?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Паки о духовной семинарии, как "социальном лифте"...
Простите
kalakazo
Глас народа в продолжение очерков бурсы
ответствует ныне на вопрос: "Как на Ваш взгляд, почему молодые люди поступают в семинарию, что привлекает?"

ZoltanHivay:"церковные структуры (не путать с Церковью Христовой) нынче не сословно-наследственный институт, а единственный социальный лифт для молодежи из социальных низов и мигрантов. Прочие прежние лифты - такие, как наука и армия- благополучно деградировали и прогнили, а в Церкви можно услышать веяние Духа, который дышит где хочет, и даже русские епископы не способны этому помешать И, следовательно, каждый юноша потенциально может стать обитал ищем этого Духа, даже не делая никаких подарков правящему архиерею, только молитвой и любовью к людям."

mary_82:"Погодите, говоря о "социальных лифтах", Вы, ZoltanHivay, упоминаете Дух, а не материальная преференции. Я чего-то не понимаю?"

consistory:"Мария, мотивы у всех поступающих в духовные школы РПЦ разные, но есть здесь и нечто общее. Этим общим, объединяющим большинство абитуриентов, на мой взгляд являются некие иллюзии. Львиная доля тех кто переступает порог семинарий даже понятия не имеет, что их ждет за этой дверью. Сужу по собственному опыту: весь первый год идет чудовищная психологическая ломка сформировавшихся ранее стереотипов и поведенческих моделей. Коллектив, подобно воспаленной ране как бы исторгает из себя все чужеродные элементы, то есть всех тех, кто не способен приспособится и соответствовать "духу духовных школ". На этом этапе происходит "крушение иллюзий" и, как следствие, последующий значительный отсев тех кто не желает "форматировать" себя под цели и задачи системы. Но дело в том, что даже те из учащихся, кто "наступив на горло собственной песне" останутся в школах и дружно пошагают дальше, вовсе не гарантированы от последующего "отсева".
Знаете, не вдаваясь в подробности скажу: если Учебный комитет РПЦ раскрыл бы статистику того, каков реальный процент всех тех, кто окончив семинарии и академии в дальнейшем решили "уйти в мир" и не связывать свою профессиональную деятельность со служением в Церкви, уверяю - многие сегодня были бы потрясены. Отсюда следует вывод, что даже те из семинаристов-академистов кто доходит до "финиша", вернувшись к местам распределения (в епархии), еще долгое время находятся в "подвешенном" состоянии и вовсе не гарантированы от ухода в мир..."

vasilissa_prim:"Не разумею об преференциях Святаго Духа. А расскажу о ситуации, самовидицей коей явилась.
Жил-был в провинции один малый, не лишенный музыкального слуха и неких певческих способностей. Окончил он местное музучилище и приехал в тогда еще Ленинград, в надежде поступить в консерваторию. С попытки этак четвертой поступил (а меж ними работал на стройке да разнорабочим, жил в общаге).
Итак, поступает он в консерваторию и начинает обучаться, не особо успешно, но как-то. И знакомится между прочим со студенткою дирижерского отделения, а сам-то певун-тенор. Ну, они друг друга полюбляют, женятся и рожают сына. А время уже даже не перестроечное (когда они на последнем излете каких-то там гарантий приступали к обучению), а глубоко бандитское, сиречь середка 1990-х. Ну вот, они со своими дипломами об умении консервировать (понеже консерваторию с грехом пополам окончили) оказываются на улице, а младенец-то орет. Они его сдают ее родителям, а сами подаются в уличные музыканты. Ездиют по разным городам, поют в переходах метро, шляпят. И даже в Скандинавию подаются и там шляпят тож. Однако ж сердце материнское за младенца неспокойно, да и родители сообщают при малейшей оказии, что орет.
И вот возвращаются супруги-песняры уличные уже в Петербург, без особых денег и особых перспектив. И рыщут оне в неудачных поисках работы там и сям. Вдруг бац - объявление: нужны певчие в восстанавливающийся храм. Ну певчими так певчими, в храм так в храм, им выбирать особо не приходится. Но вынуждены креститься, да-с. Начинают спевать знаменным распевом, чтобы была особая фишка. Спевают и спевают, новоиспеченный отец-настоятель им потихоньку башляет, вот и младенчику на молочишко, и им как-то уже можно жить.
Но тут наш регент-тенор (назовем его Георгий) смекает, что нужно ж подрасти как-то в плане церковно-чиновном, а то так петь по-знаменному можно до позеленения, и все пребудет на одном месте. Составляет разговор с отцом-настоятелем, как бы мол мне бы как-то вот того-с. "А что ты делать станешь?" - резонно вопрошает отец. "А я, - грит наш Георгий, - стану... учить катехизису, вот. И супруга моя - тож. Она станет детей учить, а я, стал быть, взрослых". "Да ты сам его не разумеешь", - грит отец-настоятель с сомнением. "Дык вот я уж и Дроздова приобрел", - демонстрирует Георгий книжечку, которую, и правда, зачем-то прикупил. "Ну, раз так, - благословляю, - резюмирует отец-настоятель. - Будем с тобой и с твоей супругой приход собирать тогда. Ты какбэ идеологом станешь. Иди учись что ли, это параллельно с учением пасомых-то".
И к клиросу у Георгия прибавляется еще куча всяких дел: он и в семинарию ходи, и курсы для ЦПШ по Дроздову составляй, и читай, и супругу свою назидай, чтоб читала малым детям. Маята. Но он упорный, Георгий-то, через пару годочков уже рукополагается во диакона, потом и в иерея. Правда, далее Дроздова и знаменных распевов ему не уйти, зато постепенно насиживает вместе со своей матушкой отличное место. Он так и сяк песочит пасомых, нерадивых к разумению дроздовского Катехизиса, пугает экзаменами, заставляет шпарить наизусть, между прочим, не только Дроздова, но и Евангелия, и даже 118 псалом. И кто запинается на экзамене, того выгоняет. Православные падают духом, тащат ему подарки на двунадесятые праздники, именины и годовщины хиротоний. Георгию это весьма нравится. А одна прихожанка, пребывая в ужасе и страсе пред георгиевским экзаменом, даже отписывает Георгию доставшуюся ей по наследству комнату. Сие событие воспринимается Георгием как сбыча Божией воли, типо: правильным путем идешь, Георгий, все в твоих руках, сим победиши.
Младенец же Георгиев растет в соответствующей атмосфэре. Родители крутятся что твоя юла: и поют, и преподают, и домостроительством занимаются. Пребывая в таковском деловом алгоритме, отрок сей с младых ногтей мотает на ус, что храм Божий и приход - уникальное место, микрокосмос, в котором делаются карьеры, деньги, квартирки, машинки; главное - трудолюбие и правильно направленное пасение овец словесного стада. Отец же назидает его всякий раз: "Зри, чадо, все мое - твое, достойно подхватишь мое, так сказать, знамя, станешь петь на крылосе да спрашивать 118 псалом, и будет у тебя всё, как у твоего родителя. Путь сей не усыпан розами, предусматривает тяжелое каждодневное напряжение, зато и плоды его сладки. А главное - не жалеть себя, паче же не послаблять пасомым".
Выросши при родителях-пчелах, без устали сбирающих сей благой нектар, кроха вполне предсказуемо порешил получить два образования. Сначала - педагогическое, чтобы, став восприемником ЦПШ, созданной его родителями, уверенной рукой и с должным апломбом назидать чад Церкви по Дроздову; а после, ясное дело, духовное, чтобы, подобно отцу, уловлять словесное стадо и расти, расти, расти все вверх да вверх, карабкаясь муравьем от комнаты к квартире, от лады-калины к инфинити, пожиная щедрые плоды Божией благодати, изливаемой в особом месте для особых людей.
Вот вам и мотивация."
http://kalakazo.livejournal.com/1465648.html

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Комментарий Василисы позабавил даже не едкостью, а бредовостью: так и купишь инфинити на зарплату питерского штатного попа от 17 до 30 тысяч.

дык, зарплата - только на оплату услуг ЖКХ, ну и может быть еще на бензин. правильно формировать круг духовных чад нужно, тогда все будет норм. Об этом-то и написала Василисса. не знаю, как в питере, а в москве давно так живут. мне не приходилось встречать ни одного попа, который бы "жил на одну зарплату"(с). Два-три дня в неделю в храме, остальное по требам да духовным чадам.

Да откуда ей об этом знать-то, когда она это "Инфинити" на день рождения получила?

Друг мой, ошибаетесь. Я на день рождения получила порше, причем не совсем и свежую модель, слава Богу хоть не б/у.

Друг мой, паки и паки обращайтесь к классике, в т.ч. и отечественного кинематографа. Напоминаю крылатую фразу-проклятие из "Бриллиантовой руки": "Чтобы жить тебе на одну зарплату!"
Методик эффективного доения пасомых существует немало. (Это кроме "законных" треб.)
Вот например герой наш Георгий внушает своим чадам, что единственный легитимный источник знания о воле Божией - его слово. Формируется цепочка: чадо перед приобретением чего бы то ни было (дома, машины, кошки, компьютера) идет к Георгию испрашивать волю Божию. А чтобы она... не сорвалась, несет Георгию когда пакетик, когда конвертик - в зависимости от номинала планируемых затрат.
Другой момент: все и всяческие праздники, именины, родины и пр. В храме в сии дни выстраиваются двух-трехчасовые очереди из желающих поздравить соответствующих прихрамовых випов, которым известна Божия воля и во власти которых оценки в ЦПШ. Одна очередь дарителей и благодарителей стоит к отцу-настоятелю, другая - к нашему Георгию, третья - к его матушке. С матушкой дело вообще интересное: Георгий утверждает, что обучение в прихрамовой школе ставит одной из главных задач послушание матушке-директрисе школы. Так что наряду с "батюшка благословил" нередко звучит и "матушка благословила".
Я уже писала, что одной из наибольших удач Георгия на почве доения паствы стало получение комнаты от одной пасомой им овцы.
Постоянная готовность овец к стрижке и доению достигается многолетними тренингами с использованием разнообразных средств воздействия на словесное стадо. Скажем, Георгий сумел наладить систему "чадо причащается только из чаши духовного отца". Соответственно, и доить и стричь овцу имеет право лишь непосредственный пастырь (это в идеале, однако ежели какой отец-настоятель иль кто выше захочет поддоить, тут уж Георгию приходится смиряться - а кому сейчас легко-то?).

Edited at 2015-07-02 07:00 am (UTC)

получение комнаты от одной овцы

Есть такие случАи.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

кому щас легко

Вот мать Василисса (будушшая) повествует о беспорочном пути труженика и почтишта страстотерпца, истово надсаживающего живот за невразумительную паству. Да, не бесплатно, не совсем бескорыстно. Но с лубовью и отеческою ревностию, она жеж покрывает все. Читала, практически, задыхаяся от слез.
Не все столь усердны. Бухгалтер из окраинной московской церковки сетовала: От как кризис начался - понес народ деньгу в церковь. От несут и несут. Уже и класть некуда, а все несут.
Кака така комната в коммуналке, смеётеся? Та же бухгалтерша состроила коттеджик за МКАДом. Дак по благодати.
Привязалися тута с лифтами. Да с погребом коттедж - с цоколем и бассейн в нем, но небольшой. А лифта нету, не баре, ногами ходим.

Edited at 2015-07-02 07:42 pm (UTC)

Семинария как социальный лифт? Да не дай Бог.

Из проповеди свт. Филарета (Дроздова)

... Во-вторых, для последования Христу должно «взять крест свой». Крест Христов составляют «Его страдания, искушения и убиение» (Мк. VIII:31). Претерпев един все сие для нас, Он имеет совершенное право требовать, чтобы каждый из нас претерпел все сие для Него. Но дабы не сокрушить нас тяжестию сего бремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великаго креста, но заповедует только взять каждому свой собственный, то есть, быть готовым перенести столько страданий, искушений, внешних, внутренних, сколько на каждаго в особенности наведет наказующая, очищающая, и вместе милующая судьба всем управляющаго Провидения. Не ужели сие неизбежно? вопиют изнеженныя души. — Успокойтесь и разсуждайте. Если «подобаше пострадати Христу», безгрешному и всемогущему, дабы «внити в славу Свою»: как можем мы, оскверненные и разслабленные грехом, дойти до сея славы, не быв очищены искушениями и укреплены страданиями? Ибо чтo живет в нас ныне? Если самолюбие препятствует признанию: обличим себя признанием Апостола: «не живет во мне, сиречь во плоти моей, доброе» (Рим. VII:18). В нас живет, со времени перваго греха, ветхий Адам, с его страстями и похотями: как же можно совлещись его, и облещись в новаго человека, — чтo есть цель нашего стремления, — не говорю, без страдания, но даже без смерти? Должно взять крест не для того только, чтобы подвизаться в ношении онаго, но чтобы наконец совсем «распять плоть со страстьми и похотьми» (Гал. V:24), «умертвить уды наша, сущия на земли» (Кол. III:5), «умереть» таинственно, чтобы «живот» наш был «сокровен со Христом в Боге» (Кол. III:3)...

Re: Из проповеди свт. Филарета (Дроздова)

На колени!

Re: Из проповеди свт. Филарета (Дроздова)

"Крест Христов составляют «Его страдания, искушения и убиение» (Мк. VIII:31)."

смотрим от Марка 8 глава:

" начат учити их, яко подобает Сыну Человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день воскреснути." (Мар.8:31)

О кресте здесь, у Евангелиста, ни слова!
Если бы Господь говорил Своим ученикам о Кресте, как о страданиях, то зачем же они убежали из Гефсимании, не дождавшись Креста, о Котором их предупреждал Спаситель?

О другом Кресте Господь говорил слушающим Его , " иже не приимет Креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин." (Матф.10:38) Поэтому - то они и разбежались, что понимали Крест в духовном его смысле.


gerontiey : Зачем Евангелисту приписывать чужие слова?

Поаккуратней цитируйте чужие ошибки.


Edited at 2015-07-02 11:30 am (UTC)

Re: Из проповеди свт. Филарета (Дроздова)

О кресте здесь, у Евангелиста, ни слова!

Т.е., Вы полагаете, что "страдание, искушение и убиение" к Кресту отношения не имеют?

(Deleted comment)
  • 1