?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Еще раз об усилении значения епископов в жизни Русской Церкви
Простите
kalakazo
Оригинал взят у inokv в Еще раз об усилении значения епископов в жизни Русской Церкви.

"В журнале kalakazo обсуждается мой текст об истории борьбы белого духовенства против архиереев.
В связи с этим протоиерей Георгий Белодуров fater_go высказал следующее суждение: «Меня волнует, что отец Виталий пытается вообще разрушить роль пресвитера, как духовного отца и окормителя прихожан. А это тоже проглядывает за его словами. А как же задача построения христианской общины на приходе? Может быть вообще ему хочется вернуться к системе "Один приход - один епископ"?».
areksi пишет: «причем, как в первые христианские столетия - епископ женатый, сиречь тот же протопоп. интересно, в чем вообще процитированный выше игумен полагает принципиальное отличие епископа от протоиерея? в том, что первый безбрачен, и поэтому "имеет власть"?»
Отвечаю.
Вот, в целом, мои взгляды по этому вопросу: «Десять пунктов. Формула дальнейшего возрождения церковной жизни. Краткая программа».
Вкратце они сводятся к следующему: минимизирование значения пресвитеров в жизни Церкви, устранение исторического перекоса, приведшего к тому, что Русская Церковь на протяжении столетий была более пресвитерианской, нежели епископальной.
Духовное значение этого перекоса очень серьезно. Пресвитер не является в полном смысле преемником апостолов, он как бы вторичен, наделен делегированными по своей сути полномочиями. То есть является руками архиерея там, где сам архиерей совершать Таинства не может.
В результате именно вторичность и неполнота веками определяла жизнь нашей Поместной Церкви.
Из чего видна эта вторичность? Пресвитер не только не может продолжить апостольскую иерархию, но и даже рукоположить себе подобных.
Нас учили, что священство строится снизу – есть мол, низшие ступени, затем высшие. Но священство строится именно сверху – от апостольской иерархии, епископата, который самодостаточен.
Пресвитеры нужны просто как помощники. Даже женатые епископы самого первого периода христианской истории никак не равны пресвитерам и отличаются от последних принципиально. Однако стоит напомнить, что после Трулльского собора (691 г., см. его 12-е правило) ни о каком женатом епископате не может быть и речи.
Кстати, гипертрофированная власть пресвитеров в русской истории (несмотря на утверждение русского церковного либерализма об их «униженности») проявилось в том, что прихожанин не может причаститься Святых Таин вне разрешения пресвитера.
Именно связь исповеди и причащения в России наиболее ярко показывает полное доминирование пресвитера над прихожанами. См. мои заметки «О всевластии священников»,«О посте в субботу. Двойные стандарты?».
Поэтому я предлагаю минимизировать размеры епархий, сведя их к муниципиям: один город – один епископ (в большом городе – плюс викарии), один муниципальный район – один епископ. В рамках такой епархии должна действовать ОДИН приход, состоящий из пяти – десяти храмов (может, чуть больше).
С единым административным управлением, единой бухгалтерией, единой приходской жизнью, единой, по сути, евхаристической общиной, периодически, собирающейся на ОБЩИЕ архиерейские богослужения, с единой системой духовничества.
Архиерей в такой действительно малой епархии будет избавлен от множества административных дел. Поэтому, он сможет быть духовником, в помощь которому можно определить одного-двух епархиальных духовников. Все остальные священнослужители Таинство исповеди совершать не должны. Епархиальные советы в таких епархиях не нужны.
Такие первичные епархии, естественно, предполагают создание митрополичьих округов. На каком уровне? Не на уровне старых епархий, а на уровне епархий новых. Там можно было бы иметь общий епископский собор, выполняющий функцию церковного суда, общие отделы, регламентирующие церковно-общественную и церковно-социальную деятельность, общую кассу взаимопомощи духовенства. Кроме того, на уровне регионов иметь общий архиерейский собор, собирающийся раз в год.
Какие минусы? Первое и самое главное, что делает утопичной всю предлагаемую систему – трудно найти кадры для нового епископата.
Далеко не все монашествующие могут быть епископами, что очевидно. Я, например, точно не могу по своим личностным качествам.
Далее. В регионах, по сути, появится больше епископов, чем в некоторых Поместных Церквах. Областные соборы, способные сами продолжить апостольское преемство и достаточно сильные административно, по сути могут стать самодостаточными.
В случае распада России (не стоит закрывать глаза на эту политическую возможность) трудно будет удержать Церковь от распада.
И, тем не менее, при всех этих минусах такой путь видится мне возвращением к каноническим нормам, преодолением серьезных перекосов в истории Русской Церкви, выросшей некогда из одной-единственной митрополии Константинопольского Патриархата. Пусть этот путь и утопичен.



  • 1
Такие Уткины почти, как Швондеры...

Лицензия на Таинство исповеди )))))))

Ржунемогу :)

"Поэтому, он (епископ) сможет быть духовником, в помощь которому можно определить одного-двух епархиальных духовников. Все остальные священнослужители Таинство исповеди совершать не должны".

А как данную "реформу" воплотить в области? Из одной деревни народ из старых бабулек, мамочек с грудниками пойдёт по бездорожью или поедет автобусами в соседнее село на исповедь к лицензированному духовнику? И так каждое воскресение, каждый праздник? )))
Уж я не говорю про самих духовников, которые превратятся в конвейеры -будут исповедовать каждого по минуте и не давать никаких духовных советов или наставлений. В итоге исповедь превратится в профанацию, фикцию.

Видимо, городской монах игумен Виталий не в курсе деревенской жизни.

«О посте в субботу. Двойные стандарты?» - это правильно. Но как будет выглядеть такое немыслимое количество епархий (один город-один епископ) - у каждой свой штат, канцелярия, управделами??? О ужас!..

Edited at 2014-11-29 03:34 pm (UTC)

"переход на греческую практику исповеди и причащения Святых Христовых Таин" - это вообще-то назрело!

  • 1