kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Еще раз о презумпция оскорбляемости...

Доктор богословия Борис Пивоваров допрошен по делу «Тангейзера».
Продолжение допроса свидетеля протопопа Бориса Пивоварова.
Начало здесь

"Демиденко: Поясните, когда вы узнали от прихожан [об оскорблении их чувств]?

Пивоваров: Где-то в первых числах января, перед Рождеством.

Демиденко: Вы делали экспертное заключение, кто вам поручил его делать?

Пивоваров: Это моя инициатива.

Демиденко: Игра актера в образе Христа — это оскорбительно?

Пивоваров: Оскорбительно. Все первые 45 минут — там нет ничего ни от Христа, ни от Евангелия. Внешнее его изображение, мягко выражаясь, утехи среди полураздетых нимф с их постоянными телодвижения самого, так сказать, пошиба.

Демиденко: Скажите, внешний вид этого персонажа напоминает внешний вид жителей Иудеи того периода?

Пивоваров: Вы имеете в виду вопрос национальности?

Демиденко: Вы говорили о хитоне...

Пивоваров: Когда готовят актера, который изображает Христа, а об этом четко написано в проспекте, они стараются сделать его похожим. Они этого достигли, как могли, учитывая фактуру артиста.

Демиденко: Я о другом, вот эта одежда...

Пивоваров: Да, одежда того времени. Картину Поленова «Христос в пустыне» посмотрите.

Демиденко: Жители Иудеи того периода носили указанную одежду?

Пивоваров: Для каждого сословия был свой вид одежды. Он был учителем. Другие жители того времени, вы хотите сказать, может ли это ассоциироваться? Они все в какой одежде? Этот отличается, и они все равно жители одной страны. Я не понимаю ваш вопрос.

Демиденко: Хитон — это признак одежды Христа или признак одежды населения того периода?

Пивоваров: Населения того периода.

Демиденко: Апокрифы — они считаются неправильными?..

Пивоваров: Апокриф — это древние рукописи второго—четвертого века, где евангельская история излагается не в соответствии с каноническим Евангелием. А вот то, что сейчас используют в плане якобы апокрифы — это не те апокрифы, это умыслы современные.

Демиденко: Ну, они публикуются?

Пивоваров: Опубликовали же в буклете?

Демиденко: А где-то еще? Имеются ли они в библиотеках?

Пивоваров: Если речь идет об исследованиях апокрифов, которые связаны с древними письменными источникам, археологи найдут какой-нибудь апокриф, и его естественно описывают, изучают, публикуют в научных изданиях. Но это не имеет ничего общего с тем, что опубликовано в буклете. Это не апокриф, а неоапокриф или выдумка, причем оскорбительная. Но идет, якобы, под видом [апокрифа]. Ведь апокрифы чем брали? Тем, что в каноническом Евангелии описана история Христа, а в апокрифах то, что не известно из Евангелия. Но если ученые, исследуя апокрифы, имеют под руками древние источники письменности, то здесь — фантазия, которая называет черное белым, а белое — черным.

Демиденко: Вы в экспертизе писали — образ Иисуса Христа принадлежит только христианству, церкви?

Пивоваров: Нет, он принадлежит всем людям, называющимся христианам, независимо от конфессии, это и католики, и лютеране, и православные — те, кто считают и верят, что Иисус Христос есть истинный бог.

Демиденко: При проведении этого экспертного заключения вы предупреждались кем-нибудь по статье о недопустимости дачи ложного заключения.

Пивоваров: Нет, я это сделал с ведома своего начальства, попросил присоединить эту экспертизу, но то, что это связано с административными правонарушениями, я узнал из прессы. Всё видим и читаем. Скандальность здесь имела большое значение. Здесь видите, как: когда начинаешь опровергать скандал или ложь, то невольно помогаешь ее тиражировать. Эта хитрость использована.

Демиденко: Вы в своем рассказе пояснили, что были «раздетые нимфы». До какой степени раздетые?

Пивоваров: На нудистских пляжах еще более раздетые. Ну, они до пояса были раздеты в прямом смысле.

Демиденко: То есть топлесс?

Пивоваров: Да-да-да.

Демиденко: У меня нет вопросов.

Судья: У меня один вопрос имеется. А вы имеете лицензию на право проведения экспертной деятельности и дачу заключения?1

Пивоваров: Наше российское законодательство совершенствуется. И вот оно совершенствуется и в этой области. И, конечно, же, чтобы была полноценная религиоведческая экспертиза, хоть в Москве, хоть у нас, еще необходимо издать несколько подзаконных актов1, потому что вопросы находятся на грани между светским и церковным. Тем не менее, законодательство для всех нас одно.
Подобные дела, скандальные, мягко выражаясь, они приведут к тому, что и это тоже в законодательстве будет учтено. Ведь понимаете, время дает свои вызовы. Вот этот случай — вызов, на который отвечают люди, которым дороги традиции и святыни. Формально я не религиовед, у меня нет документа, что я имею право. Но я вас уверяю, уважаемый суд, такие прецеденты приведут к тому, что... И отставлять священнослужителя от права делать экспертизу — это примерно то же самое, что делать экспертизу больницы, не допуская туда медиков.

Стасюлис: У вас имеется ученая степень, расскажите об этом.

Пивоваров: Доктор богословия. Высшее богословское образование, включая семинарию и академию, я защищал две диссертации1 и имею степень доктора богословия1 — это высшая ученая степень. И сейчас диссертации хранятся в библиотеке, которая раньше Ленинской называлась. Слава Богу, на последних международных чтениях бывший министр образования Филиппов, сказал, что теологические степени будут признаваться. Это вопрос времени.

Демиденко: А как давно вы стали доктором богословия?

Пивоваров: Степень кандидата богословия я получил в 1978 году, степень доктора — в 2014 году. Научной деятельностью занимаюсь 45 лет.

Демиденко: Ваше отношение в содеянному?

Пивоваров: Есть понятие презумпция оскорбляемости и презумпция неоскорбляемости. Прекрасно сказал Константин Курленя, ректор консерватории: если мы поставим вопрос таким образом, что, если вам не нравится, не ходите в театр, раз вас там оскорбляют, у нас будет общество сегрегации1. Сюда нельзя входить верующим, сюда — атеистам, сюда — гастарбайтерам. До чего мы дойдем? Все-таки когда в частном учреждении закрытый или полузакрытый показ, естественно, это не вызовет такой интерес, но когда в бюджетном государственном учреждении показывают такие вещи в стране, где большинство людей верующие2 — это нонсенс. И сейчас как раз идет, перейдем мы эту грань и не перейдем.

Демиденко: Я про отношение ваше к спектаклю, к режиссеру?

Пивоваров: Прискорбное, но утешение составляет то, что сейчас происходит. Это вызов времени, причем не сверху, а снизу.

Демиденко: Положительное или негативное?

Пивоваров: Негативное. Сильно негативное.

Судья: Нет вопросов больше? Спасибо, что пришли, можете быть свободным"
http://tayga.info/details/2015/03/05/~120069
Tags: Борис Пивоваров, Королевство церковных зеркал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments