?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Великому русскому воеводе И.В. Сталину...
Простите
kalakazo
Истовый сергианец и столь же яростный никодимовец игумен Виталий Уткин не на шутку разбушевалси:
"kalakazo в своем ЖЖ походя оскорбляет схиархиепископа Лазаря (архиепископа Димитрия (Градусова) и моего покойного авву схиархимандрита Серафима (архимандрита Авеля (Македонова).
Здесь же в комментариях consistory написал про архиепископа Димитрия: "Ох отче, да не лезьте вы в дебри этого рязанского морока...
Ну а коль дерзнете, то и узрите, как в духовном "родословии" сих покойных фигурантов еще одна чудная личность появится (я говорю о наставнике Каина и Авеля - архиепископе Дмитрии (Градусове)).
Вот где воистину обретается корень всей этой "славной отеческой плеяды"!..
Я никогда не пишу того, что не смогу подкрепить документальными свидетельствами, однако, застал двух старцев преклонных годов (один доживал на Вологодчине, а второй пробавлялся в Ростове), так вот, оба говорили об архиепископе, как о человеке весьма неординарных взглядов. Будучи неплохим юристом, он пытался подвести под государственно-церковные отношения новую идеологическую "платформу" на основе взаимного сотрудничества, полагая, что для успеха этой "миссии" следует взрастить плеяду пастырей новой формации".
http://kalakazo.livejournal.com/1360964.html?thread=22346052#t22346052
Какие же приведены доказательства? По сути, никаких. Слова неких "двух старцев".
И что это за "старцы"? В каком смысле "старцы"? В смысле некие пожилые священники или в ненышнем народно-православном, как некие почитаемые харизматы?
Будущий архиепископ Димитрий (Градусов) действительно окончил Демидовский юридический лицей и с 1909 года служил по ведомству министерства юстиции в Ярославле и Вологде. Но где исторические источники, на основании которых можно говорить о его работе по обоснованию сотрудничества с новой властью? Мне это было бы крайне интересно. Почему? Да потому, что я лично увидел бы в этом позитивное явление, подтверждающее величие аввы митрополита Никодима и моего аввы - архимандрита Авеля. Но источники, к сожалению, не приведены.
Далее. kalakazo приводит следующее стихотворение:
Письмо ульяновского епископа Дмитрия И.В.Сталину
12 октября 1943 года
Московская Патриархия
Епископ Дмитрий (Градусов)
ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ ВОЕВОДЕ И.В.СТАЛИНУ
В премудрой благости своей
Господь над миром наблюдает:
Простых возводит на престол,
А сильных, гордых низлагает.
Ты не рожден в семье царей
И ты - не княжеского роду,
Но Бог тебя благословил
Служить великому народу.
Ты был учителем, вождем
И мудро жизнь ты нашу строил, -
За то народ и возлюбил
Тебя и славы удостоил.
Страна росла, страна цвела,
Но наступили вдруг невзгоды:
Над мирной жизнью запылал
Пожар военной непогоды.
Коварный враг изподтишка
Напал на нас и залил кровью
Лицо земли родной, поля,
Все, что творили мы с любовью.
И в грозный час, когда вокруг
Ты видел столько горя, муки,
Войны веденье твердо взял
В свои надежнейшие руки.
Господь благословил тебя
Пойти на подвиг славы бранной
...Теперь - близка уже пора
Разгрома "нечисти поганой".
Все ярче на небе заря
Победной радости блистает,
И над главой твоей венок
Рука истории сплетает...
Красуйся, милая страна,
Цвети, желанная свобода!
- Тебе - и слава, и хвала,
Любимый русский воевода!
Дмитрий, Епископ Ульяновский

Пока мне удалось найти только одну его публикацию. Но где оно было опубликовано первоначально? Или не опубликовано и находится в каких-то архивных фондах?
В каких, конкретно?
Архиепископ Димитрий (Градусов) в сане епископа действительно занимал Ульяновскую кафедру с 6 сентября 1943 года по 26 мая 1944 года. И если бы он был автором этого стихотворения, то для меня, опять же, это было бы плюсом в характеристике его личности.
Но где источники?"
http://inokv.livejournal.com/210312.html

Лично мне копию этого стихотворного послания показывал протопоп Борис Старк.
Инет не так сложно указует и на архивное местонахождение сего
позорного архирейского прогибона
и в лице архипастыря - матери нашей Церкви под безбожного Кесаря:

Личные фонды видных деятелей Советской эпохи / Фонд 558 / Опись 11 / Дело 884 / Лист 24-25
Документ 12. Стихи епископа Ульяновского Градусова Д.Уровень описания Документ
Архивный шифр РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.884. Л.24-25
Крайние даты
12.10.1943 12.10.1943
Язык документа Русский
Аннотация

док.12: Стихи, посвященные Сталину И.В., епископа Ульяновского Градусова
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=49661



http://iarir.ru/node/102

P.S. игумен Виталий Уткин, он же inokv:"Прекрасно. Благодарю Вас. Можете отметить у себя, что я, игумен Виталий (Уткин), рад, что есть такое стихотворение аввы моего аввы. Оно является свидетельством того, что наша история совсем не так однозначно черна-бела, как это пытаются навязать нам в рамках либеральной парадигмы. Впрочем, лично я сомневаюсь, что Сталин в итоге достиг спасся (хотя всё в руках Божиих).
Но вот это - факт истории: "В премудрой благости своей
Господь над миром наблюдает:
Простых возводит на престол,
А сильных, гордых низлагает".
Перед нами - византийское восприятие власти василевса, даваемой Богом не по происхождению, а как некий дар, как возможность. Даже не помазание делает императором (первое церковное помазание - 457 год, спустя полтора века после св.равноапостольного Константина Великого). Императором человека делает воля Божия."
http://inokv.livejournal.com/210312.html


  • 1
А мне стихи понравились.

Да, талант не пропьешь...

Вот,сей дивный архипастырь на архивной фильме (смотреть с 10 минуты) http://www.beesona.ru/id6593/blogs/1054/

Бесподобная манера артикуляции - по актерскому таланту вполне под стать Александру Ивановичу Введенскому...

Сталин бы одобрил)


Вот Градусов на видео с 1 мин 20 сек:


Замечальный был визионер, кстати...

Вспомнилась известная и дивная ода Тарловского:

...Итак, ликующи бразды
Вкрест, о прожекторы, нацельте,
Лобзайте Сталински следы
У Волжских круч и в Невской дельте,
Гласите, славя их труды,
О Чурчилле и Розевельте,
Да досягнет под Сахалин
Лучьми державный исполин!



Сию оду надобно цитировать полностью,
уж столько в ней благолепия:
Ода на Победу

Лениноравный маршал Сталин!
Се твой превыспренный глагол
Мы емлем в шелестах читален,
В печальной сутолоке школ,
Под сводами исповедален,
Сквозь волны, что колеблет мол...
Се – глас, в явлениях Вселенной
За грани сущего продленный.

Тобой поверженный тевтон
Уже не огнь, а слезы мещет,
Зане Берлин, срамной притон,
Возжен, чадящ и головещат,
Зане, в избыве от препон,
Тебе природа дланьми плещет.
О! Сколь тьмократно гроздь ракет
Свой перлов благовест лиет!

За подвиг свой людской осанной
Ты зиждим присно и вовек,
О муж, пред коим змий попранный
Толиким ядом преистек,
Сколь несть и в скрыне злоуханной,
В отравном зелье ипотек!
Отсель бурлить престанут тигли,
Что чернокнижники воздвигли.

Се – на графленом чертеже
Мы зрим Кавказ, где бродят вины,
Где у Европы на меже
Гремят Азийские лавины:
Сих гор не минем мы, ниже
Не минет чадо пуповины;
Здесь ты, о Вождь, у скал нагих
Повит, как в яслях, в лоне их.

Восщелком певчим знаменитым
Прославлен цвет, вельми духмян,
Единой девы льнет к ланитам
Пиита, чувствием пиян;
А мы, влеченны, как магнитом,
Сладчайшим изо всех имян,
Что чтим, чрез метры и чрез прозу,
Как Хлою бард, как птаха розу?

О твердь, где, зрея, Вождь обрел
Орлину мощь в растворе крылий,
Где внял он трепет скифских стрел,
С Колхидой сливши дух ковылий,
Где с Промифеем сам горел
На поприще старинных былей,
Где сребрян Терека чекан
Виется, жребием взалкан!

В дни оны сын Виссарионов
Изыдет ведать Росску ширь,
Дворцову младость лампионов,
Трикраты стужену Сибирь,
Дым самодвижных фаетонов
И тяготу оковных гирь,
Дабы, восстав на колеснице,
Викторны громы сжать в деснице.

Рассудку не простреться льзя ль
На дней Октябревых перуны?
Забвенна ль вымпельна пищаль,
Разряжена в залог Коммуны?
Иль перст, браздивший, как скрижаль,
Брегов Царицыновых дюны?
Нет! Ленин рек, очьми горя:
Где ступит Сталин, там стезя!

Кто вздул горнила для плавилен,
Кто вздвиг в пласты ребро мотык,
Кем злак класится изобилен,
С кем стал гражданствовать мужик,
Пред кем, избавясь подзатылин,
Слиян с языками язык?
За плавный взлет твоих ступеней
Чти Сталинский, Отчизна, гений!

Что зрим на утре дней благих?
Ужели в нощи персть потопла?
Глянь в Апокалипсис, о мних:
Озорно чудище и обло!
Не зевы табельных шутих -
Фугасных кар отверсты сопла!
Но встрел геенну Сталин сам
В слезах, струимых по усам!

Три лета супостат шебаршил,
И се, близ пятого, издох.
В те дни от почвы вешний пар шел,
И мир полол чертополох.
И нам возздравил тихий Маршал
В зачине лучшей из эпох.
У глав Кремля, в глуши Елатьмы
Вострубим миру исполать мы.

Коль вопросить, завидна ль нам
Отживших доля поколений,
Что прочили Сионов храм
Иль были плотью римских теней,
Иль, зря в Полтаве Карлов срам,
Прещедрой наслаждались пеней, -
Салют Вождя у Кремлих стен
Всем лаврам будет предпочтен.

Нас не прельстит позднейшей датой
Веков грядущих сибарит,
Когда, свершений соглядатай,
Он все недуги истребит
И прошмыгнет звездой хвостатой
В поля заоблачных орбит!
Мы здесь ответствовали б тоже:
Жить, яко Сталин, нам дороже.

Итак, ликующи бразды
Вкрест, о прожекторы, нацельте,
Лобзайте Сталински следы
У Волжских круч и в Невской дельте,
Гласите, славя их труды,
О Чурчилле и Розевельте,
Да досягнет под Сахалин
Лучьми державный исполин!

В укор неутральным простофилям
Триумф союзничьих укреп.
Мы знаем: Сатану осилим,
Гниющ анафемский вертеп.
Да брызжет одописным штилем
Злачена стилоса расщеп!
Понеже здесь - прости, Державин! -
Вся росность пращурских купавен

Лично мне копию этого стихотворного послания показывал протопоп Борис Старк.
---------------------------
А вот откровения самого протоиерея Старка:

«Сейчас я удивляюсь, что сегодняшние люди с возмущением пишут, что архиереи — кагэбисты, что они общались... Надо твердо понять, что в каждой епархии был уполномоченный Совета по делам Церкви. Был Совет по делам Церкви, то есть своего рода “министерство культов”, причем во главе его стояли Карпов, Куроедов, Харчев... Они все были профессиональные кагэбисты. Их представители в каждой области, конечно, тоже были офицерами КГБ.

Ни один священник не имел права начать служение (даже имея указ от архиерея), пока не получит регистрацию от уполномоченного. Каждый священник волей-неволей обязательно контактировал с ними, с уполномоченными по делам Церкви, а значит, с КГБ. Весь вопрос в том, как этими контактами пользовались, были ли эти контакты на благо или на вред Церкви.

Если человек контактировал с уполномоченным и пытался отвоевать что-то для Церкви в тяжелые годы, когда Церковь находилась “под винтом”, так это — положительный момент. Если же человек общался с этими органами для того, чтобы доносить, рассказывать, что он на исповеди узнал о каких-нибудь политических событиях или еще что-нибудь, то, конечно, такое “стукачество” было прискорбно и преступно.

Все контакты — с уполномоченными, горисполкомом, облисполкомом — шли через меня. Когда я с уполномоченным разговаривал, я отлично понимал, кто он такой. Но мне удалось освятить двенадцать престолов и построить четыре новые церкви. В то время, при Хрущеве, я, конечно, не мог бы это сделать, не контактируя с уполномоченным. И я не считаю, что я как-то этим запачкал свои ризы».

Старк в 1948 году стал советским гражданином, живя за границей. Он прибыл в СССР из Парижа в 1952 году, когда еще был жив Сталин. Это какие ж он, эмигрант, сын колчаковского адмирала, имел гарантии безопасности? И главное, кто ему их обеспечил?

Не все так просто, друг мой, вот что о Бориисе Старке писала Ксения Покровская
Меня научил почитать Папу Иоанна-ПавлаII суперправославный священник о.Борис Старк; в его комнате, к сооблазну прихода, висел портрет Папы Иоанна-ПавлаII, (кроме того, о.Борис был та́инственно духовно связан с Padre Pio много-много лет), так что после инаугурации я с лёгким сердцем и молитвой за нового Папу писала в 1978г. икону апостолов Иоанна и Павла ему в подарок от московских православных. Подарок был получен.
http://vespro.livejournal.com/797470.html?thread=48237854

О.Борис Старк
"Были близки со всей семьей о.Бориса в течение 25-ти лет, с 66-го по 91-й.
Поверьте, о.Георгий, ВСЕ его дети - Вера, Николка и Миша были несчастны, их судьбы были исковерканы.
Читали все пять томов его летописи еще в начале 80-х.
Все издано с огромными купюрами, особенно "По страницам синодика".
А о.Бориса и Матушку мы ОЧЕНЬ любили и жалели.
Вера - старшая дочь более 20-ти лет не причащалась. Пока рак не настиг...
О.Борис был в отчаянии, когда рукоположились сыновья: они выросли несчастными циниками, такими же были и священниками...
Много там всего, кроме разбитых судеб.
Где-то в сети его внук Бутик - не хотела бы с ним пересекаться...
О.Борис НЕ ВЕРИЛ рассказам о гонениях, для него все это была клевета, и гласность его подкосила и убила...
Поначалу все считал провокацией, негодовал, зачем об этом рассказывать...
И т.д.
Тем не менее мы его не судили и очень любили.
Кто был поистине святым в семье - Матушка Наталья Дмитриевна, Царствие им всем Набесное."
http://fater-go.livejournal.com/473317.html?thread=10513637&

http://kalakazo.livejournal.com/tag/Ксения%20Покровская

Стихи военных лет.

Письмо ульяновского епископа Дмитрия И.В.Сталину
12 октября 1943 года
***
Время было военное, трагическое и стихи рождены в контексте того времени (Напомню, в Ленинграде это был второй год блокады). Написавший стихи владыка показал себя во время войны как истинный патриот, который говорит то, что думает.

Споры вокруг личности Сталина никогда не утихнут. В каждой семье, у каждого человека свои взгляды. И они напрямую зависят от того, был кто-то из близких признан "врагом народа" или нет. Легко любить вождя тем, кто не познал репрессий.

Edited at 2014-11-25 09:09 pm (UTC)

Re: Стихи военных лет.

Письмо вдажые уникально тем, что в отличии от всех других здравиц было писано в стихах, и неплохих,
почему и было опубликованно в газете Правда...

О.Борис НЕ ВЕРИЛ рассказам о гонениях, для него все это была клевета...
-----------------------
Он мог «не верить рассказам о гонениях», как пишет Ксения Покровская, потому что ЗНАЛ о них. Еще до возвращения.

Вот его собственные воспоминания о состоявшейся в Париже в 1948 году беседе с Владыкой Григорием, приехавшим из СССР:
«Мы вдвоем остались с глазу на глаз. А Владыка Григорий вместе с митрополитом Вениамином был приговорен к смертной казни. Из десяти человек, осужденных на смертную казнь, четверых расстреляли, а шестерым дали срок. Владыка этот срок отсидел, вышел, в войну потерял всю семью — жену и детей (погибли в блокаде). Он принял монашество, и его сделали архиереем — сперва был Псковским, а потом стал Ленинградским.

- Владыка, теперь я к вам обращаюсь не как священник к священнику, а как отец к отцу. Я знаю всю вашу эпопею... Скажите: у меня трое детей, я могу их везти на Родину? Могу я быть уверен, что буду их воспитывать так, как я хочу, что мне никто не помешает воспитывать их в церковном духе?"

Ответа не последовало: ни да, ни нет, спросите у Бога…

Старк прекрасно знал, куда он едет. И тем не менее поехал. Что его заставило так поступить?

Стоит ли удивляться, что его дети, родившиеся в Париже, были несчастны в советской среде. Хотя у самого Бориса Старка церковная карьера в СССР сложилась вполне успешно.


Edited at 2014-11-25 10:25 pm (UTC)

Отцу Борису всегда приходилось играть много ролей.
В СССР у него была уже не одна, а несколько масок,
и меняя их приучил детей к лицемерию и цинизму,
из-за чего доча вовсе не ходила в храм, а мальчики оказались циниками.
Париж здесь не причем...

Париж здесь не причем...
-------------------------------
Как же не причем, если дети родились во Франции, и судьбой им было предначертано жить в европейской столице? Но по воле отца Старка, поехавшего в сталинский СССР помогать строить советскую церковь, этой возможности были лишены.

Повзрослев, они уже смогли осознать, что потеряли из-за решения отца. И задать неудобный вопрос: зачем он так с ними поступил? Отсюда, думается, отчасти и их цинизм – от советской реальности, от обиды за утраченные возможности, нереализованности и разочарования.

Хотя потом они, вроде, сумели наверстать упущенное в плане личной карьеры и благополучия: один в Бельгии, другой в Ливане. Хоть и не в Париже, но за пределами любимой страны)))

А Вы тоже отца Бориса знали лично?

Лично нет. Но в годы перестройки Борис Старк из просто попа стал поп-звездой))) Культовой личностью. К чему и сам приложил немало усилий.

Вот и Ардов подтверждает: «Церковь стала выходить из своей долговременной изоляции, и журналисты буквально набросились на отца Бориса. И в местной, и в центральной печати публиковались его интервью, да и на телевизионном экране он то и дело появлялся...»
«Новый Мир» 2000, №1

Личность Бориса Старка действительно интересная, отзывы о нем преимущественно положительные. Его роль в церкви была не рядовая, как и роль его предков и родственников в истории России. Поэтому возникают вопросы. Спасибо вам, что своим журналом помогаете на них ответить.

Отец Борис был замечательный рассказчик,
светлая душа...

  • 1