kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Об антиминсах...

Священник Михаил Шполянский - письмо другу:

"Что за шум, кто потерялся? Я почему-то никого не вижу, но можете
идти на запах самогона, выйдете к нашему столу..."

Ничего себе, что за шум! Два месяца где-то пропадал, а очнулся, и удивляется, что его искали… А тут еще и запах самогона. Но, в обще-то, соблазнительно, конечно… Как-нибудь сбредемся, надеюсь…
С Адельгеймом я по этому адресу переписываюсь (правда, ответа на мое последнее письмо нет уже недели две). У меня был такой случай: та же бяка приходила при отправке письма Рейдману (я его нашел, наконец). По совету умненькой Олечки проверил точно написание, и обнаружил пред адресом лишнюю точку. После этого письмо сразу благополучно ушло. В общем, нужно и с моим адресом разобраться, явно не все доходит. Но в любом случае, можно писать через Илюшин.


Посылаю ответ тоже и на адрес Ильи. У тебя, что, инет уже есть?

А вот и есть! Через мобильник. Из грязи в князи: работает медленно, но стабильно и очень скромная оплата не зависит ни от времени, ни от объема. Правда, полез в инет, и получил травму: с одной стороны, прущая из всех щелей порнуха, а с другой – перемалывание в прах остатков времени (что при моей неопытности в пользовании инетом совсем катастрофично). Так что стараюсь эту кнопочку пореже нажимать. А с почтой зато - король! (Вот бы письма только доходили бы – а то король если не голый, то без штанов).
Я ведь мореманьяк, и очень люблю рассматривать фотографии кораблей, самолетов и пр., поэтому откл. рисунки не хочется (а, кроме того, обнаружил море всякой того содержания «литературы»). Я поступил по другому – сам себе решил, что если влезу – дарю кому-нибудь нуждающемуся мой новенький любименький ноутбучек. Пока держусь. Иногда, правда, из подпола само что-то выскакивает, но мужественно клакаю курсором…

(Однако во мне весу ровно в два раза меньше… Украина щiрая J)
Ох ты бедненький, 65. А как же ты шашлыки ешь? Куда? Или прямоточно? А насчет щирой – в Печорах кто-то, долго подыскивая мне с дьяконом еще большего размера облачения, сказал: Люди украинского производства J.
Со спиной лучше, хотя еще последствия и очень ощутимы.

Насчёт антиминса посмотри Православную энциклопедию, нас завалили с епархии этими томами (за наш счёт, естественно). - А до нас не дошла - Оказывается, за служение литургии без антиминса Номоканон полагает епитимью: 70 поклонов. Мне кажется, небольшая цена за причастие. Можно соединить с правилом ко причастию между каноном и молитвами. Вообще-то отец Андрей Берман лучше будет консультантом по антиминсам. Никто не может запретить священнику служить литургию. Антиминс просто необязателен. Нужно обговорить с духовником.

С кем то? Мне уже давно о. Иоанн сказал – Ты уже взрослый, сам принимай решения. Были ли бы отношения подлинного духовничества – все эти вопросы решались бы проще. Но, к сожалению, думаю, это знамение времени…

Знаешь, при моём весе трудно не быть мизантропом. Как я понял, сейчас регионы сильно отличаются друг от друга по уровню жизни. Вот у нас соседний район город Борисоглебск Воронежской области. Вообще-то, наверное, везде есть все – и надежда, и маразм, только в своих пропорциях.Там люди какие-то другие, более предприимчивые. Торгуют у нас в Мучкапе хлебом отличным, какие-то корейские салаты готовят, у нас за ними очередь. Да и в церковной области у них посвежее. Газету издаёт благочиние, так она интересная, её покупают люди. А у нас и епархиальную навязывают в епархии и читать невозможно, муть какая-то.
А в Смоленской области, говорят, так в райцентры и товары завозят раза два в неделю. Мучкап всё-таки держится, тут рынок неплохой. Живут люди тоже, но печально, что молодёжь уезжает. Все стремятся уехать в Москву, Питер, Тамбов. Не слыхал о питерской мафии «тамбовцы»? – Брать с них десятину не пробовал? J - Они все из нашего района, пол-Питера держат в руках. Нет того, что зовётся «перспективой». Священники тоже мечтают уехать в Тамбов, кроме меня, я, как псковский, никуда не стремлюсь. А сжился уже с этим местом, с районом, полюбил эту землю. Жалко всех, наиболее тех, кто не может постоять за себя.

Вот о воскресной школе хотелось бы поговорить. – Ну, в общем то, в докладе я все свои соображения изложил. А посылал ли я тебе тезисы второго доклада, о литургической воскресной школе? Если есть какой-то конкретный вопрос для обсуждения по этой теме - предлагай -Ты хорошую статью написал, там всё правильно. Есть такая книга священника Жака Лёва «Будьте моими учениками». Там тоже сказано, что воскресные школы в традиционном стиле уже отмерли. Они имели значение в традиционных обществах, где важно было только передать веру молодым, а общество и так было верующим. Сейчас по-другому, надо взрослых обращать и окормлять, а они уже воспитают своих детей. Надо налаживать общинную жизнь в церквях.
Ну, с Богом, спешу отправить письмо, а то слишком задержался, уже неудобно. Надеюсь, запах самогона не помешает ответить на это письмо раньше чем через два месяца J.

Я получил несколько интересных мнений по поводу антиминса; копирую их тебе (выдержки). Берман пока молчит, и не знаю, не в связи ли проблема.
О. М. (Москва):

Подключаюсь к прениям об антиминсах. Если антиминс означает "вместо престола", то есть это как бы "маленький престол", и архиерей попросил Христа восседать на нем в вашем храме (т.е. освятил его для служения) во время литургии, то этот "престол" принадлежит собственно уже Иисусу Христу, это Его место. Архиерей по каким-то земным соображениям (например, от зависти) может сказать: нет, это мое! и забрать антиминс себе, но было бы странно подумать, что Господь пойдет вместе с антиминсом к епископу, понуждаемый его завистью. Скорее Он, будучи смиренным, пересядет на место попроще - например, на престол, освященный священником, а то и на какой- нибудь камушек. Не думаю, что Господь очень привязан к этим тряпочкам (пусть даже и с мощами), в писании сказано, что Он любит сердце сокрушенное и смиренное, и т.п.
Каноны - это ведь не заповеди, они Христу тоже не указ. Каноны нужны, чтобы не было преступлений, а не как бремена неудобоносимые. Предполагаю, что все обрядовые условности, в т.ч. и благословение через антиминс, в т.ч. и все каноны - это ветхозаветная уступка нашим немощам. Для служения Богу они не нужны. Они не возвышают того, кто им следует, а лишь удерживают падающих. "закон дан по причине преступления" (Гал.3,19). И еще -"Мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его" (Тим.1,8), т.е. не во вред.
Другими словами, употребление антиминса для злых целей (для симонии, или, скажем, рукоположения себя в патриархи) вредно, а потому- неканонично, а для добрых (приобщение к Телу Христову)- канонично и желательно. Что думает об этом епископ неважно, если Христос думает иначе.
Совсем другой вопрос - как будет воспринято людьми открытое противодействие власти и кажущееся противодействие канонам, но вопрос, как я понял, в принципе не об этом (хотя в конкретной ситуации это может быть очень важно).
Господь "Свят, и на святых почивает", поэтому самое лучшее место, какое первые христиане нашли для Христа в евхаристии - мощи святых. Зачем тогда епископ "освящает"антиминс? Его освящают сами мощи, епископ мог бы этого и не делать, наверное он освящает тряпочку, чтобы в нее удобно было положить мощи. Свое благословение на служение епископ мог бы и по почте в письме передать, но так уж сложился обряд.
Итак, вся суть вопроса - в отношении к благословению епископа.Уверен, что епископ, как и священник благословляет по-настоящему только тогда, когда через него благословляет Бог. Если Бог не благословляет через епископа в момент когда тот благословляет самовольно, то неужели Бог будет требовать, чтобы мы все же слушались епископского благословения (а не Божьего)? Абсурд. Думаю, что Божие благословение на служение литургии, когда-то данное священнику через епископа, остается на священнике даже тогда, когда епископ "духовно умирает", ведь они не связаны "духовной пуповиной". Ведь благословение прежде всего - Божие, а епископ был лишь проводником Божией благодати, а потом расхотел быть проводником (т.е. стал благословлять против воли Божией). Если скажем, что благодать Божьего благословения отошла от священника по вине грехов епископа, то обвиним благодать в соучастии в грехах епископа, в послушании его грешной воле.
А если это попущение и ему нужно покориться? Попущению специально покоряться не нужно, т. к. в нем действует диавол, а Бог как бы "отступает" . Кто же станет покоряться диаволу? Другое дело- возникающие при этом безвыходные обстоятельства , но им просто невозможно не покориться физически - они сами тебя покоряют (тут воля человека пассивна, так что и рассуждать нечего). Если же покориться воле греховной, злой, подчинив ей свою волю, то это значит покориться греху. Свою волю покорять нужно только Богу ("не делайтесь рабами человеков"(Кор.7,23)"Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?" а тем более чужой бессовестностью(1Кор.10,29)

То, что землю поделили на юрисдикции -удобно в практическом отношении (земля-то большая). Сейчас в каждой мелочи стараются видеть высокодуховное спасительное содержание. Границы епархий и церквей стали священны, "каноничны", их перепутали с какими-то духовными границами. Земную власть и земные владения "воцерковили". По телевизору один протоиерей сказал, что "мы, конечно, хотим литургического общения с Зарубежной Церковью, но ведь такое общение подразумевает для них и для нас единую главу Церкви (т.е. нашего Патриарха)". Как будто главенства Христа для литургического общения недостаточно. Вот и каноничность нынешних юрисдикций! Если раньше они обеспечивали единство отдаленных Церквей, то теперь они обеспечивают разделение единой Церкви.



Из следующего письма:

Совершенно согласен насчет "ветхозаветных рефлексий" и что нужно оставить только Евангелие как абсолютную истину. Появилось столько наносного, что не грех бы уподобиться в этом протестантам (с учетом, конечно, их ошибок).
На вопрос "а судьи кто?", т.е. вправе ли я доверять своим собственным суждениям, ап. Павел говорит: "испытывайте себя, в вере ли вы. Самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? разве только вы не то, чем должны быть." (2Кор.13,5). А если я "не то, чем должен быть", то никакие "индульгенции совести" и всякие благословения не помогут. (разумеется, если благословляющий не является духоносным источником). СУБЪЕКТИВНОСТЬ суждений начинается тогда, когда нет Христа - я сужу один и мнение моего сердца не авторитетно даже для меня. Когда со мной Христос, то авторитетно, т.к. "устами двух свидетелей станет всяк глагол". Так что критерий, наверно, один: сердце. Это в конечном счете. А если сердце не в вере, то речь уже не о том чтобы получить правильный ответ, а хотя бы задать нужный вопрос... Даже если есть духоносный старец, то он не просто панацея от ошибок. Его задача - не давать ответы, а научить другого рассуждать. Я перед поступлением в семинарию спрашивал старца Василия с Серафимова кладбища в Питере: в какую из семинарий есть воля Божия мне поступать? (я думал, таково послушание: исполнил, что сказано, и все). Он сказал: куда сердце пожелает. Я посмотрел питерскую, не пожелал. Он тогда сказал: смотри в оба. Я посмотрел Лаврскую и уже не мог не пожелать.
Вот какая картина современной Церкви мне представляется (со всеми обрядами и канонами). Три высотных здания - православное, католическое и протестантское стоят рядом. В них верующие поднимаются вверх по множеству лестниц. Чем выше этаж, тем выше их духовный рост. Чем выше, тем больше в зданиях света. Наконец, на определенном уровне эти три рукотворные здания переходят в одно величественное нерукотворное , как бы сотканное из света, здание Христовой Церкви, Невесты Агнца, которую не одолеют врата ада. Там безмерно много этажей. Служение там совершается в духе и истине и нет "ни эллина, ни иудея", ни православного, ни протестанта, а лишь служители Христа. Если рассмотреть рукотворные здания (они символизируют внешне-формальную структуру Церкви со всеми юрисдикциями, канонами, обрядами, и т.д.), то можно заметить, что когда-то они были единой постройкой, в них угадывается былая изящность, рука св. отцов. В Православном здании изящность угадывается в основном по едва сохранившемуся каноническому каркасу, который уже почти не выполняет своих прежних функций. Внизу много пристроек с надписями "ОБРЯД". Там многие люди обряжаются в столь нелепые и неудобные одежды, что сомневаешся, смогут ли они взойти наверх. Католическое здание стало слишком тяжеловесным из-за поздних наслоений, грубоватым. Протестантское - разрушено сильнее всех, выглядит как-то беззащитно. Люди, поднимаясь, испытывают большие неудобства из-за аварийного состояния этих зданий, кто-то падает, кто- то нет. Быстрее всех продвигаются те, кто понимает, что скорость движения зависит не от надежности опоры, а от веры - усилием веры они быстро достигают светоносной Церкви, где уже нет никаких человеческих опор. Чтобы легче взобраться, они скидывают с себя "обрядовые" одежды, как ненужные и неудобные.
Рукотворные здания задуманы для того, чтобы новоначальным облегчить подход к нерукотворому зданию. Через эти образы зданий я пытался подчеркнуть, что организационная сторона Церкви и ее духовная сторона - совершенно разные, порой противоположные (по грехам строителей) вещи.
Допустим, Вы стоите на одной из многочисленных лестниц православного здания. Эта лестница называется "Питиримовская", по имени правящего епископа. Она такая ветхая, что рушится под ногами. Чтобы не упасть, вполне возможно перейти на другую лестницу, и даже юрисдикцию (не падать же вниз), но можно продолжать возвышаться и без всяких лестниц, тем более что не известно на какую попадешь.
О Епископе.
Выделим в служении епископа две главные составляющие: организационную и духовную. В духовной выделим еще две составляющие: благодать, которая вынуждена пребывать с епископом в силу его рукоположения - она дана ему ради спасения верующих, и благодать его личную, коей спасается он сам, которая умножается через его подвиг и в таком случае вступает в содружество с благодатью рукоположения, чтобы правильно руководить ею для спасения верующих. Теперь во всех этих составляющих найдем место антиминсной теме. Личная благодать подвигов епископа очевидно отсутствует (здесь ведь не нужно мудрого судьи, чтобы это понять). Значит, у него нет "внутреннего духовного руководителя", который помог бы ему разумно распорядиться благодатью рукоположения. Последняя поэтому остается праздной за исключением совершения таинств. (И то можно сказать, что таинства совершает уже не епископ, а благодать, и то не всегда- напр. в таинстве покаяния, если он заставляет каяться невиновных). Итак, в духовной стороне епископского служения я не нахожу места антиминсной теме (именно в случае "епископа-антихриста"). Поищем в стороне организационной. Вы преступлений, требующих канонического вмешательства не совершали, а значит с Вас епископу спросить нечего (Перед Богом). Если Вы чуть-чуть нарушите обряд и станете служить без "благословения", --- вина на нем.
"Вечери Твоея тайныя днесь, СынеБожий, причастника мя приими"-значит, все наши литургии - это та самая, тайная, вне времени. А на "той самой" епископов вообще не было(не говоря уже об антиминсе). На апостолов Дух еще не сошел, а Архиерей - Христос и на всех нынешних литургиях присутствует так же, как и тогда.
Если обряды и каноны назвать внешней формой, а спасительные действия Духа в Церкви - содержанием, то я верю что содержание не исчезнет, если изменить, или выбросить форму. (т.к. ценность содержания неизмеримо выше). Большинству людей, возможно, будет тяжелее подбираться к содержанию, но и только. Верю, что у протестантов Бог действует так же, как у нас-- в зависимости от силы их веры, а не от обрядов. "Дух дышит, где хочет" и думаю, что при любых внешних формах может доставлять верующим свои спасительные действия.
Был рад, что Вы разобрали мое предыдущее письмо.

От А.Г. из Евпатории:

Что касается одной из тем поднятых Вами об антиминсе, я высылаю в теле письма цитаты, которые, возможно, будут интересны...


________________________________________

«По нужде Церковь разрешает мирянам крестить, посвящать в священники, лишь бы были благочестивы, священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него, отпеть заочно по нужде». Св. Тихон Задонский. «Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни» Москва 1994 №1033

Много существенного произошло в последнее время в проекте «поля общения». Если тебе это по прежнему интересно, сообщи. А то ты что-то молчишь о всех планировавшихся в этом контексте контактах (Павлов и др.).

Лето гряде. Как там с планами? – «готовь купальники зимой» (месяца через два надеюсь уже выехать на косу, и неизвестно, как от туда будет работать связь).

Обнимаю. Пиши.
М.Ш.
10.02.04."
Tags: отец Михаил Шполянский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments