kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Анаксиос во глас пустошный...

По случаю пения "Анаксиос" на хиротонии Игнатия Тарасова.

Открытое письмо протодиакона Александра Мусина патриарху Алексию Ридигеру

"Ваше Святейшество !

Позвольте мне вторично побеспокоить Вас просьбой принять близко к сердцупроисходящее в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Я делаю это в форме открытого письма, ибо не вижу иной возможности донести до Вас всю сложность сложившейся ситуации. Накануне Архиерейского собора Русской Православной Церкви, посвященного 2000-летию пришествия в мир <Солнца Правды> - Господанашего Иисуса Христа, я искренне надеюсь, что Вы найдете способ разобратьсяво всем и восстановить мир и справедливость. Ибо должен же наконец появитьсяв Русской Православной Церкви честный и справедливый церковный суд.

Позвольте напомнить Вам последовательность происшедших событий. 11 апреля 2000 г. воспитательское совещание Академии отклонило просьбу иеродиаконаИгнатия (Тарасова) о рукоположении во священника, причиной чему былозлоупотребление Игнатием служебным положением и оскорбительные дляпреподавателей и студентов высказывания.Тем не менее, ректор Академии епископ Тихвинский Константин (Горянов)проигнорировал мнение совещания и 23 апреля рукоположил Игнатия. Во времярукоположения хор от лица всей церковной общины должен петь <Аксиос> -<Достоин>. Но студенты, примерно треть от присутствующих в храме, грянула <Анаксиос> - <Недостоин>. Вы сами знаете, что такого в Русской Церкви еще небывало. По обычаям Православной Церкви в Греции в этом случае рукоположениепрекращается, и назначается расследование причин народного несогласия.Очевидно, студенты рассчитывали именно на это. Однако ректор продолжал совершать хиротонию.Еще до проведения какого-то бы ни было расследования, ректор через прессу объявил, что происшедшее является <обычным бурсацким хулиганством>, а автору настоящего письма в частной беседе предъявил обвинение в организации бунта.

Я посчитал такое обвинение недоразумением, которое исчезнет в процессе расследования конфликта.Несмотря на просьбы студентов выслушать их, ни митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ни ректор так и не встретились с ними. Трудно упрекать студентов, полтора месяца тщетно ожидавших встречи со своими архипастырями в том, что 3 июня они согласилисьвстретиться с православными журналистами.13 июня накануне заседания совета Академии, который должен был включить вповестку дня обсуждение происшедшего, я был уволен общим решением митрополита и ректора со всех академических должностей: преподавателя,заведующего церковно-археологическим музеем и координатора церковно-научногоцентра <Православная Энциклопедия>. Причин отставки мне никто не объяснил. А митрополит и ректор так и не позволили совету обсуждать конфликт.Это увольнение явилось для меня шоком.

20 июня, в Москве, я передал Вашему Святейшеству свой рапорт и попросил Вас выслушать меня. Сославшись на вполнепонятную занятость, Вы сказали, что встреча, возможно, состоится на будущей неделе. 28 июня я снова был в Москве. Вы сказали мне буквально следующее:<Ну, с кем я буду разбираться? Митрополита нет в городе. Я буду в Питере. Я буду разбираться. И не давите на меня>. Но и эта краткость была для менялучом надежды.

12 июля в Петербурге я вновь попросил Вас о возможности поговорить с Вами. Вы столь же кратко ответили мне: <Нет. Не со мной. Смитрополитом>. Надежда потухла. Позиция митрополита была мне известна. Владыка Владимир при нашей первой встрече в 1996 г. <по-отечески> заявил мне: <Вы - заика. Вы не должны преподавать в Академии>. В 2000 г. митрополитдобился своего.Встреча состоялась 8 августа. Чудовищная несправедливость и абсолютная беспочвенность обвинений повергли меня в ужас. Митрополит обвинил меня втом, что я организовал студенческий бунт, научил студентов возгласам <Анаксиос>, изготовил листовки с призывами к бунту, дирижировал криками<Анаксиос> с амвона, пытался сорвать богослужение. При этом я, по мыслимитрополита, руководствовался завистью к Игнатию, как талантливому и перспективному студенту. Все же происшедшее явилось заговором против ректора, направляемым извне. Во время беседы митрополит дважды назвал меня <циником>, <нахалом> и <неверующим человеком>, а мое десятилетнее служение диаконом обозвал <дуриловкой> (sic!). В конце беседы было сказано, что мненет места для служения в Петербургской епархии.

На уровне слухов и сплетен эти безумные обвинения доходили до меня и раньше.Но когда в качестве официальной причины моего увольнения их произносит митрополит Санкт-Петербургский, постоянный член Священного Синода, тостановится страшно. Как легко у нас можно оклеветать человека и лишить егодоброго имени и любимой работыВаше Святейшество! Я готов свидетельствовать перед Богом и людьми, что всеэти обвинения - ложь и клевета от первого до последнего слова. Я не злоумышлял, не организовывал, не учил, не дирижировал и не пытался срывать богослужение. Единственное, что я себе позволил - это не согласиться с ректором в оценке происшедшего, расценивая его как серьезный канонический инцидент, сочувствовать протестовавшим студентам, поскольку считаю ихпретензии к Игнатию обоснованными, общаться с ними, пытаясь выяснить ихпозицию в этом конфликте, и участвовать в беседе с журналистами истудентами, обсуждавшими конфликт. Я искренне хотел разобраться, что же произошло в Академии. А два петербургских архиерея совершенно не захотелиразбираться в этом. Им все было ясно с самого начала. Истина их не интересовала. Не чувствовалось в их действиях и увещевающей пастырской любви. А может быть они просто побоялись встретиться с юношами и девушками,которые всего лишь не захотели, чтобы их пастырем был человек непорядочный иоткровенный карьерист...Со слов митрополита я понял, что ситуация в Академии обсуждалась, официальноили неофициально, на заседании Священного Синода 19 июля. Митрополит довелдо Вас свою позицию и Вы ее приняли: происшедшее в Академии - бунт кучки обиженных смутьянов, а я - его вдохновитель. Очевидно, Вы внутренне согласились с митрополитом и ректором еще раньше, поскольку мой рапорт так и не был принят Вами во внимание.Неужели, Ваше Святейшество, позиция, высказанная Вам митрополитом и ректором, делает излишним знакомство с позицией студентов ? Ведь Вашистуденты видят в Вас своего архипастыря и в этой ситуации могут уповать только на Ваше участие. Заочное, без всякого разбирательства, осуждение может убить в них веру в Церковь. Доверяя Церкви, студенты справедливо считают, что в Церкви они всегда смогут быть выслушанными и услышанными.Сейчас многие полагают, что с точки зрения церковных канонов студенты неимели права возглашать <Анаксиос>. Пусть так. Но мое общение со студентами показывает, что их исключительной целью были не месть или бунт, а забота облаге Церкви. И если бы авторитетная комиссия от лица всей Церкви сообщила им, что они совершили то, на что не имели права, я уверен - их покаяние былобы столь же искренним. Мир и вера укрепились бы в их сердцах. Но, быть может, их <Анаксиос> все же был справедлив ? Ответ на этот вопрос смогло быдать только разбирательство дела, которого так и не было...

Моя беседа с митрополитом Владимиром происходила в форме монолога. На всемои попытки возразить я слышал: <Меня не интересует, что вы думаете !>. По существу, митрополит, являющийся председателем Епархиального Совета -церковного суда первой инстанции (ст.45 Устава об управлении РПЦ), отказалмне в объективном разбирательстве выдвинутых против меня обвинений. Поэтомуя прошу Вас, Ваше Святейшество, как Председателя Священного Синода, являющегося, согласно 32 ст. Устава, судом первой инстанции по делам архиереев и последней инстанции по делам клириков, принять к судебному разбирательству дело об обвинении меня митрополитом Владимиром и епископом Константином в организации студенческого бунта. Поскольку процедура подачи судебных исков в Русской Православной Церкви до сих пор не определена, топрошу Вас рассматривать это открытое письмо как мое официальное заявление вцерковный суд.

Вашего Святейшества смиренный послушник и молитвенник диакон Александр Мусин, кандидат богословия, кандидат исторических наук,член Геральдического Совета при Президенте РФ9 августа 2000 года"
Tags: Александр Мусин, Алексий Ридигер, Игнатий Тарасов, Карабас Барабас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments