?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Как молоды мы были...
СУПчика хочится
kalakazo
Достопочтенный Эдгар Лейтан ностальжирует
воспоминаниями о днях своей католической юности
и о своем первом рижском приходе:
"С затерянной в кривых улочках Старой Риги, в её католическом квартале (что возле знаменитой троицы средневековых зданий — "Трёх Братьев" — и совсем недалеко от Домской площади) церквочкой св. Марии Магдалины, дающей духовный приют рижским латгальцам, в моей жизни связано многое. Сюда я впервые пришёл ещё в 1985 году, в годы своего активного, сознательного воцерковления и всеобщего, как пишет святой острослов Геронта kalakazo, "небывалого духовного возрождения" ещё в позднесоветские годы, будучи объят горением молодого духа и юною ревностию в вере, а также обаян различного рода иллюзиями и химерами.
Это был в те годы единственный католический приход в Риге, где я мог услышать милый моему сердцу латгальский язык. Исповедовал там, всегда сидя в конфессионале справа от входа, епископ Янис Цакулс, помощник тогдашнего первого латвийского кардинала Юлиана Вайводса. Сей же владыка и миропомазал меня тайнообразно тогда же, в 1985 году, за закрытыми церковными дверьми (уполномоченному об этом незачем было знать!). И вот с этим же владыченькой Я. Цакулсом, уже почти 90-летним старцем, я встретился там сегодня, почти 30 лет спустя! Ветхий днями деспота, тихий и незлобивый молитвенник, всё так же сидит во время приходской вечерней службы в своей родной исповедальне, перебирая чётки. Конечно, не епископом нужно было сделаться сему мужу молитвы, тихому и даже робкому человеку, но кем-то вроде инока-отшельника, живущего в скиту, молящегося за мир и пишущего иногда назидательные труды о духовном житии и внутреннем устроении.

Однако судьба, Бог и советские службы распорядились иначе. Епископов в те лихие времена поставляли не иначе, как по благословению "уполномоченного по делам религии при Совете Министров". Активистов держали подальше, а администраторами ставили людей без управленческой харизмы, покладистых, иногда добрых, но никак не борцов с режимом.

Какова же была моя радость, когда я встретил в ризнице старенького владыку и немного поговорил с ним о минувшем. Как и все старые, ныне ещё живущие ксендзы, он хорошо помнил дядю моего отца, священника в Латгалии, отдолбившего на Воркуте 10 лет "от звонка до звонка" уголёк для кровожадной большевицкой "Родины".

Не мне судить о специфических качествах владыки Цакулса как епископа. Кажется, в основном он действительно посвящал время отправлению Литургии и исповедыванию, а всего прочего тогда официально дозволялось не так много. Исповеди у епископа Яна в св. Магдалине сыграли в моей жизни свою роль, а тайное миропомазание до сих пор остаётся необычайно ярким воспоминанием романтически-одухотворённой юности. И кто знает, не уберегли ли меня в том числе и егО тихие молитвы в иную лихую годину моей бурной жизни?

Как же давно всё это было, и насколько кратка и стремительна человеческая жизнь, двигаясь, увы, лишь в одном, слишком хорошо известном направлении! И как мало мы порою бываем благодарны за эти мгновения редких встреч с теми, кто сыграл свою роль в нашей жизни. Пока что они с нами, доступные встрече и открытые доброму слову. Надолго ли?"
http://edgar-leitan.livejournal.com/248062.html


  • 1
Примечательно и высшей степени поучительно, что уже в самом начале "небывалого духовного возрождения" профессор всея Руси Алексей Ильич Осипов и дьякон всея Руси Андрей Вячеславович Кураев бережно внесли в храмы душ людских нечто не радующееся и не гневающееся и не подверженное какой-либо страсти удовольствия и милости. Сие-то нечто было названо ими аж прям-таки Богом любви и только любви.

И не нашлось никого, кто бы встал и сказал: что вы нам гадость подсовываете?! Да ещё и любовью и только любовью её величаете? С таким "бесстрастным" нечто Платона и Плотина вместо настоящего Божества Христова в Церкви земной не будет "ни ферментации, ни цементации" (*), а будет вертеп разбойников, ибо там, где вместо Бога Живого "бесстрастное" чучело с естеством неподверженным страсти милости, там молиться бессмысленно, зато очень удобно делать свой маленький гешефт: то философско-богословский, то литературно-душевный, то карьерно-самоутвердительный, а то и просто денежный.

Премудро. Согласен.
Характерно, что оба гироя - неженаты. Оттого любви настоящей не ведают, зато книжонки, бумашки, интришки, шкандальчики - это ихнее всё.
Но сзаду их, как нецый грозный третий, высится бронзовеющий аффторитет Игнатия Брянчанинова, изобретателя сей мертвопридуманной ашкетики. Неудачник в молитве и подвиге, писавший уж в старости "Чаю не напившись, уже и не помолиться", создал, здунув пыль с диплома военинженера, некую крепость, кирпичами взявши тома греческих аскетов. Над воротами той крепости написано было, почему-то на кумаче советского стилю, напутствие. "Внутрь войдёшь - живой не будешь. А не войдёшь - в прелесть впадёшь!"
Кто поумней - бежали протчь от цитат-ели сей, плюя и открещиваясь.

"Только в молитве и только для нашего сердца" одно, но "в богословствовании же, как и на деле" должно быть совершенно противоположное. Эта чуднАя формула, возглашённая как некая непререкаемая истина Синодом в 1913, была всего лишь послушным следованием великому вселенскому учительскому принципу, что в молитве-то "Господи, помилуй", да только в богословии естество Божие якобы не подвержено страсти милости. В сём раздвоении сознания и предлагалось всей мощью раздутого до беспредела авторитета "великих вселенских учителей" жить верующим. Удивительно ли после этого, что "все мы в прелести", а извне зовут нас "православнутыми", когда шизофрения у нас прямо в догматах?

А ведь Бог и радуется, и гневается, потому что и радость и гнев суть страсти, а в страстях-то и есть жизнь, как явил Господь Иисус Христос.

Да, ежели земная Церковь хочет быть со Христом, ей пора завязывать с буддистко-платоновским культом бесстрастия, ибо что в буддизме, что в платонизме ни Креста, ни Христа, ни молитвы, одно желание дезертировать из плоти, хотя именно в ней, родимой, Библейский Бог призвал человека жить.

На интуитивном уровне не могу принять тезис о том, что способность любить детерминирована семейным положением. Уважаемый Prostopop, может быть, Вы перечитаете работу Владимира Соловьева "Смысл любви"? Это основа философии любви Серебряного века. А прп. Серафим Саровский, оптинские старцы? Как горячо и искренне они любили всех! Да тысячи примеров можно привести... Я не пытаюсь оспорить Ваше утверждение, но, мне кажется, на проблему нужно смотреть шире.


Edited at 2014-09-07 04:43 pm (UTC)

ага, ваша ,, любовь божья" небось на титьках у жоны..

титьках у жоны

Не отвлекайтесь - воспевайте сосцы богородицы!)))

Re: титьках у жоны

не обязательно..

А может быть, все-таки не вторгаться в сферу Промысла Божьего, демонстрируя грацию слонов в посудной лавке? У Господа свои замыслы о каждом человеке и не нам их не постичь, тем более - оперируя стереотипами.

Промысла Божьего

Промысел Божий - это как Закрома Родины, никто толком не знает что это такое, но вставляет повсюду.
Лейтан и Соломаха - интересное чтиво, комментаторы тоже ничё - доставляют!)

Татьяна, разговаривать с умными мужами -- дело неблагодарное. В самоупоении от способностей своего серого вещества они не слышат и не желают слышать речь простую и прямую. Наблюдайте басни Крылова в действии)

Спасибо,согласна. Но я просто хотела напомнить уважаемому Prostopop-у, что ст. 23 Конституции РФ никто не отменял.

  • 1