?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Был ли Иоанн Кронштадский хлыстом?
Простите
kalakazo
В ЖЖ достопочтенного pretre_philippe
возник спор - из каких духоносных корней растут нози
творчества и духовного делания протопопа Иоанна Сергиева,
прозванного в народе Иоанном Кронштадском -
из бурсацко-схоластических, гимнографических, монашеско-аскетических
или же проистекают из стихии "народного православия",
с традиционным православием образованного сословия
имеющее лишь приблизительное сходство?
Об достоблаженном Кронштадском пастыре
я написал (в том числе и по архивным материалам)
целую сагу, не желая ни умалить прославленного святого,
а руководствуясь намерением разобраться самому
в достаточно путанных и противоречивых о нем свидетельствах,
как его истовых и не совсем православных почитателей
и столь же яростливых недругов.
Мой пристальный интерес к отцу Иоанну Сергиеву
имел зачало, когда имя протопопа Иоанна Сергиева
находилось под полным богоборным запретом
и его писания расценивались афеистами,
как голимая "антисоветская литература".
Мне посчастливилось застать в живых
"иоанниток", знававших святого батюшку еще живым,
и тех, кого Иоанн Кронштадский всамделишно исцелил
от смертельной тогда скарлатины.
Достаточно много времени мне пришлось
провести в архиве на Псковской,
вчитываясь в документы,
какие несколько исправляют
сложившуюся канву житийного канона
кронштадтского протопопа.
Мое ЖЖ-иследование об отце Иоанне
писалось не для адептов церковного гламура,
в каком отец Иоанн предстает
засахаренной в приторной сиропе
и политой обильно патокой,
разувесисто-церковенной клюковкой.
Итак, кому интересно мое странствие
по мутным кладезным водам
эпохи русского декаданса:
http://kalakazo.livejournal.com/tag/Кронштадский%20пастырь

  • 1
Спасибо, было очень интересно.

Короче бы сказали: были ли у о. Иоанна личные связи с хлыстами в юности? И есть ли связь идейная в текстах?

Дореволюц. Россия представляла собою такое буйное разнообразие людей и групп, сильных в своей жизни и этой своей жизни не смущающихся, что современный отредактированный человек ужаснулся бы, если б встретился с кем-н. лицом к лицу. Хоть с поэтом Гумилевым, хоть с дворником, хоть с Ио. Кроншт. Попытки встравить последнего в рамки известного, хотя бы протестантского проповедника, просто несостоятельны с т. зр., так сказать, этнографии. И, похоже, портрет его восстановлению не подлежит, -- если, конечно, не найдется некто с адекватной идеей, что откуда в Ио. Кроншт.

Вы правы...Прибавьте сюда то, что мой друг написал ниже, и придется согласиться на все 100.

ну из его дневников выглядывает нормальное такое современное такое благочестие типа...ничо необычного...евпоча

всамделишно исцелил

Медицинских доказательств конечно-же не будет.
Тема глубокая, интересная и жуткая до зверства.


Первые скопцы появились в Греции и Палестине на заре христианства. В России - при Екатерине II, когда произошел раскол в секте хлыстов, причиной которого стал вопрос о плотском грехе. По мнению одних, "свальный грех" (групповой секс) после молений-радений - божья благодать, другие во главе с Кондратием Селивановым утверждали, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления . Скопцы всячески распространяли свое учение. Завлекали в секту уговорами, подкупом, иногда даже выкупали у родителей детей. Почти все главари секты были людьми состоятельными: владельцы меняльных лавок и ювелирных мастерских, биржевые маклеры, зажиточные крестьяне.

На первых порах оскопление состояло в ампутации яичек ("удесных близнят") с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Называли эту операцию "огненным крещением". Но очень скоро, "снисходя к слабости человеческой", Селиванов приказал раскаленный металл заменить на ножи, косы, серпы, бритвы и топоры. Удаление "удесных близият" называли "малой печатью" или "первой чистотой". Поскольку эти повреждения не мешали скопцу вступать в половую связь, то Селиванов решил, что необходимо ампутировать "ключ бездны" - детородный орган. После этой операции на теле оставался овальный шрам - "царская печать". При оскоплении женщин вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски или груди, большие или малые половые губы. Это была так называемая "вторая чистота". Чтобы окончательно заглушить зов плоти, скопцы истязали себя, выжигая на своем теле кресты [1]. Обычно в секту заманивали уговором или обманом. Но были фанатики, считавшие, что народ надо оскоплять при каждом удобном случае. В то время имелось множество фактов самооскопления, а также насильного оскопления скопцами случайных людей. После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек по ошибке отправили на тот свет, Екатерина II была вынуждена издать указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством, повелев местным властям их отлавливать и карать. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет [1]. Так, ст.209 "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года гласила, что "распространение раскола, сопровождающееся насильственными действиями" наказывалось ссылкой в каторжную работу на рудниках на срок от 12 до 15 лет и телесному наказанию плетьми с наложением клейм. Согласно ст.207, даже простая принадлежность к "ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою и других", наказывалась ссылкой в Сибирь. Такая серьезность наказания была обусловлена сложностями в раскрытии правонарушений, совершаемых сектантами [2] .

Церковь объявила секту еретической. За почти 150 лет власти отправили в Сибирь десятки тысяч человек, но секта оказалась на удивление живучей. К 1917 году только в одном Черкизовском районе Москвы проживало свыше пятисот скопцов и скопчих. Большие общины существовали под Петербургом, на Украине, Северном Кавказе, в Орловской, Саратовской, Калужской, Тамбовской и других центральных губерниях. Советская власть скопцов не трогала до тридцатых годов, когда прокатилась волна процессов над ними.

Re: всамделишно исцелил

Только одна из трех умирающих от скарлатины смолянок, лежащих в изоляторе Смольного института благородных девиц, по молитвам о.Ионнна Сергиева (Кронштадтского) осталась жива - Наталья Бойль.
Молебен служил о.Иоанн, приехавший из Кронштадта по просьбе отца Наталии: Воспоминания Екатерины Вощининой о своей Маме Наталии Бойль (крестнице о. Иоанна Кронштадтского) и няне Вавочке, взятой в семью няней с его же благословления.
http://e-voschinina.livejournal.com/900.html
http://www.liveinternet.ru/users/2064851/post69328929/
http://e-voschinina.livejournal.com/28317.html

Edited at 2015-01-04 06:36 am (UTC)

Всё-то Вы, Маэстро, по воробьям из своей пушки стреляете. На мелочи размениваете свой писарьский дар.


Жду поста на тему: был ли Василий Неокесарийский жуликом и если был, то какой смысл обсуждать всё остальное, пока в роли "непоколебимого основания Церкви" щеголяет жулик?



был ли Василий Неокесарийский жуликом

А у Вас самого, друг мой, есть ли посты на сию злободневную тему?

Почему вас волнует именно этот вопрос, и что конкретно "жуликововатого" вы у него обнаружили.
Во-первых. Во-вторых, найти истину в событиях касающихся жизни конкретного человека 4 века не представляется возможным по объективным причинам. Вы не согласны?
Мой друг, например, тоже к нему относится критически, в частности за введение иконостаса. Но тем не менее, не надо на отдельную личность взваливать слишком высокую ответственность.
Тем более основание Церкви вовсе не он. :)

Что вам конкретно, по пунктам, не нравится? Вы же не арианин? К тому же Василий Великий был одним из тех, кто позитивно относился к монашеской общине коммунного типа - киновии. Что в настоящее время - огромная редкость.

Как вы можете возвещать СУД и называть Василия Великого жуликом? Поясните. Вы следователь 4 века? Провели расследования его жизни, присутствовали лично при его жизни?
Из каких-то его работ делаете такой вывод? Из каких?


Подобная тема глупа априори. Кроме эпатажного названия в ней ничего не будет.

Может быть, вся жизнь Василия Великого у вас задокументирована как у Создателя? :)




Edited at 2015-01-04 09:10 am (UTC)

Мы не можем составить портрет современников, имея в разы больше фактологического материала,
а вы хотите спустя 1700 лет составить объективный портрет Василия Великого...?
Я в недоумении - КАК?

На подобную тему мне мой друг иеромонах К. написал весьма внятный и вменяемый ответ. Правда, он растянулся на несколько писем, и речь, правда, шла о другом святом. Но сути это не меняет.
И я с ним безусловно согласен. Своим письмом он рассеял мое недоумение в некоторых вопросах.
Я думаю, что он будет не против, если я процитирую выдержки из его писем. Может быть они станут неким средством для какого-то понимания духовного пути тех или иных русских святых.

"Знаешь, "народные откровения", наверное, всегда такими были и будут. Они очень личные, субъективные, эмоциональные. По сути это свидетельства только отчасти, в большей степени это интерпретация событий. То есть, так человек видел и воспринимал происходящее. Мне кажется, надо выделять из подобных описаний духовную составляющую: реальность участия Бога в жизни человека... Люди молились, верили, просили, ждали и получили...

"Это такой от Бога урок - принять как есть, не осудить, не прославить, просто ждать с миром в сердце... "

"По большому счету, и сам Бог, и сам Христос для простого народа это "добрые волшебники". И поскольку отношение к ним такое, то и к святым отношение будет мифологическим. Да что там говорить... К священникам и монахам похожее отношение... как к сказочным персонажам... Я утрирую, но к сожалению лишь отчасти. Я помню, когда жил в монастыре и потом на приходах, я сталкивался с тем, что некоторые люди не воспринимают тебя, как обычного человека, которому холодно или жарко, хочется есть или пить и прочее... Ты должен соответствовать сказочному образу... В определенной степени, люди сами вырисовывают этот образ и, что самое нелепое, священство и монашество подыгрывает им... Образованные изображают из себя университетских преподавателей, а необразованные - "дедов морозов"... В итоге получается какой-то повсеместный балаган."

"Монашество по сути своей - это "великая тайна" и проявления его выходят за всякие уставные рамки, поскольку "дух идеже хочет, дышит..." Мне трудно судить о том, кем был святой М. в действительности. Все, что я знал до этого дня о нем свидетельствовало о большой степени его духовной свободы. "

"Православное язычество" - явление историческое. Это, в определенной степени, часть русского наследия. Интерпретация Христианства русским менталитетом. Это, мне кажется, надо воспринимать, как данность и иметь в виду на своем личном духовном пути, чтобы не повредиться. У нас есть Евангелие и Апостолы - вот ориентир."


Извините,а что Вы подразумеваете под "русским наследием","русским менталитетом"?Можно ли обозначить,по Вашему мнению,"историческую полосу" начала "этого"?

Боюсь, что я не смогу передать ваш вопрос в ближайшее время. Я лишь процитировал.
Русский менталитет - ну, там же в цитатах есть ответ на этот вопрос - субъективное, эмоциональное, мифологически-мистически-сказочное воприятие всего церковного.

Про исторические сроки.
Лично мне сложно ответить на этот вопрос. Так ли это важно? Если даже период Советской власти мало, что изменил в умах большей части верующих.
Может быть это тянется со времен крещения Руси?

Edited at 2015-01-04 02:56 pm (UTC)

Спасибо, очень интересно. И печально.
А что, правда, что "В 19-м веце никто святоотеческого богословия, собственно, там и не ведал - "святых отцов" открыли на полвека позже, уже во времена Павла Флоренского."? Нет ли какой-нибудь ссылки, где об этом можно почитать - не на художественном уровне, а на академическом или хотя бы на популярном?
p.s. Чем дальше в лес, тем толще партизаны.

  • 1