евангелие
При все возрастающей нехватке времени, при ускоряющихся бешеных темпах жизни, при набирающих скорость деловых, бизнесовых гонках человечества за выживание, когда от человека требуется необычайной эффективности и динамики, длительные, уставные богослужения время от времени совершать становится все труднее и труднее. Так есть.
"Видишь дни и часы сократились,
Скоро придет судить Христос нас…"
Народный кант о кончине мира.
Я думаю будущее за кратким, искрометным выражением нашей живой веры, молитвы и любви к Богу. Заповедь Спасителя, Евангелия, в этом смысле на стороне краткого молитвословия. Молитесь так: Отче наш, сущий на небесах..
За длительными богослужениями в городских, да и сельских приходах - нет будущего

Дело ведь не в длине богослужения, и не в том как петь канон - "на 14" или "на 2". И даже не в том, что на приходах давно поют все службы на 9 глас. А в том, что в Типиконе есть ЛОГИКА, ЦЕЛЬ богослужения авторам была понятна - от этого и весь строй уставной жизни и службы. Копаясь мытными и неумытыми своими руками в богослужебных уставах и кромсая их мы совсем эту логику не разумеем, отталкиваемся только от лености - чтобы прихожан не утомлять. Вместо того, чтобы заново устав разработать для приходов, подчинив его ритму и логике современной жизни и забыть про "иерусалимский устав 16 века". Только составлением устава нового должны люди заниматься не только в литургике сведующие, но и верующие...а еще лучше, чтобы опыт молитвенной жизни имели. И где они, такие несвятые святые?

Edited at 2015-04-05 08:49 pm (UTC)

Интересно, а ЛПД тоже будут в посту служить вечером - по Уставу же!

  • 1