?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Исповедь у Двойника церковного...
Простите
kalakazo
Фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние" (1984)
и фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" (2014)
отделяют ровно тридцать лет.
"Покаяние" - фильм полифоничный и многоплановый,
со своей метафизикой и библейской символикой,
многоэтажием гротеска, метафор и подтекста.
Его можно пересматривать бесконечно: полностью или кусками,
обнаруживая все новые зашифрованные в нем смыслы.
Я - не поклонник творчества Андрея Звягинцева.
Ежили Звягинцев - "это второй Андрей Тарковский",
то скорее - Тарковский для бедных.
Тем не менее, оба фильма
выходят за рамки привычной киношной мелодрамы,
оба - со своим символическим Палачем и своей Жертвой
и, помимо прямой фабулы,
оба являются подспудным спором о духовности,
точнее - о христианской духовности,
еще более точнее - единой для русских и грузин
православной духовности.
Палач в фильме Абуладзе - это богоборный Молох,
сводящий ценность человеческой жизни к арифметическому нулю.
Жертва - православный храм и его защитники,
и, как бы за скобками пребывающие христианские ценности,
само Православие и его адепты.
"Покаяние" Абуладзе стало началом конца эпохи богоборного афеизма.
Влияние сего киноэпоса на умы и сердца было огромным.
Именно он и проторил для мнозих "немоляков"
первую тропку к Православию и православному храму.
"Левиафан" Андрея Звягинцева тоже своего рода некий итог
четверть вековой эпохи уже "неслыханно духовного возрождения".
Палач у Звягинцева - это все то же
недреманно-государственное Око,
по-прежнему ценность человеческого бытия
ставящего ниже ломаной копейки,
но только опришники у сего Палача,
это - не обезбоженные циники и негодяи,
а распальцованые и весьма набожные
"строители и благоукрасители",
выстраивающие свой храм за все той же гранью добра и зла.
А мать наша возрождаемая Церковь,
в лице своего "святителя",
в "Левиафане" этих самых опришников и шакалов "крышует",
болезнуя не о униженных и оскорбленных,
а о сильных мира сего.
Кстати, Звягинцевский "митрополит",
жонглирующий евангельской риторикой
и благословляющий свое держимордное "чадушко"
разбираться в своей градской вотчине
не по закону совести, а по понятием паханизма,
это, конечно же, не глас истинной Церкви,
а глас зловещего Двойника,
какой был проницательно предугадан Тенгизом Абуладзе
еще тридцать лет назад
в притче-наваждении,
где градской глава Авель Аравидзе
приходит исповедываться к своему "духовнику"...


http://www.youtube.com/watch?v=7tx6PFHwWqY

  • 1
"Покаяние" Абуладзе стало началом конца эпохи богоборного афеизма.
Влияние сего киноэпоса на умы и сердца было огромным.
-------------------------

Фильм «Покаяние» был готов в 1984 году, когда умер Андропов. То есть запущен в производство еще при его жизни. Как КГБ-истский проект, направленный на критику сталинского периода советской истории и идеологическую подготовку грядущих реформ, фильм и следует рассматривать.

На экраны он вышел только в 1987 году при поддержке другого КГБ-иста Шеварднадзе, уже в пору горбачевской перестройки. Когда никакого особого богоборческого атеизма давно не было, наоборот, пробудился интерес к религии как антиподу государственно-партийного официоза. В следующем 1988 году в СССР с помпой прошло празднование мифологического «1000-летия крещения Руси».

Фильм Абуладзе, конечно, многие посмотрели, и он произвел нужный эффект. Но влияние его на фоне реально происходящих в стране событий не стоит переоценивать. Все-таки грузинское производство – это марка. Как такая азиатская экзотика фильм и воспринимался: чудно, грузины трупы выкапывают - дикари-с, прости Господи.

По поводу фильма Звягинцева тот же вопрос: чьим заказом он является? Почему режиссеру и его начальнику Роднянскому понадобилось изображать русских в искаженном, нарочито неприглядном виде?

Понятно, почему это делается в американских фильмах – с явно пропагандистской целью. А что заставило Звягинцева-Роднянского следовать их примеру? Судя по количеству международных премий, заказчик находится вне России. Именно по этой причине этот фильм можно назвать русофобским, потому что он сделан не в интересах русских, а чтобы опорочить их.

Если Абуладзе был советским небожителем от искусства, выполнявшим заказ родного Комитета, и к нему особых претензий нет, то Звягинцев с Роднянским – негодяи, выполняющие чужой заказ, чтобы опорочить русских за их же деньги.

И тогда содержание фильма уже не имеет значения, даже если в нем отчасти содержится правда. Которая нужна только для того, чтобы легче проникал яд лжи и русофобии.

Поэтому и смотреть его не стоит. Если, конечно, нет желания добровольно окунуться с головой «в выгребную яму общественного сортира, на каком-нибудь полустанке родимой страны Макара и его телят»)))

Заказ этот сделала "Лига очернения народов".Это с ея "легкой руки були отсняты ленты "Откройте полиция"-очерняющие французов и "Форрест Гамп"-показывающих американцев имбицилами.Это не говоря уж об очернении немцев,поляков и иранцев!

И даже евреев и велосипедистов!

Видеомагнитафонные копии "Покаяния" в 85-м оказавшиеся в Москве и Ленинграде выискивали с помощью КГБ и их конфисовывали. Абудадзе покровительствовал Шеварнадзе, в Большом Доме Абуладзе считали "антисоветчиком"...

в Большом Доме Абуладзе считали "антисоветчиком"...
-------------------

В этом качестве его и использовали. "Советчик" бы такой фильм просто не снял.

Я его в кинотеатре смотрел в Лнинграде в 86м году.

В 87-м, друг мой, случилась сия премьера...

  • 1