?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Иерей Михаил Шполянский...
Простите
kalakazo
Письмо собрату во Христе:

"Добрый день, батюшка.
Немного информации о себе, как и обещал. 1956 г. рожд., Питер, с младенческого возраста проживаю в Николаеве. С 73 по 79 кораблестроительный институт. Три года в оборонном КБ, специализация – проектирование боевых надводных кораблей. Учился и работал «по призванию», мне это было очень интересно. И сейчас, хотя, конечно, и полностью за два десятилетия дисквалифицировался, проанализировать вероятность уничтожения ударным крейсером типа «Атлант» («Москва» и др. – американцы их называют «эйркрафт киллер») американского авианосного соединения (напр., «Нимиц» и два ат. крейсера типа «Калифорния») для меня дело более понятное, чем разобраться в абсурде нашей церковной жизни. Женился в 19 лет, 74год, жена Алла, пока не «размножились» безмерно, была художницей. Из института выгоняли два раза, столько же и из комсомола. Детей «своерожденных» трое - Александр (77), Илья (80), Дарья (86). Отец мой то ли еврей, то ли полуеврей, полоуполяк (семейная тайна – скелет в шкафу), мать – «малоросская» нация: и русская, и украинская, и греческая, и турецкая кровь. В общем, чистопородный русский. Жена еврейка, правда отец её – морской офицер, и потому еврейство условное (графой в паспорте). В 82 наехало на меня КГБ за «невосторженный образ мыслей», обвинили в шпионаже в пользу Австралии (не шутка!). История полутрагическая, полукомичная; от посадки спасла смерть Брежнева. Работал каменщиком, оператором котельных, бухгалтером в городской церкви. В 81 думал-думал, и надумал – есть Бог (до этого никого верующих в жизни не встречал). Раз есть – буду читать Евангелие. Здорово. В Москве в 82 познакомился с о,Сергием Правдлюбовым, через год его брат крестил всю нашу семью, а он стал крестным отцом. В 84 году впервые поехали в Псково-Печерский монастырь, и с тех пор, по рекомендации о. Сергия, духовно окормлялись у о.Иоанна Крестьянкина и его ученика – о. Тавриона. В конце восьмидесятых работал бригадиром в худ. мастерской, интерьеры. Весной 90 переехали жить в пригородное село, купили хатку «над водами» - из окон – десятки километров водной глади Днепро-Бугского лимана. В июле без моего ведома прихожане Старо-Богдановской Церкви (самый бедный приход епархии), прекрасный храм на холме в трестах метрах от нашего дома, 1860 года, (для нашей местности это древность) ходатайствовали о поставлении меня им настоятелем. Так меня женили – в несколько дней был рукоположен и назначен на приход. Думал, и помру при этом храме – уж очень он бездоходен, никому не нужен. С первого года к нам в семью стали приходить люди за помощью – бомжи, зеки, сироты, наркоманы. Многие подолгу у нас жили. Сироты же оставались. В 99 году наша семья была зарегистрирована госадминистрацией как детский дом семейного типа. Но по сути дела это не детский дом, а просто многодетная семья. В настоящее время в нашей семье живут, кроме «своерожденных», еще семеро приемных детей, несколько детей уже живут взрослой самостоятельной жизнью. Ирина, Анна, иер. Максим (зять), Елена, Мария, Федор, Ирина (невестка), Елена (невестка), Игорь, Димитрий, Мария, Анна, Валерия, Роман. Есть внуки – Миша, Гриша, Максимчик..
«Истинный монах» - бывший почаевсий эконом – Питирим возненавидел сразу за «не совсем общее выражение лица» и «недавание» «тысяцей»-взяток. У нас действительно было много друзей, помогавших храму и детскому дому, так что материально мы были вполне обеспечены – перенести того наш подвижник не мог. Энергично боролся с самим существованием детского дома, даже ходатайствовал перед властями о его закрытии, мотивируя тем, что «ему слишком много спонсоры помогают». Но достать меня не мог, пока я сам не подал повода: осенью прошлого года публично и самым широким образом выступил против епархиального произвола, заступившись за одного гонимого священника, молодого, но очень искреннего и ревностного. А тут и публикация в «Вестнике» подоспела, была использована как предлог гонений. 5 февраля пущен под запрет за непочтение к епископскому сану. Собрано тысячи подписей в защиту, через месяц, после приезда комиссии из митрополии, восстановлен в служении, но переведен на дальний приход. Остальное ты знаешь – служить я там отказался и ушел за штат. Теперь счастлив.


Теперь о твоем письме. По поводу замечаний о моей статье. По порядку текста.
О браке. Мысль для меня неожиданная и интересная. Кажется, ты прав! Однако вот что – так было в прошлом, но что в будущем? Очевидно, что сейчас формы и государственной регистрации существенно деформируются. Брачные контракты носят характер не регистрационный, а чисто экономический. Да и опять же вопрос – есть ситуации (одна из их описана и в статье) – когда регистрация невозможна по каким то внешним причинам. То есть, все равно здесь присутствует волюнтаризм, и все равно регистрация является признаком вторичным и не обязательным (хотя – и в этом ты меня убедил – положительным). Но по какому все-таки объективному признаку можно категорически отличить брак от блуда? И, кстати, насчет деревни и Марь Ванны – не знаю как у вас, а у нас давно всем все пофиг, и живут кто как с кем хочет.
Опять же, не согласен насчет обновленчества. Только надо обращаться к году не 20-му, а пятому. Дело в том, что движение то, поддержанное Антонием Вадковским, было очень живым и без его реабилитации все нынешние попытки ре-формы будут клеймиться этим словечком. Другое дело, что в двадцатые годы их обманули, да еще в изобилии всякая мразь примешалась. Но той мрази, продавшейся КГБ, со времени сергианства у нас в изобилии. Не это отличает обновленцев от официальной церкви – подлостей еще посчитать надо, где более натворили, а именно стремление к жизни, что всегда есть движение и обновление. Да, открыто это сказать трудно, но для начала, хотя бы для себя, понять - важно.
Контроль за кассой епархии – прости, пользуясь твоей терминологией - «чушь». Во-первых, думаю, при царящей свободе произвола и идеологической зомбированности, физически это не возможно. Я имею в виду возможность уничтожить любого систематическими переводами, и истерию вокруг «раздирания риз» и покушения на святыню церкви – архиерея («кто не слушает епископа, тот слушает диавола»). Во-вторых, мне кажется, это и не нужно – слишком «напряжно» для своей души, и неизвестно во что может завести. «Что пользы, если душе повредишь…». Мой рецепт все-таки тот, о котором говорил ранее – усилия по обретению своей максимальной независимости, в т.ч. и материальной, и «неучастие» во лжи, максимально возможное донесение правды до общественности, братское общение и создание своего «братства», пусть пока виртуального. Я верю в силу правды и надеюсь на инет как растущее и неограничиваемое средство её распространения. Кстати, конференции для меня – это не «переделка» мира, но место встречи и общения с интересными людьми. А уж будущее в руках Божьих; думаю, не стоит из-за этих проблем слишком себя «парить» - я через то уже прошел. Главное – обрести в душе мир с Богом, с близкими, друзьями, с теми, кого Господь посылает к нам как к пастырям.
В отношении же моих прогнозов на будущее – мне кажется симптоматичным схожесть герантологического кризиса в церкви как в России, так и на Украине, и неустойчивости положения верхушек. Похоже, будет как при Союзе: старцы уйдут, молодые перегрызутся, и из хаоса возникнет нечто новое. Поживем – увидим; впрочем, думаю, важно здесь себя умирить, и, самому живя «не по лжи», предоставить внешнее Господу.
И вот еще что – я категорически не согласен с тем, что нужно в церкви произвести чистку крайностей. Это и есть тоталитаризм. Да пусть живут себе и хоругвеносцы. Дело не в том, чтобы одну (пусть и «хорошую») партию объявит церковью, а именно в том, чтобы партии не присваивали себе статус церковной полноты, и чтобы категорически пресечь агрессивность в отношении «инакомыслящих». Не сама по себе любовь к Распутину должна извергать человека из Церкви (пусть его, если больной; и апостолы были очень разные люди), а навязывание Распутина всем вокруг и шельмование с тем несогласных. Из церкви нужно извергать не за убеждения, а за небратолюбие, за мракобесие. Так что «всеядность» властей в этом смысле, по мне, не плоха; плохо другое: что именно антихристианским и просто аморальным поступкам не дают никакой оценки. А то, что патриарх придерживается какой-то концепции – думаю, там уже вообще никакой концепции нет, кроме сохранения власти, и царит хаос (о Гуле слышали? – это во многом правда, я знаю свидетелей). В общем – еще раз – думаю, пусть они там сами варятся. А нам нужно жить пред Богом в мире и, убежден, радости. Глобальные проблемы – они всегда были – тому не помеха. Это и положения в стране касается, и кризиса личности. Так оно и есть, но что же то для нас? Ведь решать эту проблему на нас Господь не возложил. А в личных отношенииях – я как-то знаю множество прекрасных людей и в церкви, а более вокруг, с которыми общения и самых разных отношений на всю жизнь хватит; да и то жизни не хватает.
Что-то слишком расписался. За письмами сейчас не успеваю совсем поработать со своими текстами. Так что буду завершать, хотя, как и всегда, есть много чего сказать. Кстати, выход из описанного в моей статье кризиса подсказал мне батюшка из Вашингтона – о.Георгий Кохно. Выход не в мучительных реформах, а «перпендикулярный»; в том, что Шмеман назвал «Евхаристическим возрождением». У нас до «отстрела» уже был такой исключительно успешный опыт под названием «детские литургии». Расскажу об этом в одном из следующих писем. Правда, наверное, писать их чаще раза в неделю не получится – слишком много дел.
Насчет лета. Вот с подводной охотой у нас плохо. Разве что мидий собирать. Но в остальном – рай земной. Впрочем, конечно, зависит от того, кто как любит отдыхать. Кому нужда курортная цивилизация – на косе место не лучшее. Ну, дай Бог, доживем, там согласуем.
Поклон Яне, поцелуй Насте, Марку, Кате.
Буду благодарен, если ты вышлешь все имеющееся по Берману. Вот как раз и тема для той планирующейся «службы связи», о которой писал в прошлом письме.
Обнимаю. Св-к Михаил.
3.12.03.
С наступающим!

  • 1
У о. Михаила дивный слог!

Любимый писатель у моего чада, да и у кОта тож )))!

Вы единственный, друг мой, читатель сих бесподобных текстов...

Вряд ли это так )!

о. Михаил очень популярный писатель в РПЦ,
к примеру в храмике ОВЦС у кОта на районе (при вл. Марке)
- его книги всегда есть в церковной лавке.

Тираж всех книг то где то за мульен, я думаю,
на равных с Кураичем.

Edited at 2015-03-25 04:09 pm (UTC)

Тираж всех книг то где то за мульен,

Это велие преувеличение, добрый мой друг...

Re: Тираж всех книг то где то за мульен,

Это оценка, а кОт редко ошибается )))

Книги видал в разных провинциях ещё при Алексии
- там ведь был и гриф от патриархии.

Гупало мог бы уточнить.

Далеко не единственный, и Ваш и о.Михаила Шполянского ЖЖ начала читать не так давно с самого начала, спасибо за трезвость

С самого начала? Удивительный и тоже единичный случай...

Грустно. Я сухой, жёсткий человек, жизнь побила, и всё же есть человеки, с которыми что-то важное не договорил в жизни. Трое их. Один из них мой дед. Третий - о. Михаил.

Есть, есть у о. Михаила и др. читатели. Было б интересно все его разбросанные там и сям заметки, статьи, письма в сборник собрать. Рассказчик он отличный. Возможно, будет еще одна сборная его публикация в "Вестнике РХД", но не в ближайшем номере (203-м), а скорее всего, в следующем 204-м.

Хорошо написал, намекнув на конгрегационный характер Церкви, а не на апостольское мистическое рукоположение. То есть лютеранство.
Интересно, что за питирим, часом не патриарх?

Это архиеврей в Николаеве.

  • 1