?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Евстафий Евдокимов, как Салтычиха в рясе...
Простите
kalakazo
Священник Roman Vitiouk, по поповской "жизнь и судьбе" коего
честной ебискуп Евсьафий Евдокимов прошелся беспощадной кирзою,
сравнивает Его Высокопреосвященство с Салтычихой - Салтыковой Дарьей Николаевной:"Это была ещё цветущая и притом весьма набожная женщина, потому о характере психического заболевания Салтыковой можно только догадываться. С одной стороны она вела себя как верующий человек, с другой — совершала садистические преступления. Одним из возможных диагнозов может быть «эпилептоидная психопатия»... Основными поводами для наказания были недобросовестность в мытье полов или стирке"
http://kalakazo.livejournal.com/1350090.html?thread=22067146#t22067146

Еще несколько примечательных подробностей о Салтычихе:
"Вернемся, однако, в 1768 год. Императрица Екатерина, проводившая тогда судебные реформы, желала показать себя народной заступницей. По всей Москве были разосланы послания о публичной казни жестокой помещицы. 18 октября на Красной площади ,при огромном стечении народа, Салтычиха была поставлена на эшафот с надписью "душегубица" и после часового позорного стояния отправлена в Иоанновский монастырь, что на Кулишках - символично, что сам этот монастынрь был сделан в 16 веке в честь царя-изверга Иоанна Грозного. Вслед за Салтычихой на эшафот были подняты и другие, осужденные по ее делу. В их числе - священник Иван Петров, помогавший Дарье Николаевне "заметать следы" преступлений. Именно он присутствовал при погребениях искалеченных девок. Одна из таких девок, Анисья Григорьева, выкинула во время истязаний мертвого младенца. Другая, будучи убитой,была отправлена ночью на морозе на кладбище, а живой ребенок находился у нее при этом на груди, пока не замерз по дороге. При всех этих процессиях и погребениях присутствовал священник Иван Петров.

Хотя общая фабула расследования преступлений Салтыковой достаточно проста и не вызывает особых вопросов, нельзя все же не признать, что мотивация действий помещицы так и осталась непроясненной. Следствие так и не установило, чем же была вызвана неудержимая агрессивность Салтыковой, если точнее, этим вопросом следствие вообще не задавалось. На Дарью Николаевну с некоторых пор стали смотреть как на сумасшедшую; между тем, подобный взгляд вряд ли оправдан.
Известно, что Салтыкова была женщиной не очень развитой в интеллектуальном отношении. Она не умела писать и все документы, требовавшие ее подписи, подписывал ее старший сын. При этом, неграмотность отнюдь не препятствовала развитию в душе Салтыковой сильного религиозного чувства: она строго следила за соблюдением внешней православной обрядности, ездила на богомолья в московские монастыри и даже совершила довольно продолжительное паломничество в Киево-Печерскую лавру. Известно, что преступница была щедрой дарительницей для церквей и монастырей. Нет оснований подозревать, будто религиозность Салтыковой была показной и неискренней; ее власть и влияние были таковы, что ей не было нужды ломать комедию и заниматься тем, чем она не хотела.
То, что искренне верующий человек совершал те чудовищные злодеяния, в которых повинна Салтыкова, объективно свидетельствует о существовании у него серьезной психиатрической аномалии. Скорее всего, Салтыкова была эпилептоидным психопатом, поскольку именно эта категория больных наиболее склонна к немотивированным и крайне жестоким убийствам. Свои нападения эпилептоидные психопаты совершают в состоянии дисфории (от греч. "disphoria" - раздражение), немотивированного злобно-угрюмого настроения, напряжение которого невозможно снять бесконфликтно. Многими чертами своей патологической личности этот человек напоминает эпилептика (этим объясняется употребление слова "эпилептоидный"), хотя эпилептиком такой психопат не является. Эта категория людей демонстрирует ряд специфических черт поведения, выделяющих их в ряду прочих псхиопатов, например: а) беспричинно мрачное и тоскливое настроение, усиливающееся на протяжении нескольких дней; б) садизм, проявляющийся в отношении как животных, так и людей; в) неспособность быстро погасить гнев даже после устранения внешней причины его возникновения (в психиатрии подобную устойчивость эмоции или переживания называют "ригидностью"); г) неспособность контролировать гнев даже в тех случаях, когда развитие конфликта представляет опасность для самого психопата; д) относительно невысокая сексуальная активность, отягощенная аномальностью влечения (под последним понимается ревность, дошедшая до крайних форм выражения); е) склонность к накопительству, рачительному расходованию материальных ценностей и средств.
Все вышеперечисленные черты эпилептоидного психопата можно видеть в поведении Дарьи Салтыковой. Это была мрачная, неулыбчивая женщина, всегда пребывавшая в дурном расположении духа. Садистские наклонности этой женщины весьма полно описаны в следственном производстве и данный очерк дает представление о том, как именно Салтыкова издевалась над "провинившимися" в ее понимании людьми. Побои крепостных растягивались порой на многие часы и даже сутки (вот она - ригидность эмоций!) и быстрое убийство мальчика Лукьяна Михеева явилось не правилом Салтыковой, а как раз-таки исключением из правила. То, что Салтыкова плохо контролировала свой гнев особенно хорошо проявилось в покушениях на капитана Тютчева. Неудачные попытки подрыва дома не останавливали преступницу и лишь придание Тютчеву воинской охраны заставило Салтыкову в конце-концов отказаться от своего плана. История отношений с капитаном Тютчевым подтверждает тезис и о невысокой сексуальной активности Салтыковой; фактически это был единственный мужчина в жизни молодой вдовы на протяжении шести лет. При этом помещица безумно ревновала своего избранника и не смогла простить ему выбора другой женщины.
Можно считать, что предположение об эпилептоидной психопатии Салтыковой хорошо описывает отдельные черты ее поведения, но отсутствие информации о детском периоде развития не позволяет однозначно утверждать, что такое предположение безусловно справедливо. Русский психиатр П. Б. Ганнушкин, впервые сформулировавший само понятие "психопатии" как аномалии характера, указывал на стабильность проявления патологических черт, которые отмечаются уже в раннем возрасте. Применительно к Салтыковой таких наблюдений не осталось; следователи Юстиц-коллегии в силу понятных причин не интересовались детством и юностью преступницы.
Безусловно, на выбор Салтыковой очередной жертвы влияла ее половая и возрастная принадлежность. Из почти четырех десятков замученных ею людей (и это только доказанное число погибших!) лишь двое были мужчинами и один мальчиком, остальные - молодыми женщинами и девушками. Выбор объектов посягательств свидетельствует о латентной гомосексуальности Салтыковой. Во время расследования никто и никогда не обвинял ее в наклонностях к однополому сексу, более того, и сама бы Салтыкова, скорее всего, с негодованием отвергла бы подобные подозрения. Между тем, если предположение об эпилептоидной психопатии этой преступницы верно, то ее гомосексуальность ничуть не противоречит описанным особенностям проявления этой поведенческой патологии. Многие эпилептоиды демонстрируют гомосексуальность, причем в отличие от других психопатов в сексе они всегда играют активную роль. Эпилептоиды склонны унижать и избивать сексуально интересного для них человека, причем в таких случаях действуют всегда предельно грубо. Можно сказать так: изысканные садистские приемы - не для них. Тот факт, что Салтыкова преследовала молодых девушек и женщин, косвенно указывает на ее сексуальный интерес к ним.
Разумеется, все сказанное выше имеет сослагательное наклонение. Никто не проводил в отношении Дарьи Салтыковой психиатрическую экспертизу, поскольку самой науки психиатрии в те времена не существовало. Но те дефекты ее поведения и характера, которые произвели неизгладимое впечатление на современников, с точки зрения современных научных представлений счету находят достаточно простые объяснения и отнюдь не представляются загадочными.
Необходимо подчеркнуть, что Салтыкова ни в коем случае не была сумасшедшей женщиной. Она полностью отдавала отчет в преступности собственного поведения, это прекрасно видно из того упорства, с которым она отпиралась даже от самых очевидных улик и убедительных обвинений. Считая себя искренней христианкой, она даже не думала о том, что поездки на богомолье и щедрые пожертвования отнюдь не отменяют христианского отношения к живым людям. Но неспособность понять эту, в общем-то несложную, мысль проистекает отнюдь не от умственной отсталости Салтыковой, а является скорее дефектом ее воспитания. Горечь ситуации состоит в том, что в условиях крепостничества черствые, наглые, бессовестные люди получали право распоряжаться жизнями своих холопов просто в силу своего знатного происхождения.
На многие десятилетия Дарья Салтыкова осталась в памяти народной образчиком самого бесчеловечного садизма. Молва обвинила ненавистную "Салтычиху" даже в таких преступлениях, которых она на самом не совершала (например, людоедстве). Нельзя не отметить лицемерность Императрицы, преследовавшей преступницу, но пожелавшей не заметить гнусные проделки ее покровителей. По большому счету, история Салтыковой может рассказать нам о наших предках не меньше творений Фонвизина и Карамзина, хотя, разумеется, рассказ этот окажется совсем неромантичным."
http://www.istorya.ru/articles/saltychiha.php


  • 1

Re: Матушка дыба.Батюшка топор.

Любопытно даже не это .А то что я худенький,романтический юноша "исполненный очей" и самого лучшего отношения к детям вынужден был стать грозным деспотам дабы вбить в головы юношества знания об истории и права.Зато сейчас могу входить в клетку с хищниками или камеру с заблудшими овцами без страху.))))

Re: Матушка дыба.Батюшка топор.

Харисма власти она либо есть либо совсем отсутствует.
Кто сей хприсмы не имеет, обычно грозно надувает щеки.
Большая часть церковных самодуров на моей памяти оказывались трусами, едва кто-то давал им отпор...

Edited at 2014-11-16 12:19 pm (UTC)

  • 1