kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Бурление помоев...

Достопочтенный presviter_ds, он же честной протопоп Дмитрий Струев выступил в защиту
своего духовного авторитета, протопопа Артемия Владимирова:

"В одном друЖЖественном журнале (дружественном данному журналу, но, на мой взгляд, временами вредоносном) намедни происходило бурление помоев в адрес протоиерея Артемия Владимирова.

Туда я ничего писать не стал, разумеется. И кого штормит в адрес батюшки Артемия – штормитесь на здоровье, никого ни в чем убеждать не буду.

Но на случай, что из читателей моих страниц есть кто-то, кто еще не сформировал определенного отношения к о.Артемию Владимирову, и при этом в той или иной мере доверяет мне, напишу вот что.

Протоиерей Артемий Владимиров для меня – один из безусловных духовных авторитетов. Человек глубочайшего молитвенного и пастырского опыта, носитель высокой пробы русской культуры. Один из немногих знакомых мне людей, кого я могу назвать интеллигентом в подлинном смысле этого слова (себя, к сожалению, не могу). Он не является моим духовным отцом, а с тем, кто им является, они едва знакомы, практически случайно, если не считать промысла Божия. Очень разные люди по темпераменту и настроениям, при этом оба очень высоко друг друга ценят. Душевно – абсолютно разные, а духовно близкие.

Что касается слащавости речи, плавной жестикуляции и прочих особенностях манер отца Артемия – безусловно, элементы игры в этом есть. Но меня удивили высказывания кого-то из жж-юзеров, собранных в рекомом журнале, будто о.Артемий издевается над слушателями. Какого же размера осколок тролльего зеркала надо иметь в органах восприятия, чтобы увидеть в батюшкиной ласковой ироничности издевку над слушателями? Надо, во-первых, совсем не знать о.Артемия, не знать его отношения к людям; во-вторых, иметь параноидальную форму самолюбия – когда любая улыбка может вызвать подозрения: а не надо мной ли это потешаются?!

Отец Артемий не только не насмехается над слушателями, он себя сознательно подставляет под насмешки. Как-то, лет 10 назад, при мне батюшка процитировал одну историю об о.Павле Груздеве, сославшись на "Современный патерик" Майи Кучерской. Я, удивившись спросил (еще не зная, что о.А. и Майя Александровна приятельствуют со времен студенчества) батюшку о его отношении к пародии на него в этой книге (см. главку "Отец Артемий"). Отец Артемий засветился, как солнышко: "Так это же самая безобидная страница во всей книжке!".

Думается мне, что если бы не юродство о.Артемия, страждущего народу осаждало бы его не меньше, а больше. От многих ему всё-таки удается спрятаться за свою иронично-куртуазную маску. А что вокруг него множество экзальтированых особ с душевными сложностями - то не потому, что он целенаправленно прикармливает почитательниц, в чувствах которых нуждается. А потому, что у других батюшек ни любви, ни терпения на этих особ не хватает. Надо же кому-то их утешать, распутывать и окрылять. Окормление "артемид" - особый подвиг и крест отца Артемия. Я сейчас без иронии пишу.

Два года назад я подвигнул о.Артемия чуть приоткрыть краешек своего очаровательного маскарада, объявив тему круглого стола "Юродство в пастырстве и творчестве". Кто не увидел тогда, почитайте сейчас, а лучше посмотрите. Псой Короленко там почти номинальный участник, он как-то стушевался в тени вдохновенного батюшки Артемия.

Я так понял, поводом для рекомых бурлений в рекомом журнале стало какое-то интервью о.Артемия на политическую тему. Даже и смотреть не хочу. Отцы, являющеся для меня духовно авторитетными, могут высказывать политические взгляды, которых я не разделяю, или из благочестивых побуждений транслировать какую-нибудь псевдонаучную чушь типа телегонии – на моё отношение к их опыту молитвы, аскезы, покаяния и пастырской психологии это не влияет. Иногда я на проповедях или выступлениях очень дорогих для меня людей, включая... (нет, вслух лучше не буду), хватаюсь за голову с мыслью – Господи, что ж он говорит, кто ж ему этой лапши навешал... Но и после этого так же иду к ним на исповедь, или посоветоваться, или о чем-то молитв попросить. Иногда берусь потом спорить, иногда нет, по ситуации. Странно требовать от пастыря абсолютной непогрешимости не только в вопросах духовной жизни, но и во всяком его высказывании. Тем более, что общечеловеческого эталона непогрешимости не существует, и оценки – что чушь, а что нет – могут быть у каждого свои. "

http://presviter-ds.livejournal.com/162214.html


P.S. Сего дни, в международный день Театра,
жму честную руку отца Димитрия Струева,
а у отца Артемия Владимирова прошу милостивое прощение: я был не прав...
Однако вынужден заметить, что ежели следовать
апологитической логике presviter_ds,
то из нее можно извести следующие выводы:
1) Призвание "паси овец пастыря" в эпоху постмодерна -
это уже не служение Богу и Его истине,
а рядовая маска или личина, типа "мастера амвонного свиста",
и в силу ее уже полит-ангажированности,
скорей всего, профессия первая древняя.
2) Священник - такой же комедиант и лицедей,
как любой другой подиумный Актер Актерыч,
играющий на публику, и, как подобает амвонному Метру,
от вельего юродства над нее же и слегка глумящийся.
3) Ежили и понуждать "о.Артемия чуть приоткрыть краешек
своего очаровательного маскарада",
то следовало бы это ему делать в бурсах,
где ему, и его очаровательным клонам,
обязательно вести "курс актерского мастерства":
"Научитеся от мене, яко манерен есмь Ваш отец Манерий!"
4) И последнее - для меня, как театрального завсегдатая,
"театр одного Актера" Артемия Владимирова - это плохой театр,
наигранный и насквозь фальшивый,
как неестественная и несколько пошловатая,
основанная "на приемах", самодеятельность.
Почтенная церковная публика
за последние четверть века
от сего амвонно-феатронного глума малость подустала
и глаголет своему вчерашнему кумиру,
подобно Станиславскому:"Не верю!!!"
Tags: Артемий Владимиров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments