?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Вековой грех белого духовенства...
возвращение к нощи
kalakazo
В лице ивановского игумена Виталия Уткина
я обрел наконец-то внимательного читателя.
Никто и не обличал мое невежество
столь настойчиво и последовательно,
как это делает сей достопочтенный Аника-воин.
И более того, отец игумен
свершил даже исторический экскурс
и, перелистнув несколько
самых трагических страниц русской церковности,
воочаю показал, что такие, как разнесчастный дедулькин,
снова толкают мать нашу Церковь ко пропасти во ржи:

«Что обслуживает "дедулькин", какую психологическую парадигму? Эта парадигма - старая борьба поповства против архиерейской власти.
Эта борьба зародилась тогда, когда белое городское статусное духовенство к середине XIX столетия достигло сравнимого со средним городским классом материального достатка, слилось с последним по своему образованию и мировоззрению. Эти процессы наложились на историческое доминирование пресвитеров в Русской Церкви, где громадные размеры епархий (в отличие от епархий греческих) не позволяли архиерееям эффективно управлять этими самыми епархиями. Даже храмы у нас освящали протопопы и архимандриты. Во многих храмах архиереев не видели чуть ли не столетиями.
Символом власти протопопов и поповских старост стало у нас оплечье фелоней - некий парафраз архиерейского омофора. Затем благодаря государственной власти у русских пресвитеров (в отличие от греческих) появились кресты с украшениями и митры - то, что раньше было только архиерейским отличием.
Наконец, власть статусных пресвитеров неимоверно возрасла после создания духовных консисторий. Архиереи в XIX веке редко задерживались на кафедрах больше нескольких лет. Всеми делами, фактически, управляли духовные консистории - коллегиальные органы пресвитеров. Члены консисторий сидели в них десятилетиями. Всё это наложилось на тяжелое положение сельского духовенства. Именно последнее всячески экспулатировалось в антиархиерейской борьбе. Оно стало как бы флагом для статусных городских пресвитеров, ведших борьбу за конвертацию своего реального влияния в каноническую норму. Именно борьба городского белого духовенства, прикрывавшегося заботами о своих бедных сельских собратьях привела к возникновению во второй половине XIX столетия церковного либерализма - парадигмы, под которую подбиралось затем уже всё: богословская и каноническая аргументация, исторические и бытовые факты и т.д. Кстати, парадигма эта теоретически начала формулироваться еще славянофилами (вспомним Хомякова с выдуманным им нецерковным термином "соборность", ничего общего не имеющим с "Соборной Церковью" из Символа веры). Именно поэтому церковные либералы оказались союзниками буржуазии (стремившейся свои деньги конвертировать во власть) и интеллигенции (стремившейся к полному моральному господству своих радикальных идей).
Итог был ужасен.
Временное правительство сразу после своего клятвопреступного бунта потребовало от Синода немедленного проведения реформы в русле демократизации Церкви и созыва Поместного собора. При этом новый революционный обер-прокурор Львов опирался на теоретические разработки церковных либералов предшествующего полувека.
Под диким давлением Временного правительства стали проводиться епархиальные съезды. Весь этот процесс сейчас именуется епархиальными революциями весны-лета 1917 года. На съездах с кафедр изгоняли архиереев. Изгоняли с помощью депутатов из числа дьяконов и псаломщиков, которых статусные пресвитеры нещадно поили водкой (как это было в Рязани, где после съезда из здания епархиального женского училища, где он проходил, выгребали немыслимое количество пустых бутылок). В Москве изгнали святителя Макария (Невского), в Твери - священномученика Серафима (Чичагова). Власть получило статусное белое духовенство. Пресвитеры стали хозяевами на своих приходах, а архиереи - зависимыми от них. Почти реализовалась поповская мечта - избавиться вообще от архиерея.
Но и этого было мало. С 1923 года процесс вступил во вторую стадию. В этом смысле главным среди обновленцев был не болтун Введенский и не запутавшийся Грановский. Главным был циничный до предела бывший член "Союза русского народа" протоиерей (у обновленцев - "протопресвитер") Владимир Красницкий, лидер "Живой церкви". Он довел требования всевластия и бесконтрольности пресвитеров до предела. Гораздо важнее для обновленцев была возможность многих браков для священнослужителей и полный финансовый контроль над приходом, нежели русский язык богослужения и т.д.
Кончился этот почти вековой грех белого духовенства расстрельными рвами. Для всех. Итог этот был во многом закономерен.

И вот всё повторяется снова. Духовная суть антиархиерейской борьбы сегодня на примере карикатуры-"дедулькина" видна очень хорошо. ЭТО -БЕСНОВАНИЕ».
http://inokv.livejournal.com/211559.html

P.S. Логика честного игумена железобетонная
и весьма многое что объясняет:
и ивановский митрополит Иосиф Македонов,
и его блаженно пристяжной Санчо-Пансо,
да и множество других российских деспотов,
пребывают в состоянии постоянной междоусобной войны –
не с властью Кесаря, конечно же,
и не с "мировой закулисою".
Нет, о недруги истинного православия,
война ведется не снаружи,
а внутри церковных стен,
и главный враг нашей нынешней церковности –
это белые попы с их попадьями и попятами,
узурпировавшие архирейскую власть
(и конечно же, его личные пенязи).
Только теперь мне становится понятным,
почему нынешним архиреям не до сантиментов
в духе уси-пуси митрополита Антония Блюма:
их всех заразил "синдром окруженца",
фактически – это духовные то ли калеки, то ли уроды,
не щадя живота своего,
целенаправленно ведущие войну
супротив собственного клира...


  • 1
(Deleted comment)
Никодимовцы принимали непосредственное участие в "холодной войне", некоторые из них и до сих пор воюют супротив "предателей в рясах"...

так так всегда и было.дай волю церковным старостам заклюют священство.дай волю священству заклюют паству.дай волю владыкам съедят священство.вот такая вот Беловежская пуща.....

дай волю священству заклюют паству.

Это перебор, друг мой, ежили паси овец пастырь будет клевать собственных овец,
они в его храм ходить не будут...

Отче, а какой выход из сложившейся ситуации может быть на Ваш взгляд? Как без военных действий, по-христиански прийти к консенсусу?

Без войны никак невозможно, новый епископ приходя в свою вотчину сметает с лица земли прежде всего попов, сидящих на пенязных приходах - это норма борьбы за денежные потоки...

Edited at 2014-11-28 06:18 pm (UTC)

(Deleted comment)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Любопытно. И многое действительно становится понятною
Жаль роль Патриарха нее освещена.
Хорошо, когда на архиереев компромат есть. И иначе всякое может быть.

Edited at 2014-11-28 06:49 pm (UTC)

Меня движение пенязей не волнует. Меня волнует, что отец Виталий пытается вообще разрушить роль пресвитера, как духовного отца и окормителя прихожан. А это тоже проглядывает за его словами. А как же задача построения христианской общины на приходе? Может быть вообще ему хочется вернуться к системе "Один приход - один епископ"?

Так ведь и вернулись. Епископ уже сейчас по Уставу может распустить все общины и далее уже воссоздать как один большой приход с храмами-филиалами. Единоличный хозяин, учредитель и правитель

конечно. причем, как в первые христианские столетия - епископ женатый, сиречь тот же протопоп. интересно, в чем вообще процитированный выше игумен полагает принципиальное отличие епископа от протоиерея? в том, что первый безбрачен, и поэтому "имеет власть"?

Кругом враги.

Пользователь n_ermak сослался на вашу запись в своей записи «Кругом враги.» в контексте: [...] и способами. Так что, отцы, всё только начинается. http://kalakazo.livejournal.com/1366515.html [...]

Настоятели разные бывают. Бешенные доходы, это все-таки, редкость, и шакальное отношение - не правило. Но примеры есть. Например, широко известный "старец" Варламов. Он во Всеволожске был царек, практически один храм на всю округу, доходы немалые. А приходским клирикам выдавали какие-то копейки, на дорогу еле хватало. Попадья одна возмутилась было, когда зарплаты мужниной не хватило на еду, так "старец" ей ласково сказал "вся Россия, матушка, нуждается, ты поставь деток на коленки, пусть попросят, Бог денежку и пошлет".

А, да, и к вопросу о том, что "требы кормят": требы в храмах идут, в основном, через кассу, поп на зарплате получает не с количества, а с дежурства (например, день через два дежурят в соборе на Техноложке, зарплата фиксированная). А просто так бегать по городу по требам - это миф, потому что ближайшие духовные чада один раз освятили квартиру и один раз крестили детей, на этом требы кончились, а захожане чернз свечниц и кассу все вопросы решают, вот и остается все на усмотрение настоятеля. Да и приличный священник старается, если возможно, деньги лично не брать, куда как спокойнее.

Есть настоятели такие, которые помогают и делятся честно, к ним тянутся, у нас такой целый благочинный есть, во всяком случае, деток на колени ставить не блпгословит :))

Интересно, а каково сейчас положение клира в Преображенском соборе, где Николай Гундяев как настоятель почислен за штат, а отец Борис Глебов как староста, полностью отодвинут от церковной кассы?

Да кто ж про них доподлинно скажет-то Вам. Думаю, вполне в рамках неписанного и писанного правила "аще изволит новый настоятель" :) Везде мелькает словосочетание "социальное служение", но что сие на практике и приложимо к флагманским соборам - трудно сказать.

  • 1