?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Чудотворец или же пустосвят?
Простите
kalakazo
Еще один документ сребряновекной эпохи,
безусловно, тенденциозно и отрицательно,
но все-таки характеризующий
прижизненные слухи и наговоры,
ходившие вкруг честного имени
кронштадтского протопопа Иоанна Кронштадтского:

"В «С. - Петерб. Лист» за 1905 г. М. Федоров напечатал ряд статей, разоблачающих проделки кронштадтских пустосвятов и чудотворителей с о. Иоанном кронштадтским во главе. Как и следовало ожидать, на г. Федора (так в журнале «Старообрядец») с одной стороны посыпались ругательныя письма, а с другой – благодарственныя за разоблачения «духовнаго черносотенника», о. Иоанна.
На это г. Федоров в том же «С. - Петербургском Листке» (№ 282) между прочим пишет:
«О. Иоанн Сергиев не сделал мне лично ни пользы, ни вреда, и был для меня человеком совершенно безразличным. Не имея причин питать к нему неприязнь, я всегда готов был отметить наилучшия стороны деятельности почтеннаго кронштадтского пастыря, и потому внимательно следил за каждым его шагом. Я наблюдаю за ним и по настоящее время, но, к сожалению, ничего добраго сказать о нем пока еще не могу... В своей пастырской деятельности он остался все тем же закорузным ретроградом и отнюдь не заслуживает не только названия «праведника» или «святого», но даже и просто «добраго пастыря».
И вот доказательство тому.
Несколько дней назад произошло возмущение войск в Кронштадте. Какие ужасы творились там в это время, наши читатели уже знают из описаний специальных корреспондентов. Рекой лилась кровь ни в чем неповинных людей, расхищались имущества, жилища предавались огню. Ничто не в силах было остановить разгоревшихся страстей. Люди озверели и с легким сердцем отнимали чужую жизнь и нажитое трудом достояние.
Прекратить их безумства могло лишь чье-нибудь высоко авторитетное слово, голос человека, котораго они привыкли слушать и уважать.
- Вот если-бы отец Иоанн обратился к ним с назиданием, они, наверно, перестали бы бунтовать, - говорили многие из кронштадтцев, по сообщению нашего корреспондента (см. «П. Л.» за 28-е октября).
Разумеется, ожидания эти вряд-ли бы оправдались. Буйствующая толпа менее всего способна внять голосу благоразумия. Но испытать это средство следовало-бы во всяком случае.
Жители города Кронштадта так и поступили. Они отправились просить помощи у своего достолюбезнаго батюшки, отца Иоанна, но тут произошел маленький инцидент, разом разрушивший все надежды кронштадтцев.
«Отца Иоанна в это время не оказалось в Кронштадте», - пишет наш корреспондент. Куда же делся почтенный пастырь кронштадтский? Занятый всецело описанием погрома, сотрудник наш не сообщил об этом ни слова. Как только появились первые признаки возникновения безпорядков, он (о. Иоанн) бежал из Кронштадта в столицу, захватив с собой жену и свою «правую руку» - псаломщика Бабенко с его семейством. Как больно и грустно услышать об этом!
В то время, когда простой захудалый сельский священник, малоразвитой, грубый, придерживающийся чарочки, остается на своем посту и, рискуя жизнью, успокаивает взволноваывшихся крестьян (как было, напр., во время одного из саратовских аграрных погромов), пастырь, котораго не так еще давно многие имели наивность считать образцовым священнослужителем, «праведником» и «святым», позорно оставляет свою паству и бежит от нея.
И когда бежит? Тогда, когда пастырское слово его было всего нужнее его пастве, когда он, быть может, имел бы возможность сохранить не одну человеческую жизнь.
Стыд! срам! позор!
Позор и ему «препрославленному» кронштадтскому пастырю.
Известный вице-адмирал Небогатов, спасая 1 ½ тысячи человеческих жизней, обреченных на верную смерть, сдал свои коабли неприятелю и за это был исключен со службы.
Почему же протоиерей И. Сергиев, позорно бежавший из Кронштадта и бросивший на произвол судьбы свою многочисленную паству в самую тяжелую минуту, остается на своем прежнем посту?
Ведь своим бегством от паствы в самыя тяжелыя мгновения он сам осудил себя.
«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы», - говорит Христос: - «а наемник бежит, ибо наемник есть и не радит об овцах».
Протоиерей Сергиев бежал из Кронштадта одним из первых (см. телеграммы от 28-го октября) и тем показал, что он не пастырь, а наемник.
Этим поступком он окончательно обрисовал свою личность. «По плодам их познаете их», говорит Евангелие. Плоды эти – налицо. Их должен видеть даже слепой. Горько будет, конечно, поклонникам отца Иоанна разочароваться в своем идеале, но что же делать? Лучше пострадать немного душой, но избавиться от дальнейшей лжи, обмана и самой беззастенчивой эскплоатации».

Что действительно о. Иоанн окутан ложью, обманом и самым возмутительным кощунством, нечестием и богохульством, доказательством сего может служить между прочим и следующий факт. В первой половине прошлаго ноября скончалась известная кощунственная «богородица» Порфирия Киселева, каковую «блудницу», по выражению одного из петербургских журналов, «хиротонисал» в этот сан о. Иоанн кронштадтский, признававший ее лучшей своей духовной дочерью, не смотря на то, или может быть именно потому, что она содержала публичный дом, переполненный проститутками и котами, грабившими и губившими народ и телесно и духовно.
И что же? Когда она скончалась, ее погребали два священника, два диакона и множество народа. Но при этом погребении совершалось такое кощунство, какого невозможно и представить. Вместе с обычными погребальными песнопениями, к мертвой Порфирии Киселевой взывали: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и хором пели молитвы, в которых церковь славословит Успение Богородицы. И все это в присутствии, и чуть ли не с одобрения «батюшки о. Иоанна кронштадтскаго», который нарочно приехал на погребение своей кощунственной богородицы, и участвовал в этом торжестве.

«Смело можно сказать, - говорит «Свет» (№ 303), - что никогда еще самое глубокое, закоренелое изуверство не доходило до таких геркулесовых столпов дикой, кощунственной нелепости, и страшно делается за то общество (точнее церковь), в среде котораго могут еще коснеть такие дикие толки...
Все это грустно, горько, безотрадно, за все это краснеть приходится пред просвещенным и верующим миром, но... ведь при погребении Порфирии были представители православнаго духовенства. Как же они-то могли допустить все это наглое кощунство? Как они не воспротивились исполнению на краю той многогрешной могилы молитв, воспевающих преславное Успение Богоматери?..
Допущение кощунства равно самому кощунству, и не простительно со стороны служителей алтаря допущение такого кощунственнаго отношения к основе всей христианской религии! Да... подлинно, низко должно было упасть то общество (вернее – церковь), которое дожило до поклонения Порфирии Киселевой и ея присных! Такия дикия явления нарождаются веками.

Так торжественно и так кощунственно погребли лжебогородицу Киселеву. А что творится живыми приспешниками о. Иоанна и им самим, об этом право стыдно даже слушать, а не только писать. Но необходимость заставляет для пользы и спасения ближних сказать и то, что при других обстоятельствах следовало бы покрыть молчанием. В Петербурге недавно совершенно неожиданно раскрылся настоящий омут самого сквернаго разврата и самаго грубаго и злаго кощунства. Омут этот самое любимое убежище о. Иоанна кронштадтскаго: это женский Иоанно-Богословский монастырь, основанный этим пастырем. В этом монастыре о. Иоанна признавали Богом-Саваофом, священника о. Иоанна Орнатскаго, служащаго в монастыре, - Духом Святым, а священника Владимира Торбаева, тоже служащаго в монастыре, - Исусом Сладчайшим. Чем же занимаются все эти кощунственные боги? Во-первых эксплоатацией, а во-вторых, развратом, как например упомянутый священник Владимир Торбаев, почитаемый за Исуса, который теперь привлекается к ответственности за разврат. Сейчас по этому делу ведется следствие, которое раскрывает такия грязныя и позорныя дела в сказанном монастыре, что просто волосы дыбом становятся.
Грубые (порнографические романы), место действия которых не только монастырския кельи и келья самой игуменьи, но даже «святая святых» монастыря – церковь. Пьянство, оргии, интриги, короткая и жестокая расправа с тем, кто заподозривался в несочувствии подобной «монастырской жизни» и выражал сомнение, что в этом «путь спасения». Распри, споры, всевозможныя каверзы между священнослужителями и их семьями и даже их женской прислугой, считающейся иногда даже фактически членом семьи, скандалы, драки – вот тон частной жизни служителей алтаря.
Здесь живут не священники, а хулиганы! - воскликнула одна из свидетельниц (на допросе).
И она была права (Петерб. газ.)
И все это творится под покровительством о. Иоанна кронштадтскаго. Что всего хуже и омерзительнее в этом деле, так это то, что самые поганые развратники и развратницы именуются самыми священнейшими именами: Богом, Богородицей, Предтечей, св. Марией Магдалиной и проч. и проч. Тут уже кощунство не человеческое, а прямо таки сатанинское. Не даром же сам о. Иоанн сознался, что Россия теперь стала царством сатаны. Только напрасно и несправедливо он дал это название русскому правительству за его акт относительно свободы вероисповеданий. Вернее всего сатаной следовало бы назвать того, кто, будучи тварию, именуется Богом. А таков и есть о. Иоанн кронштадтский и его сообщники.
Напрасно также некоторые уверяют, будто все кощунственныя дела, творимыя вокруг о. Иоанна, совершаются какой-то не существующей сектой «иоаннитов». Называемые этим именем вовсе не сектанты, а истинныя чада господствующей церкви, они только воздают по своему усердию известныя почести о. Иоанну, составляя его свиту, или шайку. Но за это они удостоиваются не осуждения со стороны иерархии правительственной церкви, а почтения и уважения, так что их лжебогородицу Порфирию Киселеву погребали с нарочитой торжественностью, какой никто почти и не удостоивался.
Как опасно, как преступно и как пагубно почитать о. Иоанна кронштадтскаго не за простого и грешнаго человека, а за кого-то необыкновеннаго, можно убедиться даже из одного следующего факта. В с. Верхней Елшанке Царицынскаго уезда незадолго до праздников Рождества почитатели о. Иоанна на одном из своих молений единогласно решили принести достойную жертву своему богу. о. Иоанну кронштадтскому.
Бросили жребий, и он пал на жену хозяина дома. Но она, как женщина больная, не могла, по общему мнению, быть достойной жертвой. Надо избрать здоровую телом и крепкую духом.
Я желаю быть жертвой! - громко заявила одна из присутствовавших на молении женщин.
Это была лет сорока женщина, мать пятерых детей. Муж был тоже на радении, но вскоре ушел домой.
Испытайте меня, - продолжала она твердо: - что хотите со мной делайте, - я все вынесу, мне все равно.
И она села на скамью, покорно сложив руки на груди.
На следующий день рано утром во дворе Б-ва соседями усмотрен был изуродованный труп женщины: голова у нея была разбита вдребезги, вывалились мозги, глаза выколоты, нос отрезан и груди вырезаны. К месту страшной находки собрался народ. Толпа росла, волновалась, угрожала... Из дома вышел хозяин и стал топтать ногами труп, приговаривая: «пошла душа в рай». Наконец явились полицейския власти, составили протокол и арестовали Петра Б-ва и его брата извозчика, как главных действующих лиц ужасной изуверской драмы.
После двухдневнаго ареста они однако были отпущены, вероятно на поруки.
Ходит молва, что если бы преступление это не было открыто, то были бы принесены еще два человека в жертву (Новое время №10726, января 23, 1906 года).
Сколько диавол увлек в погибель христианских душ чрез посредство этого лжебога о. Иоанна кронштадтскаго, котораго некоторые имеют наивность почитать за святого!
Есть еще и другая святоша не менее знаменитая, чем о. Иоанн. Это – некая юродивая Паша, живущая в Дивеевском монастыре близ Сарова. В народе распространено ея жизнеописание как святой. Богомольцы толпами ходят к ней на поклонение, как к великой угоднице Божией. Но эта «святая» иногда так сквернословит по матерну, что не всякий и пьяный босяк позволит себе так сквернословить." (Вест. Европы октябрь 1905 г.). Правда, что какова жизнь и управление церкви, таковы и ея святые. (Из журнала «Старообрядец», 1906 год)."

http://wap.darohranitel.forum24.ru/?1-16-0-00000017-000-0-0-1258907689


  • 1
"она содержала публичный дом, переполненный проститутками и котами, грабившими и губившими народ и телесно и духовно"
- дивный слог )))!

переполненный проститутками и котами

На этом моменте даже выпрыгнул из повествования и взоржал потому что вспомнил - Лена Ленина: «Куклачев — кошачий сутенер»
— Меня удивило то, что один из московских центров правозащиты животных выступил с нападками на меня в паре с Куклачевым. Ведь именно он на протяжении многих лет эксплуатирует с корыстными целями труд кошек, и в некоторых кругах его даже называют кошачьим сутенером, — пишет в своем обращении Ленина. — Еще более удивительным стал для меня факт оценки моего интеллекта самим Куклачевым. Ведь его IQ известен многим и не заслуживает отдельного комментария.

Вест. Европы октябрь 1905 г

Позвольте полюбопытствовать, это что газета или журнал? Кем издавался? На чью, так сказать, мельницу воду лил?

Re: Вест. Европы октябрь 1905 г

«Вестник Европы» (Вѣстникъ Европы) — русский литературно-политический ежемесячник умеренно либеральной ориентации, выпускавшийся с 1866 по 1918 год в Санкт-Петербурге (продолжал традицию одноимённого журнала, основанного в 1802 году Н. М. Карамзиным). До 1868 года выходил ежеквартально, с 1869 года — ежемесячно. Редактор-издатель М. М. Стасюлевич (с 1866 по 1908 год). В журнале преимущественное внимание уделялось истории и политике.

В журнале печатались некоторые известные учёные и публицисты: К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, В. Ю. Скалон, И. И. Мечников, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, А. Ф. Кони, Е. К. Рапп, А. Н. Веселовский, А. Н. Пыпин, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Ф. Ф. Зелинский, Ф. Ф. Мартенс, В. Ф. Дерюжинский, К. К. Арсеньев, А. С. Хаханов и другие.


В литературном отделе печатались И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, П. Д. Боборыкин, В. С. Соловьёв; в 1880-е годы — М. Е. Салтыков-Щедрин.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F1%F2%ED%E8%EA_%C5%E2%F0%EE%EF%FB_(1866%971918)

коты на сленге того времени мелкие сутенёры.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Я все-таки позволю не согласиться с этой статьей. :) Что-то мне подсказывает, что истина где-то посередине. Иоанниты - я слышал, что отец Иоанн осуждал их деятельность.

Статья отрицательная и тенденциозная, но чо именно Вам кажется в ней клеветой? Порфирия Кисилева?

Чудотворец или же пустосвят?

В вопросе не хватает третьего - психопат?

(Deleted comment)
Почему же серебрянный? Разве в слове серебро есть Н? Что же это за болезнь такая - серебрянный, куринный, бешенный...

(Deleted comment)
У Артема Веселого в "России кровью умытой" солдаты неск. раз говорят о распутстве Распутина. А А. Веселый собирал материал по Кубани, как этнограф работал, не от ветра головы писал. Его книга -- хороший пример, как далеко может зайти клевета и сколько народа мб ею охваченного не имеющего отношения к предмету ее прямо. Вестник Европы вряд ли был исключением из журнал. братии.

Вестник Европы - вовсе не желтая пресса, а в 1905-м можно было бы и в суд подать "за клевету", но церковники как правило отмалчивались...

Маэстро понесло.

Такой статьи нет

В журнале "Вестник Европы" за октябрь 1905 года такой статьи нет. Кому не лень, можете проверить; здесь вся "подшивка" : http://starieknigi.info/index/VE.htm

Re: Такой статьи нет

Премного благодарствую, что просмотрели.
А что в самой статье Вы видите подложного? Порфирия Киселева действительно существовала,
и для Иоанна Кронштадского собирала достаточно большие суммы денег.
Я у оставшихся в живых иоанниток в начале 80-х видел облачение священническое Иоанна Кронштадского, его же 84 пробы богослужебные сосуды и батюшкино напрестольное Евангелие.
Все это, по уверению их, было подарено батюшкой Порфирии Киселевой...

(Deleted comment)
Лесков тоже недолюбливал Иоенна Кронштадского и написал о нем целый памфлет. Что ж с того?

  • 1