?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Священник о.Михаил Шполянский...
Простите
kalakazo
Из переписки с друзьями...

Начинаю публикацию писем священника Михаила Шполянского,
присланных дорогими и любезными моему сердцу ЖЖ-респондентами.
Письма приводятся с некоторыми сокращениями:


"Привет, привет, дорогой. Рад, что общение возобновилось.

Я тоже взрослый, как ни грустно. Трудно я расставался с иллюзией духовничества. Всё пытался себе кого-то изобрести. Я вырос без отца, с вытекающими последствиями, потому нуждался в авторитете очень долгое время.
Ты знаешь, а я привык. Было время тоски и потерянности (как ностальгия об ушедшем детстве), но сейчас я знаю, что это хорошо...

У меня тоже была литургическая школа. При храме у нас есть класс для школы, дети приходили в 8-00, к началу литургии, заходили в класс и 40 минут слушали учителя. В храме читались часы, пелись антифоны. Когда начинался прокимен, я посылал алтарника, чтобы позвал детей. Они приходили, становились впереди у солеи, и присутствовали на Апостоле, Евангелии, проповеди, поминовении живых и усопших, Великом входе, Евхаристическом каноне. При возгласе «И да будут милости…» они уходили на второй урок. Приходили в храм ко кресту и с родителями, бабушками уходили. Отличная была схема, позволяла детям узнать литургию, отстаивать её главные составляющие. …Только дети всё равно не воцерковились…
Будем надеяться, что семя даст всходы.
Проверил, посылал. Это краткие тезисы, но там все главное сказано. Они шли приложением в конце статьи (доклада) по воскресной школе. Если почему то у тебя этого текста нет, сообщи, вышлю ещё раз.

Насчёт антиминса теоретизирования много доморощенного. Действия нужны. Просто начни служить, только постарайся, чтобы не было это вторым приходом в посёлке, чтобы для своих только. Что не запрещено, то разрешено.
А служить самому пока не время, хотя общее мнение меня убедило, что служить можно. Пока служу с преждеосвященными дарами. Много разных обстоятельств вращается, и пока не будет ясности, не хочу давать повода к прещениям (ведь не утаишь – спросит в лоб, а врать не буду). Не навредить бы, поспешив.

Конечно, меня интересуют дела с «полем общения».
Мы довольно далеко ушли в организационной деятельности. Я вышлю все основные этапы переписки (в том числе и переписки с тобой, это у меня блок, и не хочется возиться, кромсать его; ты просто известное пропусти), ты просмотри и давай предложения по подготовке основного документа. ..

Ты вот наш общий проект внимательно посмотри, там акценты все-таки на другом: свободное общение, обсуждение запретных, но жизненно важных тем и взаимопомощь всех видов. А противостояние зарвавшимся князьям будет, я думаю, не целевым действием, а кумулятивным эффектом. Они просто не смогут существовать в атмосфере непреоборимой свободы.


От пока все.
Обнимаю. Иер. Михаил.
12.02.04.

…………………………


В РПЦ же мы, священники, и есть пролетарии нового времени. Тем важнее для нас первое средство против эксплуататоров: профсоюзное движение. В России до того ещё не доросли рабы всех уровней и уголков. Нам же – пора! Потому и система СОС, что ты описываешь – важнее всего. Сначала, конечно, молитвой. Думаю, нам надо брать пример и опыт с правозащитных организаций, нужны будут и подписи в протест, и громкие акции, и юридическая защита. Важно учитывать, что РПЦ является «государством в государстве», и тут своя система отношений. Когда это полезно, нужно уважительно относиться и использовать связи...

Это изобретение – компьютер и его детище – инет, которое еще лет пятнадцать назад казалось исчадием ада и орудием антихриста, теперь, промыслом Божиим, может стать средством преодоления кризиса нашей церковной жизни. Во многом в основе этого кризиса – а начался он, думаю, уже в первохристианских общинах – именно с потерей понятия лаиков и воцарения иерархии – лежит глобальное поражение свободы во Христе, к которой, как известно, «мы, братья, призваны» и которую даровала нам сама Истина.

От Иоанна 8
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Иакова 1
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Иакова 2
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

2-е Коринфянам 3
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

К Галатам 5
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.


Вообще два главных поражения Церкви – свобода и любовь. Однако если понятие любви еще в церкви существует, хотя уже только как абстрактная формула, то свобода стала просто запретной. Перефразируя Геббельса, можно от лица наших иерархов сказать: «Когда я слышу слово свобода, рука тянется к пистолету». Об этом можно и нужно много сказать, м.б. и побеседуем об этом как ни будь подробнее.
Итак, правда о …… и других проблемах церковной жизни, моральная (а м.б. и материальная) помощь пострадавшим от произвола, обсуждение насущных вопросов, возможность прямого и динамичного братского общения – вот реальность инета, и с каждым годом и месяцем она будет становиться все более значимой. В Москве на конференции Св-Филаретовского института, среди прочего, я внес предложение организовать некую службу в инете, координирующую именно общение между единомышленными и единодушными в свободе членами Церкви...

«Откуда, например, взялся сам о. Михаил?»


Немного информации о себе. 1956 г. рожд., Спб, с младенческого возраста проживаю в Николаеве. С 73 по 79 кораблестроительный институт. Три года в оборонном КБ, специализация – проектирование боевых надводных кораблей. Учился и работал «по призванию», мне это было очень интересно. Женился в 19 лет, 74год, жена Алла, пока не «размножились» безмерно, была художницей. Из института выгоняли два раза, столько же и из комсомола. Детей «своерожденных» трое - Александр (77), Илья (80), Дарья (86). Отец мой крещенный еврей, мать – «новоросская» нация: и русская, и украинская, и греческая, и турецкая кровь. В общем, чистопородный русский.
В 82 наехало на меня КГБ за «невосторженный образ мыслей», обвинили в шпионаже в пользу Австралии (не шутка!). История полутрагическая, полукомичная; от посадки спасла смерть Брежнева. Работал каменщиком, оператором котельных, бухгалтером в городской церкви. В 81 думал-думал, и надумал – есть Бог (до этого никого верующих в жизни не встречал). Раз есть – буду читать Евангелие. Здорово. В Москве в 82 познакомился с о,Сергием П., через год его брат крестил всю нашу семью, а он стал крестным отцом. В 84 году впервые поехали в Псково-Печерский монастырь, и с тех пор, по рекомендации о. Сергия, духовно окормлялись у архим. И. В конце восьмидесятых работал бригадиром в худ. мастерской, интерьеры. Весной 90 переехали жить в пригородное село, купили хатку «над водами» - из окон – десятки километров водной глади Днепро-Бугского лимана. В июле без моего ведома прихожане Старо-Богдановской Церкви (самый бедный приход епархии), прекрасный храм на холме в трестах метрах от нашего дома, 1860 года (для нашей местности это древность), ходатайствовали о поставлении меня им настоятелем. Так меня «женили» – в несколько дней был рукоположен кировоградским архиепископом Василием и назначен на приход настоятелем (12.07.1990 дьяк; 18.07. иер; 20.07 настоятельство). Думал, и помру при этом храме – уж очень он бездоходен, никому не нужен. С первого года к нам в семью стали приходить люди за помощью – бомжи, зеки, сироты, наркоманы. Многие подолгу у нас жили. Сироты же оставались. В 99 году наша семья была зарегистрирована госадминистрацией как детский дом семейного типа. Но по сути дела это не детский дом, а просто многодетная семья. В настоящее время в нашей семье живут, кроме «своерожденных», еще семеро приемных детей, несколько детей уже живут взрослой самостоятельной жизнью. Ирина, Анна, иер. Максим (зять), Елена, Мария, Федор, Ирина (невестка), Елена (невестка), Игорь, Димитрий, Мария, Анна, Валерия, Роман. Есть внуки – Миша, Гриша, Максимчик..
«Истинный монах» - бывший почаевсий эконом – Питирим возненавидел сразу за «не совсем общее выражение лица». У нас было много друзей, помогавших храму и детскому дому, так что материально мы были вполне обеспечены – перенести того наш подвижник не мог. Энергично боролся с самим существованием детского дома, даже ходатайствовал перед властями о его закрытии, мотивируя тем, что «ему слишком много спонсоры помогают». Но достать меня не мог, пока я сам не подал повода: осенью прошлого года публично и самым широким образом выступил против епархиального произвола, заступившись за одного гонимого священника, молодого, но очень искреннего и ревностного. А тут и публикация в «Вестнике» подоспела, была использована как предлог гонений. 5 февраля пущен под запрет за непочтение к епископскому сану. Собрано тысячи подписей в защиту, через месяц, после приезда комиссии из митрополии, восстановлен в служении, но переведен на дальний приход. После полугода мытарств служить я там отказался и ушел за штат.
Должен сказать, что после снятия «приходских уз» я вздохнул полной грудью. Конечно, беды – проблема со службой (чтобы совершить евхаристию приходится аж в Киев ездить), проблема разрушения церковного уклада жизни семьи (епископ создал такую ситуацию, что в отобранный у нас храм – в свое время мы его возродили из руин – нам и ногой ступить нельзя), и – куда от этого денешься – нелегкая проблема материального обеспечения семьи. Но, честно говоря, все это не замутняет радости свободы. Слава Богу, наша большая семья (как я писал выше, у нас семейный детский дом) пережила эти события вполне консолидировано, даже, как кажется, в этих скорбях укрепилось единство, а у меня появилась возможность жить по совести. Что-то вот пишу, издано четыре мои книжки, в типографии на выходе еще две, в работе четыре. Огромную радость и духовную пользу мне принесло состоявшееся два года назад знакомство с Никитой Струве; с одной стороны, через него я познакомился с «русскими парижанами» - семьей Лосских, Бобринскими и др., а с другой благодаря ему я сошелся с «кочетковцами». Неожиданно для меня самого впечатление от общения с ними остались самые лучшие.

И наконец, дабы полностью отчитаться в своей деятельности , посылаю копию статьи из «Вестника РХД» (где искать её в инете не знаю, ибо сам доступа к нему не имею.
Очень надеюсь, что не запугал Вас до конца многословием и обилием планов; тут уж надо по наполеоновски: «ввяжемся в драку, а там посмотрим» - верю, что дело благое и необходимое, и Господь управит как должно.
С любовью о Господе и надеждой – свящ. Михаил.
24.01.04.

  • 1
Вот это человек! Царство ему Небесное!

Ещё лучше, ещё больше лютеранства: намёк на то, что каждый - священник, и иерархию надо отменить.
С другой стороны, спросите у лютеран когда подойдет очередь служить одного из мужиков-прихожан. Скажут: сначала семинарию закончи. ОК. А потом пусть тебя епископ рукоположит. При этом будут сказки рассказывать о том, как "все равны и все святы и все священники". Ну так, а когда их очередь служить? :))))
Я к чему. Не надо в будущее по картам или кофе гадать. Глянем на лютеран - это наше будущее потенциальное.
Никакой разницы между ими и нами нет, не смотря на громкие заявления о "Свободе во Христе": иерархия остаётся, хоть ты тресни. А вместе с ней - епископ, хоть ты тресни. И всё остальное вместе с епископом: бедные приходы, взносы в епархию, богатый новый дубовой стол епископу, политические игры и т.п. и т.д., хоть ты тресни.

Кажется, мы обречены в этом смысле.

Уже больше четырех лет нет с нами отца Михаила.Очень его не хватает.Вечная память.

  • 1