kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Не расстанусь с комсомолом...

Еще один прелюбопытный диалог о христианской свободе
и о зловещих метаморфозах внутри церковных стен
с достопочтенной Galina Russo,
вставшей грудью за честь и достоинство протопопа
Константина Головатского
и возглавляемого им Молодежного отдела Спб митрополии.
Полностью с ним можно ознакомиться вот здесь.

Некоторые выжимки из него:

kalakazo: "Премного благодарствую, сударыня. Насколько я понял из Ваших слов: никакой обязаловки, методов комсомольского добровольно-принудительного участия, никакого привлечения "административного ресурса" никогда не использовалось - ни отцом Константином, ни Молодежным отделом?:

Galina Russo: "Понятия не имею. Не исключено, что и были такие случаи. Что тут страшного-то?
Вот нас в свое время силком загоняли на демонстрации. Весело было. Потусовались в своем коллективе, в списках отметились, да и пошли ... (не буду говорить, куда, и так все знают). В молодости такие вещи не сильно напрягают.
А ведь крестный ход, это все же не демонстрация. Так или иначе, молитвы услышат, какое-то единение ощутят. Пусть даже это вроде-бы забудется, но глядишь, в нужный момент и всплывет. Так что если оценивать вред и пользу от насильственного "хождения", то, я думаю, фифти-фифти получится...
Циркуляры и разнарядки были, есть и будут - до той поры, пока будут существовать социальные институты - хоть КПСС, хоть РПЦ. Они, институты, иначе работать не умеют. Хотелось бы нам жить вовсе без социальных институтов? Это вряд ли, это страшненько получается, была такая ситуация смоделирована в каком-то фантастическом рассказе.
Да если бы и хотели, избавиться от них мы не можем. А что реально можем? Правильно к ним относиться. Пусть они себе играют по своим правилам, формализуя всё и вся. А мы будем играть по своим, наполняя свои действия, по мере возможности, смыслом. Конфликты между двумя подходами, конечно, существуют, но на то нам и голова дана, чтобы решать их с наименьшими потерями (совсем без потерь - не получится).
Так было и в глухие советские времена, так есть и сейчас. Кто хочет делать дело, находит для этого возможности, минимизируя формалистику. А рая на земле ожидать не приходится."

kalakazo: "Где нет свободы, там нет и Христа!"

Galina Russo:"Свободным можно быть везде, даже в братстве павликов морозовых. До тех пор, пока просто промывают мозги - включать их и учиться "всякое дерьмо превращать в конфету" (кстати, в советское времена у нас это было лозунгом). Когда начинают требовать действий, несовместимых с верой - идти на подвиг. Сколько таких людей было в сталинские времена. И в лагеря шли, и там - в условиях вроде бы полной несвободы - оставались с Христом.
Так было и в глухие советские времена, так есть и сейчас".

kalakazo: "Печально, что Вы старые советские грабли пытаетесь поменять на ново церковные.
Ведь были еще грабли от 1917 года, какие мать нашу Церковь угнобили и снесли почти всю без остатку..."

Galina Russo: "А бывали ли в истории такие государства, и в истории Церкви такие периоды, когда подобных граблей не было? Это данность, причем богословски обоснованная. Падшесть человеческой природы никто не отменял. И выход есть только один: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи"

kalakazo: "Я хорошо помню 70-е и 80-е годы прошлого века внутри церковных стен.
Православие тем и отличалось и привлекало, что в Нем не было ничего от мира профанного: ни привлечения "административного ресурса", ни разнарядки, ни обязаловки.
Епархиальное управление СПБ митрополии в 1995 при владыке Иоанне Снычеве состояло из 4 человек: самого митрополита, Анны Степановны, секретаря владыки и секретарши-машинистки. И тогда куда более было простора и для церковной инициативы и церковной свободы. Я сам был тому живой свидетель. И это без всяких циркуляров сверху. Помню первый крестный ход на Невском, в связи с обретением мощей Серафима Саровского. Он был массовым, шел сам больной ногами митрополит Иоанн, все духовенство, почти все прихожане со всех приходов. Но без всяких приказов, распоряжений и циркуляров - единственно по велению сердца."

Galina Russo: "Так все правильно. Тогда если не гонения на Церковь были, то уж ограничения всякие точно. По крайней мере значимым социальным институтом Церковь не была. Поэтому и была живой. "Запретный плод сладок" - это всеобъемлющий закон.
Так что теперь, Церкви изъявить желание перестать быть социальным институтом и уйти в подполье? Вряд ли это возможно, вряд ли тут чьи-то желания или нежелания сработают. Придет время - и случится это с Божией помощью. Настоящая свобода наступит непосредственно перед Вторым Пришествием."

ostrov_buyan: "Извините, что вклиниваюсь в Ваш с Kalakazo интересный и актуальный спор. Вы очень правильно говорите об общей природе и методах управления всех социальных институтов. И, действительно, единственный метод борьбы этими методами - внесение в них живого содержания в рамках возможного.
И все же, я считаю, прав уважаемый Kalakazo. Хотя Вы опять же хорошо пишете, что всегда есть место для свободы, но в светской жизни мы эту свободу всегда реализуем взаимным подмигиванием - "мы с вами всё понимаем, наверху - дубье, подчинимся, поскольку мы подневольные, но сделаем по своему, где только возможно". Без этого невозможно было бы вовлекать людей в обюрокраченные разнарядками мероприятия. Но вряд ли это хорошо по отношению к церковному священноначалию - одного раза хватит для выработки негативного отношения к нему.
Кроме того, Церковь - не просто один из многих институтов, это - выделенный институт. Она всегда была именно территорией свободы, даже и в самом вульгарном понимании. На работе начальник - дуб, но детей кормить надо, пойдешь. А в Церковь можно и не пойти. До сих пор наших батюшек это особенно не парило - "Кого надо, Господь Cам приведет" (Господь неизменно подстраховывался ими только в случае начальства и спонсоров). И люди стали действительно голосовать ногами. Отсюда и "задача-увеличение". Однако если молодежь опять столкнется с теми же методами сгона, результат будет очень кратковременным.
Уж как примирить все это - отдельный разговор, но раз за разом на те же грабли...имхо, конечно. Это не конкретно о Вашем приходе, просто общие соображения.

Galina Russo: "Да я сильно спорить и не буду. Конечно, мы все время наступаем на одни и те же грабли, и более того, будем наступать и дальше. Потому что чтобы перестать это делать, нужно изменить свое отношение ко всему, в частности, и к священноначалию. И это изменение может происходить только в духовной жизни. Очень хорошо сформулировал это Шмеман: "Суть христианства ... в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы"

ostrov_buyan: "Да нормальное отношение к священноначалию:-) И цитата замечательная. Но вряд ли прот. Шмеман подразумевал под "тем планом" благоговение перед бюрократическими разнарядками. И, опять же имхо, насильственный сгон куда-нибудь может только вернуть человека из "того плана" в "этот". Никак не обратно."

Galina Russo: "Нет, конечно. Скорее то, что все это становится совершенно незначимым.

ostrov_buyan: "Не может быть незначимым для человека превращение даже части его религиозной жизни в формально-бюрократическую процедуру."

cui_bono_cui: "Как сказал Осипов к 1917 году привело духовное вырождение русской церкви в целом. А большевики - орудие"
http://kalakazo.livejournal.com/1545900.html?thread=27866796#t27866796
Tags: Константин Головатский, Королевство церковных зеркал, Крестный ход 2015, Санкт-Петербургская митрополия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments