?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Дорога к храму на крови...
Простите
kalakazo
Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" - зрелище не для слабонервных.
Такое впечатление, что тебя
(на протяжении почти двух с половиной часов)
старательно макают с головой
в выгребную яму общественного сортира,
на каком-нибудь полустанке
родимой страны Макара и его телят.
И даже не совсем понятно,
чем оказались зачарованы
забугорные кино-жюри,
узвездившие сию фильму
всеми уже возможными премиями и наградами?
Извечно русским каннибализмом,
стыдливо прикровенным митрополичьей мантией?
Или столь успешливо реализованным
в самых медвежачьих российских углах
призывом нашего дорогого ВВП врагов отечества -
беспощадливо "мочить в сортире"?
Для западного зрителя - "Левиафан" Звягинцева,
возможно, и "откровение",
а для укоренелого русича - он, без сомнения, вторичен.
Это - все та же "правда жизни" и, как она есть,
"мокруха-бытовуха" из постсовково-киношной "чернухи" -
"Бандитского Петербурга" и проч.
Горбачевская перестройка, и она же "перекройка",
началась, как известно,
с кино-саги Тенгиза Абуладзе "Покаяние" -
мирового кино-шедевра и кино-свидетельства
о трагическом одичании целого народа -
древнейшей христианской нации,
со своими монстрами и злодеями,
масштаба демонического Мефистофеля,
неправедным судилищем,
государственным Левиафаном,
размалывающем на своих жерновах судьбу маленького человека,
разрушенным храмом и символической дорогой,
какая вовсе никому не потребна,
ежили она не ведет к храму.
"Левиафан" Андрея Звягинцева - своего рода "калька" с "Покаяния" -
со все тем же маленьким человечком,
какому и в матушке путинской России
уготована роль безгласной дичи,
со "свиными рылами",
обмельчавшими до мелкоскопности Булгаковского Шарикова,
таким же старым, как "русский мир", Шемякиным судилищем
и со своею "дорогой к храму".
Но, как апофеоз и завершающий аккорд
"неслыханно духовного возрождения" храму,
выстроенному на всё той же крови
и человеческих косточках,
и со своим златоверхо-долгополым Аполлонием Благогласовым -
мастером амвоного свиста,
по риторикной эстетике словно списанным
с одного ныне московитого краснобая
и готового уже своей деспотной мантией
услужливо прикрыть грех и мерзость
любого государева беспредела...


http://www.youtube.com/watch?v=sQIYInKQsdo


  • 1
Идея сопоставить два фильма, в которых в качестве символа фигурирует храм, действительно удачна. С Абуладзе началось Звягинцевым завершилось.

Так средствами кино отмерен постсоветский период жизни нашей страны: от протеста против тоталитаризма, стремления к свободе, достоинству личности, от первых шагов по дороге к храму, символизирующему истину, до возведения церковного новодела «на всё той же крови и человеческих косточках», который с истиной не имеет ничего общего, а символизирует несправедливость, произвол, попрание человеческого достоинства, поскольку всё это освящает и благословляет.

Сросшаяся в единый организм церковная и чиновничья номенклатура и впрямь напоминает сегодня Левиафана Томаса Гоббса, держащего в одной руке крест, а в другой меч.

Про сам фильм ничего сказать не могу, поскольку не смотрел. Доверяю художественному чутью kalakazo: «Такое впечатление, что тебя на протяжении почти двух с половиной часов старательно макают с головой в выгребную яму общественного сортира».

Кстати, сортиры в этом тексте тоже составляют пару)) Наряду со звягинцевским маканием в сортир упоминается «призыв нашего дорогого ВВП врагов отечества беспощадливо "мочить в сортире". Но если в первом случае слово «макать» употреблено в прямом смысле, то «мочить» - в переносном.

Одно уточнение: Путин говорил о необходимости сурово карать вплоть до физического уничтожения не абстрактных «врагов Отечества», а вполне конкретных террористов и убийц.

Одно уточнение:

А что вы так тщательно избегаете своих левиафанов - Александра Торика.

  • 1