kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

О князьях и холопах...

Священник Михаил Шполянский - письмо другу:


"Привет, дорогой!
Прости, но у мня впечатление, что у нас регулярно повторяется одно и то же непонимание (в данном случае, проявляющееся в вопросе об Удовенко).
Я вовсе не ставлю своей целью борьбу с архиерейством. Максимум – это борьба от архиерейства.
Напомню свою историю: я достаточно благополучно существовал еще полтора года назад, и благодаря моим друзьям и статусу детского дома был вполне защищен. На предложении нескольких собратьев (ровно два года назад) предпринять шаги, чтобы ограничить самоуправство епископа в епархии, ответил отказом: «Это не моё». Но при том добавил: «Если будут «убивать» собрата, молчать не буду». И такая ситуация возникла осенью, причем в отношении человека мне никак не близкого (кроме уважения к его искренности). И я заступился за него. Возможно, благодаря моей поддержке и организованной тогда компании, он и выжил. Власть посягала на запрет, но так и не решились. Отпустили за штат. Сейчас Басов клирик Тульчинской епархии, хотя и живет в Николаеве, а в Тульчин ездит периодически, сослужить с архиереем. (Такую широту проявил тамошний Ипполит).
Далее. В моих скорбях великим утешением и поддержкой было то, что меня по эмейлу «нашли» несколько батюшек, из Киева, Америки и пр., и очень поддержали морально и даже материально. Это было мне исключительно важно.
Теперь вот ты. Ты ведь меня нашел не для организации борьбы с архиереями, так? Ты искал братского общения и взаимопонимания; этого ведь ищут и тысячи других собратьев, разобщенные расстоянием и отсутствием информации.
И, наконец, именно информация. Точнее, обсуждение важных вопросов бытия. Я уже некоторое время плотно переписываюсь в таком ключе с несколькими людьми: о.Зелинским, Струве, периодически с Лосскими и др. Но именно неструктурированность такого общения создает для него весьма узкие рамки, не позволяющие решать проблемы на должной глубине.
Вот эти ситуации и породили «поле». А не архиеереборчество как самоцель.
Братское общение. Свободный собор – конференция. Взаимопомощь.
И антиархиерейская составляющая здесь м. заключаться только в защите права на общение (и в исключительных случаях – молитвенной, а м.б. и юридической и материальной помощи пострадавшим).
Такова моя позиция в отношении «поля». И моя личная борьба с нашим уголовником никакого отношения к идее «поля» не имеет. То, что происходит в моей жизни – это печальнейшая вынужденность.
Другой вопрос – это действительно тягостность состояния церковной жизни. И здесь мысль о 40 годах верна, хотя, боюсь, только отчасти. К сожалению, реалии всей церковной истории, а не только последнего периода, говорят о глубоком и давнем неблагополучии в сфере иерархического устроения Церкви. Но это не задача борьбы, а тема именно для обсуждения на «поле».

Теперь в отношении «лучших примеров» и мыслей Удовенко об общине. Конечно, «лучшие» примеры есть и сейчас, и не только в Европе. В конце концов, требовать ли от епископата како-то абстрактной святости, самим будучи погруженным в немощи? А нормальные люди есть всегда и везде. Надеюсь, и в «поле» со временем будут успешно участвовать архиереи. Достаточно, чтобы человек не делил мир на князей и холопов, и уважал право каждого на свободу во Христе. В этом плане пример Европейского экзархата действительно впечатляющ. Я уже много слышал хорошего о том бельгийце, и интервью это подтверждает. Кстати, для меня знаковым является то, что основал экзархат архиерей (Евлогий), находившийся тогда под двойным запретом – МП и карловарцев.
Я много общаюсь со Струве, именно стараясь побольше узнать о РСХД. Мне эта тема крайне важна и интересна. Некоторым аналогом этого движения я вижу кочетковские братства (хотя кое-что меня в них смущает – как кажется, излишнее доктринерство и жесткость схемы; но, м.б., без этого сейчас нельзя?; во всяком случае – они по настоящему живые; пытаюсь разобраться в них и в себе).


Ведь возможно же в принципе "иное православие"? А то глупо получается: мы критикуем, ломаем копья, а ради чего? Неопределённой мечты в духе утопии Чернышевского? Исторической ностальгии по III веку, далёкой от научности? Дайте нам конкретный пример, к чему стремиться, чего требовать.
Не думаю, что есть «иное православие». К сожалению, все хорошие «опыты» есть по сути просто хорошие архиереи. Т.е., системы пока не было, а были частные случаи. Даже и из интервью в «Русской мысли» ты мог это заметить: стал бы другой человек, и все могло бы пойти совершенно иным путем… Пока я только собор 17-18гг я вижу новой перспективой (хотя со множеством вопросов, что естественно). М.б., это и есть наше «светлое будущее»? (Если ты помнишь мою статью, то там именно на это я и высказывал упование). Это, кстати, и есть по многим показателям новое, а не реанимация архивного опыта.
О «Русской мысли» узнаю у Струве.
В отношении общинно-приходской жизни. Не знаю, мне кажется, слишком обобщать тут не стоит. Есть попущение на крестоношение одиночества в миру, своего рода «семейный монос». Но есть и по другому. Вот и из наших времен – не читал ли книгу «Отец Геннадий» об Огрызкове? И тут крестоношение распинания для всех – не легче.
Да и мой опыт другой. И дети (при нашей-то семье!) все с нами и радуют (только с одной приемной выросшей девочкой проблемы серьезные, да и то, вот как раз сейчас пришла с покаянием). И близкий круг общинников сохранился, не смотря на все испытания. (Вот что интересно – самыми верными оказались не самые воцерковленные люди; «плотно» воцерковленные все-таки находятся под сильным зомбированием схем и идеологизированных фантомов – в отношении тех же юрисдикций, и пр. Не скажу, чтобы они оставили нас своей любовью и общением, но пройти за мной все виражи моего пути в Церкви согласны далеко не все – не более половины. Ну а то, что на приходе были, есть и будут люди «захожанского» плана, люди привычки и внешнего обряда – что же из того? Всякое дыхание да славит Господа, они так верят и так утешаются, вручим же и их Господу. Что нам то о том скорбеть? Нам Господь дал каждому по необходимости - Себя, семью, близких. Всегда что-то есть, но и чего-то не хватает. Но не будем забывать, что есть еще и время – завтра можем обрести во Христе то, что сегодня кажется невозможным, хотя можем и потерять – но есть на то покаяние. Вот мне уже под 50, а все удивительные перемены в жизни происходят. Что уж тут ставить точку?)
А о скорбности в мире – конечно, слова Христа есть абсолют. Только, думаю, очень важно различать, о каком мире идет речь (говорю не о различии внешнего и внутреннего мира, но именно о мире внешнем). И в этом, внешнем, мире, есть и возлюбленное Богом (любовь, дружба, общение, красота, природа, творчество, самоотверженность и пр.) и в том являющееся, вместе с духовными состояниями, источником «всегда радуйтесь», но есть и тот мир, князем которого есть диавол. И, не разделяя этих миров, укореняя свою жизнь в княжестве врага, терпим урон и скорбь – об этом, думаю, говорил Господь. Ну и потом еще не забудем об антиномии спасения: Крест как источник высших состояний горя и радости, радостворенный плач.
Стих твой прочитал с интересом. Сам никогда сим не занимался, но по вредной привычке во все вмешиваться, приписал к нему попытку своего дополнения. Однако, зная, как ревнивы авторы к своим произведениям, не высылаю. (Особенно зная о твоем характере JJJ).
Обнимаю с любовью – иер. М.
15.03.06.
Получил интересное письмо от Бермана. Скопирую наиболее существенные мысли.

Действительно, ересь подлости св. отцы никак не квалифицировали. Однако стоит задуматься, ведь если в церковной организации количество подлости становиться столь большим, что нормальная (я уже не говорю о подвигах) христианская жизнь невозможна, то необходимо сделать вывод о том, что организация утрачивает важную догматическую характеристику Церкви – святость. У кого повернется язык назвать святой структуру, в которой архиереи поражены недугом содомии почти поголовно, в которой епископ мнит себя «крайним судьей», в которой способом выживания клириков стали взятки, стукачество, в которой кадровые вопросы решаются исключительно исходя из конформности того или иного кандидата. Иногда такое состояние церковной организации, в конце концов, и заканчивается исповеданием квалифицированной ереси, как у нас в Чебоксарах, но это может и не произойти явно. Вспомним Никона Екатеринбургского – ведь какую ортодоксальность демонстрировал человек и вот, поди ж.
Вот что я нашел у св. Григория Паламы: «Да будет вам известно, братие, что дурные страсти и нечестивые учения взаимно тесно связаны, являясь источником друг друга, и бывают причиной того, что Бог справедливо оставляет такого рода людей». Вероятно, что если человек не поступает по-христиански, и, причем, не считает свое поведение греховным, то в нем отсутствует правильное понимание христианской веры. Так что выводы, относительно нашего церковного начальства напрашиваются весьма неутешительные. Вообще эта тема очень важна, хорошо бы вынести ее на обсуждение в «поле общения» - хочется узнать мнение собратий.

твой собрат о Господе, и-й Михаил
16.03.2004"
Tags: отец Михаил Шполянский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments