kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

"Церковная" отработка?!

Достопочтенный Илья Бей - о вот этом новом патриархийном документе:

"Прочтение Временного положения о распределении выпускников учебных заведений помогло мне в очередной раз понять, в чем разница в духовном образовании в России и в Европе. В России готовят будущие церковные кадры (с обязательной отработкой). В Европе - катехизируют за счет государства.
В Европе сохранилась изначальная идея Университета, причем богословский факультет - один из четрыех изначальных. После того, как финансирование университетов приняло на себя государство, и именно оно стало покрывать стоимость не только богословского образования, но и богословских исследований и изысканий, оно же опосредованно приняло на себя оплату катехизации населения.
Цель Университета - произведение новых знаний в самом широком смысле, осмысление и обыдеивание действительности, а не воспроизведение церковных работников.
Пока до Украины не докатилась последня волна московских церковно-образовательных нововведений, необходимо по западному образцу разделить в церковных учебных заведениях образовательную и воспитательную части.
Образовательная часть должна принимать на обучение всех желающих, в том числе инославных, которые прошли вступительные экзамены. Но ее функция не огласительная, а научно-исследовательская. Оглашение же ни в коем случае не долно ставиться во главу угла, а должно стать побочным продуктом.
Воспитательная часть должна как раз ориентироваться на приготовление будущих пастырей и обязательно включать в себя церковно-практический элемент, в том числе послушания. Но послушания эти также долны иметь воспитательно-образовательный характер: не чистка картофеля на кухне, а уход за больными. В идеале, в воспитательную часть принимать лет эдак с 25. Причем и здесь можно ввести разные "кафедры": будущий приходской священнослужитель, преподаватель воскресной школы, капеллан...
И именно разделение воспитательной и образовательной частей духовного образования делает "отработку", предусмотренную п. 8 Положения, совершенно непредставимой в Европе:
"8. Между духовным учебным заведением и студентом при его поступлении заключается договор об оказании образовательных услуг, согласно которому студент обязан, в соответствии с решением комиссии по распределению, нести служение в церковных структурах не менее 2 лет при окончании бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, если обучение проходит без перерывов, или не менее 2 лет по окончании каждой из этих ступеней, если на ней завершается курс обучения. Этот же договор предусматривает, что диплом об окончании духовного учебного заведения выдается после завершения упомянутого срока несения церковного служения. Если выпускник отказывается трудиться в качестве штатного священнослужителя, церковнослужителя, сотрудника синодальных или епархиальных структур, штатного работника прихода или монастыря, преподавателя или сотрудника духовного учебного заведения в полном соответствии с решением комиссии о распределении, он должен возместить учебному заведению расходы на обучение, в соответствии с договором."
http://www.patriarchia.ru/db/text/3981506.html

http://illyabey.livejournal.com/58238.html

Комментарий santaburge:"на практике - и западная и московская система почти не отличаются, только в букве. Основной порок состоит в том, что и там и там есть теория, а есть практика, т.е. сохраняется школярский (в смысле общеобразовательных школ) такой подходец - есть контрольная работа, а есть лабораторная. Это школярство, если его внимательно рассмотреть, есть обычное мирское сознание (чаще всего в форме позитивизма), профанный модус вивенди, инкорпорированный в церковь. Пока не преодолен этот родовой порок, все остальное - не имеет никакого значения. Общество верующих сначала должно нажить и намолить учителей созерцания, а потом уже думать как обеспечить их общение с возможными учениками. Но до этого очень и очень далеко, потому по факту дело обстоит так, что хорошие учителя у нас берутся не в результате обучения в том или ином ВУЗе церковном, но в результате принадлежности к кругу того или иного учителя-духовника. При этом к системе ДА, стратифицированной из карьеристов, и взращивающих карьеристов - подавляющее большинство в духовном отношении авторитетных священников относятся с подозрением. У меня же эта система вызывает прямое и непримиримое отвращение, как, и университетская (с обеими сталкиваться приходилось близко). Нужна новая образовательная модель, от яслей до ВУЗа - у нас это широко обсуждается, и я и Софья активно работаем в этом направлении, никакие реформы старой смысла не имеют"
http://illyabey.livejournal.com/58238.html?thread=81534&style=mine#t81534
Tags: Королевство церковных зеркал, очерки бурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments