?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Подражание Христу...
Простите
kalakazo
О святом праведном Иоанне Кронштадском
составлено весьма гламурное житие,
но он самый близкий к нам по времени святой,
о коем былое сохранило
слишком много документальных свидетельств
и каковые никак не вписываются
в привычную для православного гегемона
канву Житийного канона.
Как быть, например, с тем фактом,
что Иоанн Кронштадский был заядлым курильщиком
и от пристрастия к сему "диавольскому зелию"
не мог избавиться до самого своего смертного исхода?
Впрочем курили "как паровоз" и другие
прославленные русские святые - Игнатий Брянчанинов и Николай Японский.
С другой стороны, кого в девятнадцатом столетии
почитать на святой и никонианской Руси
безукоризненно православным христианином?
Жестоковыйного Филарета Дроздова,
про коего Николай Лесков писал,
что "Николай погубил тысячи, а Филарет - тьмы"?
Или, может, серого кардинала и обер-прокурора Священного Синоду Победоносцева?
Не только "подморозившего" матушку Россию,
но и переводчика на русскую мову
"Подражания Христу" Фомы Кемпийского -
книги католического мистика,
с какой "Моя жизнь во Христе" Иоанна Кронштадского,
имеет весьма много сходств и прямых параллелей,
ежили не сказать - буквального ей подражания?
С другой стороны, и само синодальное православие
эпоху русского декаданса было не вполне здоровым:
"Все, что в памяти народной
нынче связуется с Кронштадтом,
ассоциируется только с единой личностью -
кронштадским чудотворцем
и, в самом буквальном смысле,
"культовой личностью" -
святым протопопом, Иваном Ильичём Сергиевым.
Во всей истории русской Церкви
ни один возглавитель церковной,
ни един патриарсь, архипастырь, пастырь, старец,
ни даже Оптинские старцы
по всероссийской славе
не могли тягаться
с кронштадским чудотворцем.
"Перед закатом солнца",
накануне имперской катастрофы,
в этом прижизненном культе
было что-то явно "нездоровое":
иоанниты, почитавшие его живым богом
и воплощением пресвятой Троицы,
и то, что ехали со всей матушки России
только к нему, -
уже свидетельствовало
и общецерковном системном "кризисе".
Толпа восторженных почитателей
у соборных врат
несколько раз опрокидывала
престарелого Иоанна Ильича
и кидалась на него,
пытаясь от него что-нибудь на память оторвать
вместе с куском рясы,
точно отколупнуть и часть его
"чудотворяй иногда" благодати..."
http://kalakazo.livejournal.com/1149701.html

  • 1
Ну курил, подумаешь, это же не грех.

А курить перед литургией, прикуривать от лампадки и курить в форточку пономарки,
и возглагать на главы кающихся прихожан прокуренную епитрахиль грех?

(Deleted comment)
Афон на опиуме сидел веками, и ничего.
Есть люди, которые покаялись от принятия наркотиков, в момент этого "греха". Напр., Этнео яркий пример :) И ничего, когда-нибудь, может быть, канонизируют и на мощи разберут :)

Афон на опиуме сидел веками, и ничего

Если бы они там на опиуме сидели, от них бы уже мало что осталось.Это сильный наркотик. Кто-то рассказывал, что они " травкой балуются". Но в это мало верится.Хотя может некоторые...и балуются!:)

Edited at 2015-01-05 11:37 am (UTC)


А вдруг кто знает какие-то прямые свидетельства или воспоминания о курении таких исторических персонажей, как Иоанн Кронштадсткий, Николай Японский, Макарий Оптинский, Иоанн Шанхайский?
А то утверждение "все знают", "всем известно" не приведешь в качестве подтверждения, а разговоры среди питерской поголовно курящей интеллегенции неизбежны :))

О пагубном пристрастии к табаку пишет в дневниках и Иоанн Кронштадский и Николай Японский.
Александр Шмеман, с ностальгией уже перед смертным заболеванием - раком горла, вспоминает что в поповской молодости выкуривал по три четыре пачки в день, а "сейчас остановился уже на двух пачках"...

Edited at 2015-01-06 08:23 pm (UTC)

Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву
Про опиум у греков:

"Затем мы вступили, читатель, во вторые врата борьбы, пота, трудов и пощения, ибо все в этой стране, от мирян до монахов, едят только раз в день, хотя бы это было летом, и выходят от церковных служб всегда не ранее, как около восьмого часа (Около 2 ч. пополудни), иногда получасом раньше или позже.
...
Поста до девятого часа (За три часа до заката солнца) они не знают, ибо во все праздники, как большие, так и малые, они и без того постятся до после-девятого часа.
...
Сведущие люди нам говорили, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них, как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением молитв и вставая в полночь. Он должен упразднить шутки, смех и развязность (и отказаться от употребления опиума), ибо московиты ставят надсмотрщиков при архиереях и при монастырях и подсматривают за всеми, сюда приезжающими, нощно и денно, сквозь дверные щели, наблюдая, упражняются ли они непрестанно в смирении, молчании, посте и молитве, или же пьянствуют, забавляются игрой, шутят, насмехаются или бранятся.
Если бы у греков была такая же строгость, как у московитов то они и до сих пор сохранили бы свое владычество.
...
но видя, что приезжающие к ним греческие монахи совершают бесстыдства, гнусности и злодеяния, пьянствуют, обнажают мечи друг на друга для убийства, видя их мерзкие поступки, они после того, как прежде вполне доверяли им, стали отправлять их в заточение, ссылая в ту страну мрака, в частности же за курение табаку предавать смерти...
Без сомнения, греки достойны того и заслуживают такого обхождения...."

Вот так. Современных курящих святых просто казнили бы на Святой Руси.

А вот ещё про греков:
"Знай, что так как здесь в Путивле скупы на пропуск внутрь страны архиереев, настоятелей монастырей и монахов, то, когда кто-либо из архиереев и монахов обманется в своей надежде на въезд в страну, говорит воеводе: «мы входили именем царя», и тот немедленно снаряжает их внутрь страны без всяких разговоров. Значение «войти во имя царя» то, что они остаются во имя царя, кормятся от его добра во всю свою жизнь и постоянно молятся о нем; их называют молельщиками. За то они никогда уже не могут выехать из его страны; это становится невозможным. Царь и придворные его любят тех, кто это говорит, и держат в большом почете. Эту хитрость придумали в нынешнее время греки."

Да вроде любой святой -- точный портрет своей эпохи. Когда курят, когда сидят на ипподроме, когда много чего другого, стыдливо скрытого традицией. Связь со сверхъестественным не по соответствию канону устанавливается (каковой есть только литературный артефакт). И тайна сия, ткскзть, велика...
Собственно как раз в сравнении Фомою Кемпийским можно и увидеть. Неслучайно его у нас переводили наши главные зануды и скучные люди: Сперанский, Победоносцев, Аверинцев. А Ио. Кроншт. совсем не скучен. Дунаев правильно сказал по прошлой ссылке о явственном влиянии эпохи декаданса. Но отпечаток отпечатку рознь. В случае Гиппиус или Иванова он доходит до пошлости, а у ИоКр. отсутствие ориентиров, свобода в поступке и творчество ад хок (простите за слово "творчество") совершенно не пошлые, наоборот, именно свободные и творческие, свежие. Такая дерзость не должна остаться без обратной связи со сверхъестественным, там не пошляки и жеманницы сидят.

А как же "вы не от мiра сего"...?

долгие годы и даже будучи архиереем курил Священномученик Серафим (Чичагов)

Edited at 2015-01-05 07:52 pm (UTC)

Братья и сестры,
подводя итоги дискуссии, хочу выразить рекомендации по повышению продуктивности дискуссии.
Обсуждая достоверность фактов табако-курения некоторых указанных выше граждан,
следует учитывать различая между курением в затяжку (трубка, сигары) и без затяжки (сигареты).
Подробности см.
http://pipeclub.net/index.php?/topic/1947-%D0%B2-%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8F%D0%B3-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D1%82/

Наоборот, трубка и сигары - не в затяжку (в основном), сигареты - в.
Причём с трубкой и сигарами - не означает, что "не в затяжку" всегда так работает. Всё обычно по ситуации, и просто затяжки намного реже. Чистого "не в затяжку" почти не бывает, тем более, что и при этом способе вдыхается достаточно дыма, который производит своё действие.

Никотин - легальный наркотик средней тяжести. Наркотиком, согласно определению ВОЗ, считается химический агент, вызывающий нечувствительность к боли, анальгезию. Наркоманы=курильщики, алкоголики - люди, испытывающие НЕПЕРЕНОСИМУЮ душевную боль. Церковь провозглашает их грешниками, но при ближайшем рассмотрении сама вся оказывается субстратно или эмоционально зависимой. Повышенная и/или извращенная сексуальность, власто- и корыстолюбие - суть тоже эмоциональная зависимость, проявляющаяся в разрушительном поведении. Такими деструктивными способами самоутверждаются (обезболиваются) глубоко травмированные люди, передавая и преумножая свою травму дальше. Источником травмы является трагическое семейное прошлое. Мало знаю о родителях о.Иоанна, но когда половина братьев вымирает во младенчестве, оставшимся редко удается отрешиться от мрачных детских драм.
Чужие грехи дано ему было замаливать, но не свои.
Апостол Павел сетовал, что Бог не избавил его от "занозы в плоть", лишь дал благодать переносить её. Так что рассчитывать на безупречность по вере не приходится. Не полезно, видимо, это.

А о курение свт. Игнатия Брянчанинова - это Вы откуда взяли? Да и еще "как паровоз"?

  • 1