?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Циркуляр Его Святейшества Алексия Симанского...
Простите
kalakazo
Достопочтенный священник Андрей Берман, он же andber,
приводит в своем ЖЖ два циркуляра
Его Святейшества Алексия Симанского,
прелюбопытных не только мелочами архирейской жизни,
но характеризующих и самого патриарся.
Процитирую один из сих циркуляров:

"Преосвященным епархиальным архиереям.
Еще раз братски приветствуя возлюбленных собратий, преосвященных архиереев, с праздником Рождества Христова и новолетием, – я считаю благовременным высказать им некоторые мысли в связи с деятельностью Епархиальных преосвященных на местах.
1/ Многие преосвященные, в заботе о замещении священнических вакансий в своих епархиях принимают просящихся к ним клириков и назначают их на места, не сносясь предварительно с Архиереем, из епархии которого переходит к ним данный священнослужитель, и даже не требуя от последнего отпускной грамоты. И после такого поспешного и по существу не согласного с церковными правилами приема и назначения, бывает нередко то, что вскоре приходится архиерею убеждаться в отрицательных качествах этого клирика и применять к нему строгие меры воздействия, вплоть до лишения его сана, причем иной раз вследствие просьб последнего и всяких других обстоятельств, по истечении некоторого времени этот же архиерей возбуждает ходатайство перед нами о восстановлении его в сане… Бывает и так, что архиерей, желая избавиться от недостойного клирика, дает ему увольнительную грамоту и удовлетворительную характеристику. Такие действия некоторых Преосвященных колеблют строй церковный, и архиерей в данном случает является виновником нарушений на местах церковного мира, кроме того, этим вызывается обширная переписка по приведению церковного положения в должный порядок.
Преосвященным епархиальным архиереям в вопросе о приеме, назначении и посвящении клириков надлежит не только знать, но и твердо соблюдать церковные установления, для чего требуется постоянное обращение архиерея к указаниям «Книги Правил», которая должна быть настольной книгой каждого архиерея.
2/ Некоторые преосвященные склонны бывают, как указано выше, к применению крайних мер церковного воздействия, как к клирикам, так и мирянам, причем об этих карательных действиях они оповещают не только данный приход, но и прочие приходы своей Епархии.
Священный Синод уже преподал Преосвященным по этому вопросу указания – без благословения Синода не приводить в исполнение крайних мер. И при настоящем случае я считаю необходимым напомнить об этом требовании, т.к. лишь в самых исключительных случаях, когда приняты и исчерпаны все предварительные меры увещания и вразумления недостойных клириков и мирян, можно прибегнуть к крайним мерам, после применения коих по отношению к священнослужителям, в случае решения о лишении сана, уже не может быть отмены этого решения.
3/ В некоторых Епархиях наблюдается не предусмотренное Положением, и по существу ненужное, нагромождение должностей. Так, в некоторых Епархиях, кроме секретаря Епископа (неправильно иногда именуемого Епархиальным секретарем, или секретарем Епархиального Управления, а то и секретарем Епархиальной Канцелярии, или Управляющим делами Епархии), имеются следующие должности по Канцелярии и по архиерейскому дому: «заведующий кадрами», «заведующий пенсионным столом», «главный бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер-кассир», «помощник бухгалтера», «епархиальный ревизор», «ревизор-следователь», «делопроизводитель-ревизор», «епархиальный миссионер», «библиотекарь нот», «заведующий учетным отделом», «комендант», «экспедитор», «снабженец», «деловод (?!)», «художник», «портниха», «технический работник (?)», «заместитель секретаря», «охранник», «смотритель здания», «счетовод-кладовщик», «гардеробщица», «эконом», «заведующий ремонтным столом», «официантка» и т.д. И в разных епархиях по-разному.
Непонятно, почему в одних Епархиях эти должности считаются необходимыми, а в других обходятся без них.
Патриархия вышлет единообразный для всех Епархий список служащих в каждом Епархиальном Управлении, и его надо будет держаться.
4/ Многие архиереи присваивают себе не принадлежащее им право награждения клириков наградами, даваемыми только высшей церковной Властью по представлению архиереев. Например, имеются в епархиях лица, награжденные местным Епископом – диаконы – орарем и саном протодиакона, священники – крестами и митрами. А некоторые Преосвященные, как нам известно, и в службе церковной самочинно допускают особенности, присвоенные лишь патриаршему служению…
В деле награждения клириков Епархиальным архиереям следует точно держаться существующих правил о наградах, даваемых непосредственно архиереем и – по представлению архиерея – Патриаршей Властью.
5/ Обычно в течении весны и лета Патриарху приходится заниматься вопросом об отпусках, которые Преосвященные архиереи испрашивают себе, и иметь заботу о том, кому поручить управление Епархиями на время их отпусков.
Решать это нелегко, т.к. не всегда все кафедры имеют правящих Епископов и приходится поручать управление иной раз не соседнему епископу, а более или менее отдаленному.
«Очередные» отпуска Преосвященным – явление новое, и на эти отпуска претендуют особенно архиереи посвящения последнего периода времени, между тем как архиереи старшего возраста, несмотря на свой преклонный, а в некоторых случаях и весьма преклонный возраст, даже свыше 80 лет, не столько об отпуске и отдыхе думают, сколько неленостно несут свое архиерейское послушание.
Многие Преосвященные любят проводить отпуск на курортах, несмотря на то, что эти курорты более приспособлены для мирских людей, чем для святителей…
Требуя «очередного» из гола в год отпуска, иначе говоря периодического освобождения от дел своей Епархии, архиереи приравнивают себя в этом отношении к служащим в гражданских учреждениях, между тем как существует огромная разница между этими рядовыми служащими и архиереями. Первые – изо дня в день трудятся на работе определенные часы и, конечно, нуждаются в отдыхе, хотя бы раз в году; между тем как архиерей, являясь хозяином своего времени, кроме как в случае необходимости в лечении, не нуждается в продолжительном отдохновении, и, главное, вдали от своей паствы.
В Патриархию поступают с мест справедливые, по существу, жалобы, что архиерей продолжительно отсутствует из Епархии, что у них нет архиерейских служб, а бывает и так, что архиерей и у себя, но служит редко, непонятно почему, но, во всяком случае, неверно полагая, что частые служения не свойственны высокому положению Епископа!!!...
Имеются у нас жалобы с мест и на то, что некоторые архиереи без законного разрешения уезжают из своей Епархии, оставляя на месте секретаря или просто кого-либо из священников для текущих дел по Епархии.
6/ Нам известно, что у многих архиереев имеется стремление к чрезмерной заботе о своей особе, и это – в ущерб делу церковному. Например, многие Преосвященные широко празднуют свои именины, свои «юбилеи», собирая для этой цели духовенство, устраивая пышные трапезы, и, даже через секретарей и благочинных, определяя для каждой общины сумму пожертвования на подарок, не думая о том, что лепта жертвуется верующими на нужды церковные, а не на прихоти Епископов, являющихся служителями Божиими, а не князьями Церкви, как в католическом мире. В Патриархии имеются сообщения о подобных действиях архиереев, исходящие от самого духовенства, против воли вынужденного подчиняться оказываемому на них давлению… Некоторые архиереи без нужды заводят у себя по несколько машин, причем даже «личные» машины (на епархиальный счет?), и это производит недоброе впечатление даже на ближайшее их окружение…
Вследствие всего этого, между архиереями и особенно сельским духовенством, получается резкий контраст: первые, живя за счет церковных доходов, излишествуют, а вторые – в своем иногда бедном храме не имеют иной раз даже необходимых для богослужебных целей церковных предметов.
Широкая жизнь некоторых Преосвященных, являясь соблазном для верующих, заражает и многих из рядового духовенства. «Приходится сознаться, – пишет один Архиерей, рассуждая о современных стремлениях иных духовных лиц к широкой, малодуховной жизни, – что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов»… Об архиереях в этом отношении нужно подумать прежде всего…
7/ Приходы иных епархий видят мало забот со стороны своего Епископа; благочинные, являющиеся помощниками архиерея, озабочены по большей части лишь получением взносов от храмов и вознаграждением себя за свои благочиннические «труды», а главная задача их работы, т.е. благочиние в храмах и приходах, их меньше или совсем не интересует; а некоторые Епископы не вникают в дела приходские, как следует, полагаясь во всем на благочинных.
Все мною изложенное, слава Богу, относится не ко всем правящим Архиереям, т.к. многие из них «право правят слово истины», но печально, что имеются и Епископы, склонные больше к исканию «своих ся», чем радеющие о своей пастве.
Не могут быть неизвестными соблазнительные факты из жизни наших приходов, а также и Епископа Епархии, верующим, которые воспринимают эти явления с большой горечью; они так же ведомы и людям, живущим вне Церкви, унижая в их глазах достоинство служителей Церкви.
Все изложенное говорит за то, чтобы архиерей в первую очередь, а за ним и духовенство, больше обращали внимание на порученное дело Божие – Церковное, а не ставили личные удобства и заботы о благах земных выше данного им Богом послушания.
Обращаясь к Преосвященным с вышеизложенными мыслями, я призываю их к тому, что является самым важным в нашем служении, именно к исполнению завета Апостола о внимании себе и всему стаду (разрядка П.А.); к тому, чтобы ничем не подавать соблазна как духовенству, так и верующим людям, которые желают видеть в Епископе «образ верным – житием, любовию, духом, верою, чистотою» (2 Тим. 4, 12) и которые с большой чуткостью воспринимают духовный облик архиерея, замечая малейшие черты его, как положительные, так и отрицательные, как в богослужении, так и в быте. И надеюсь, что мой призыв будет принят как искреннее желание, чтобы духовный авторитет нашего Епископата стоял высоко и чтобы никем из собратьев-епископов не подавался повод к жалобам, до сего времени обильно поступающим из многих епархий.
Господь да дарует всем нам в этом Свою всесильную помощь.
Патриарх Алексий.
1 января 1954 года."

http://andber.livejournal.com/221445.html


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Вот-вот, была Советская власть в стране, были более-менее христианские порядки и в МП. Или (что то же самое) можно было к порядку призвать "преосвященных". Которые волей-неволей держали себя в узде.

Ну а в сегодняшней феодально-дикокапиталистской стране архиереи МП распоясались донельзя.

(С)"И это ещё не конец".

Нет. Это был архиерей, рукоположенный ещё до революции,

"человек из раньшего времени".

Какбэ да.
Но это лишь толика правды.
К 1954 г. у него ФОРМАТИРОВАНИЕ было уже советским. И я очень не советую фантазировать, что он об этом жалел.


NB. м.А. пережил всю блокаду в Ленинграде.

Спасибо! Очень интересные у Вас публикации.

Слог хорош. Так сейчас уже не пишут. Да и трудно представить себе п. К. выступающим с призывами о самоограничении к епископату.

патриарх Кирилл наверно тож архиереям рекомендации и наставления даёт....например, чтоб праведно и скромно жить...

(Deleted comment)
так тому и учат , во что верят...Евангельская тема просто паралельно идёт, как между прочим....

святой наивный старчик!
знал бы так, как будут дела обстоять послу двух преемников патриаршего престола…

Широкая жизнь некоторых Преосвященных, являясь соблазном для верующих, заражает и многих из рядового духовенства.
-----------------------------------------
Как в воду глядел:

http://avvakoum.livejournal.com/1374217.html#comments

Вот тут на попа жалуются:
stop-rpc.livejournal. com/863716.html

  • 1