?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Критика против системы в целом...
Простите
kalakazo
Один из последних опусов архимандрита Феогноста Пушкова:

"Епархиальное Собрание (годичный акт) Луганской Епархии УПЦ (МП). – Беловодск, 21.12.2015.

Состоялось годовое епархиальное собраниенашей епархии (точнее – той ее части, которая находится на территории, подконтрольной украинской власти)....
Прошу особо обратить внимание, что вся последующая ниже критика направлена не против тех, или иных лиц и даже не против нашего епархиального уклада, а против системы в целом. Потому как современная модель функционирования церковной системы (епархий) нуждается в немедленной реформе.
Итак, собрание! Кол-во присутствующих – 36 человек. Председательствовали: секретарь Епархии прот. Георгий Иващук и «администратор» указанной части Епархии священноархимандрит Варфоломей Кузнецов. Всего эта тусня длилась около 2-х часов.
Началось все с зачитывания послания управляющего архиерея. 2/3 послания представляли собою отчет – столько то у нас храмов (137) и часовен (17); столько то – монастырей (4); столько то священников (183). Самое главное (!) – «в минувшем году митрополит Митрофан совершил 130 Божественных Литургий, из коих 88 в пределах епархии, а остальные – за ее пределами». За время боевых действий, как выяснилось, «ни один храм не был разрушен полностью, а за истекший год – восстановлены поврежденные». Заметим, что в этом «отчете» отсутствует финансовый раздел: «доход-расход-остаток» Епархии нам остается неведом. Как заметил Кураев, это уже стало традицией Московского Патриархата – скрывать Епархией своё финансовое положение.

Неприятно было слышать из уст докладчика, что «архипастырь негодует, когда священники пытаются связаться с ним напрямую и решать спорные вопросы. У нас существует иерархия, и на местах для решения спорных вопросов и последующего общения с архиереем присутствуют благочинные». Вообще-то «благочинный» – это должность, а не иерархическая степень. К тому же благочинные находятся в той же иерархической степени, что и другие священники. Для пресвитериума же как раз естественно (и канонично) общаться не с посредниками, а непосредственно со своим епископом.

Так же в докладе много сетований на деятельность капелланов из УПЦ КП и УГКЦ. В общем, эта тема была самой «больной». Вторая (тоже «больная») тема – это епархиальные взносы и закупка церковной утвари и свечей в епархиальной лавке. На мою реплику, что вино епархиальной лавке продается «кагор соборный, для мытья уборной» в пластиковой таре (что противоречит всем международным экологическим и пищевым нормам, т.к. алкоголь, растительные масла и молокопродукты вступают в химическую реакцию с пластиком, что весьма губительно сказывается на здоровье), ответствовал о.секретарь: «Я с Вами согласен, о.Феогност, согласен, но в стекле вино будет на порядок дороже, а вообще в пластик его разливаю на складе – никто ж не мешает потом его перелить в бутылку, там у себя на приходе». А то, что на складе вино лежать может месяцами, в расчет не было принято. И фантазии, почему-то, не хватило призвать священников приезжать на клад со своей стеклотарой, чтобы там, на месте, разливать прямо из оригинальных емкостей?

После сего последовали вопросы: «Как провести утренник у детей на Рождество – культурную программу с раздачей пряников и конфет» (свящ. Эдуард из Беловодского р-на). Заметим, ни слова о катехизаторской работе с детьми. Чисто «светский формат»! Вместо евангелизации – «культурная программа». Никаких поистине пастырских и духовных проблем (за исключением одеяния «по установленному образцу» клириков и «соблюдений правил этикета в общении с людьми») затронуто не было! Ни одного вопроса из пастырской практики не было выставлено на обсуждение. А из «просветительских мероприятий» сказано было только о целесообразности устраивать «объезд с мощами» по храмам – из одного благочиния в другое, и т.д. Никакой пастырской работы! Полная профанация апостольского служения! Вот, так и представляю себе апостола Петра, везущего в Рим кости пророка Исаии! Или апостола Павла, совершающего объезд ранее основанных им церквей с черепом пророка Иезекииля за пазухой! А может, апостол Иоанн отказывался совершать Евхаристию, если под столом (на котором ставились Хлеб и Чаша) не лежали частицы от останков мучеников Маккавеев? – Святыни есть святыни. Они почитаемы, но они не должны превращаться ни в основу собрания во Имя Христово, ни в передвижного идола. Основа должна быть одна: Писание – Истолкование – Евхаристия. Причем, полноценное участие в этом должен иметь весь народ. У нас же Писание тарабанят по-славянски «через пень колода», вместо толкования и Слова – какой то лепет, мнямленье, блеяние священных ослов, а Евхаристия – за закрытым алтарем всё той же «славянской скороговоркой». Ни понимания, ни соучастия нормального со стороны верующих нет. Зато по заамвонной молитве выбегаем к иконе с мощами – и вот тут то «началось». Тут мы можем осуществить «соборность», когда же мы научимся собирать людей вокруг Христа? Я не меньше наших «мощеносцев» почитаю святых, но их почитание не должно быть более торжественным и «более важным», чем полноценное богослужение. «Священными объездами» и официальными «торжественными богослужениями» мы не заменим реального пастырского слова, которое у нас заменено невнятным мнямленьем.

Ну, что-то я уклонился от собрания…

Аз, от сердца доброго, предложил решать вопрос с капелланами путем сотрудничества с официальными правоохранительными структурами. «Капелланы из раскольников присутствуют там, где нет нас – так кто мешает нам занять эту нишу?». Тут поднялось в храме шипение – от 36-ти собравшихся шипение было аки от косяка моих гусей, но я, не обращая внимания на шумовой фон, молвил: «Ну, ладно, не хотим с батальонами сотрудничать – но с официальными то подразделениями войсковых частей и погранзастав можем»? – Ответствовал мне секретарь: «Это будет большой проблемой, ведь у нас епархия поделена на две территории, и если мы тут начнем сотрудничать с военнослужащими, то потребуют сотрудничества власти Луганска, а мы с ними тоже официально не сотрудничаем. Такое вот щекотливое положение. Но в частном порядке, разумеется, любой пастырь имеет право и даже долг оказывать пастырское попечение душам военнослужащих». Но в «частном порядке» часовню в войсковой части не откроешь. А значит, будут приходить те, кто имеет официальное соглашение – клирики УГКЦ и УПЦ КП. Тогда чего сетовать, что мы «в пролёте»?
В конце собрания всех, кто пришел без рясы или без камилавки / клобука / скуфии, заставили писать «объяснительный рапорт» (бланки в нужном кол-ве с шаблоном текста были уже загодя распечатаны – осталось только свои данные от руки внести). Цирк! Собралось 36 деревенских мужиков, половина из коих «Символ Веры» на память не помнит, а их про рясы и фиолетовые колпаки камилавки спрашивают. Прям, глядите, Зал Ватикана! Только лавки стояли деревенские «о трех ногах». Кстати, климатические условия в Храме были тоже не для парадной формы: 6-ть градусов с плюсом – при такой «жаре» тонюсенькая картонная камилавка просто примерзает к лобовым пазухам. В итоге некоторые участники собрания уже слегли с насморком и температуркой. Вот радость-то предпраздничная! И если уж взялись говорить о протокольном этикете, то лучше бы научили своих диаконов благословение брать в установленном порядке. Я уже как-то писал по этому вопросу (может, весьма гневно, но как еще встряхнуть это «либеральное» общество?). Ни по каким принципам церковного этикета, ни диакон, ни мирянин не могут здороваться со священником "на равных"! Пока мы не научимся видеть в священнике лицо сакраментальное и сакральное, мы не сможем понять ни дух, ни природу Церкви. Все в Церкви должны знать, что иное дело общее участие в Христовом Таинстве (которое открывает нам двери спасения, но не власти), и иное – служение управления и пастырское, которое основано на власти Самого Христа, которой Он наделил апостолов, а они – нас. Это власть созидать и судить в Церкви («вязать и решить»); власть священнодействовать величайшие Таинства Христовы. Только два лица в Церкви несут почетное и славное бремя этой власти – архиерей и иерей. Никто другой не может ни тайнодействовать, ни управлять Церковью. Если эта сакраментальная дисциплина, основанная на иерархическом принципе, будет в Церкви падать, то будет рушиться и сам церковный организм. Еще лет 10 назад я не мог себе представить, чтобы архиерейский протодиакон подошел к священнику и сказал «здравствуй, батюшка». Я видел протодиаконов, возраст которых перешагнул за 80, но они, без всякой гордости и кичливости, брали благословение у 19-летних священников – «мальчишек», которых вчера рукоположили. Клерикальная субординация – основа здоровых взаимоотношений в клире и между клиром и паствой. …Завершились мероприятия в Храме фотосессией на память и для отчета.

Ну а затем «барская трапеза» для особо избранных. Я бы назвал ее «братской», но она была именно «барской» – для особо приближенных. В общем, это стало традицией, что не все служащие Литургию или участвующие в официальном мероприятии – участвуют в «царской трапезе». Я давно не хвалил епископа (митрополита уже) Агапита Бевцика, но при нем было заведено четко: Все, кто сослужил епископу – сотрапезничают с ним. А здесь даже не епископ; два наших же собрата-сопресвитера. Но Беловодский благочинный собрал за стол узкий круг избранных. Что уже некрасиво и недружелюбно.

И уже когда мы расходились, один клирик из Меловского благочиния задался вопросом: «почему у о.Феогноста клобук греческий? Так ведь тут все униаты и филаретовцы ходят»? – Я ему ответил вопросом на вопрос: «А Иерусалимский патриарх, раз он носит такой клобук, тоже раскольник»? – «Ох, и острослов Вы, батюшка». – «А греческую рясу Вы носите»? – «Нет, я только русскую!». – «Ну, так большая часть собравшихся, включая председательствовавших – в греческой. Сделаем замечания?», сказал я, лукаво подмигнув наивному старцу…

Таковы реалии «духовной» жизни нашей Епархии! И это у нас еще вменяемый архиерей, который умеет спокойно общаться со священством и народом! А что творится на епсобраниях в Епархиях, где епископы самодуры и психи – мне даже представить страшно (до сих пор долетают до меня эхом «слухи» из Иваново о чудачествах тамошнего «главы областной митрополии» Македонова).

* * *
Я все же позволю себе дать ряд весьма критических (резких) замечаний, касающихся самого принципа проведения этих собраний. Но для начала хочу определить главное: Я никоим образом не направляю острие свой критики против лично митрополита Митрофана. Напротив – считаю его одним из самых адекватных наших иерархов. Острие моей критики нацелено в целом на нашу, еще по сути совдеповскую, СИСТЕМУ! И это не только в УПЦ МП да РПЦ МП. Мои знакомые клирики из УПЦ КП говорят, что там такая же ахинея (как обстоят дела в УГКЦ мне неизвестно). У «руля» Епархии может быть как вполне нормальный архипастырь (такой, как у нас, слава Богу), так и конченный идиот (простите за банальность). Но от этого механизм работы системы ничуть не изменится. Когда на смену психопату или недоумку или маразматику приходит человек, умеющий уважать и себя, и других, тогда меняется в лучшую сторону только психологическая атмосфера в Епархии. А механизм сам по себе остается тот же. Вот на этот механизм и нацелена моя словесная гаубица! Итак!

1. Нам из года в год рассказывают, сколько у нас храмов и приходов – для слушания этой статистики мы выбираемся из своих деревень? Не проще ли раз разместить этот материал на официальном сайте Епархии, а благочинным вменить в обязанность, скажем, в пол года раз собирать своих клириков и знакомить с материалами сайта?

2. Из разговоров с клириками Римской Католической Церкви в России и в Украине я узнал, что у них Епархиальные Собрания преследуют следующие цели: а. Как можно более продолжительное общение клириков между собою. б. Обсуждение (а не статистическое перечисление) реально проблемных случаев в жизни Епархии, в пастырском служении ее клириков. в. Обсуждение книжных новинок, качественных фильмов и т.д. Все это происходит в непринужденной обстановке: после официальной речи епископа с отчетом (составленном на куда более высоком уровне, чем это делается у нас, т.к. епископ не просто перечисляет проблемы решенные и нерешенные, а обозначает, каким образом были решены одни и каким образом могут быть решены другие) следует нечто вроде круглого стола, когда вместе с епископом священники садятся за стол, пьют кофе или чай и мирно ведут интеллектуальную беседу. Но ведь у нас, простите, в подавляющем большинстве недоумки, а не пастыри; «требники», а не богословцы. Помнится, как несколько лет тому назад я заговорил с одним собратом на интеллектуальную тему: «Ты посмотри вот, к примеру, фильм по роману Достоевского "Идиот" – какие мысли у тебя о человеческих страстях, о душевной жизни возникнут»? Батюшка посмотрел, а потом выносит вердикт: «Только зря время потратил – идиот он и есть идиот. Чего на него дивиться было? Ты мне лучше расскажи, как правильно соединять – по Типикону – попразднство Преображения с полиелейным святым». У другого священника я спросил, когда он последний раз книгу читал, и получил ответ: «В Семинарии на заочке я Катехизис Филарета Дроздова зубрил, а сейчас так иногда газету гляну или в Интернете статью какую прочту». И это при том батюшка закончил Харьковскую Семинарию уже лет 5 тому назад «с отличием». Третий знакомый собрат не может за 2 месяца (!) прочитать текст доклада в 20 стр., а учился в ПСТБИ в Москве! Четвертый с азартом читает светские современные романы, а так же увлекается историей СССР. Когда говоришь о чтении Писания, об изучении Слова Божьего, морщится носом и заявляет, что «Писание он и так понимает, а комментарии отцов и богословов ему не интересны». Можете представить себе интеллектуальной уровень этой «духовной элиты»? С ними то и поговорить не о чем! Оттараторили по Требнику «положенное», доход подсчитали и с довольным чувством отправились восвояси. Разве это приемники служения апостолов?…

3. На Епархиальных Собраниях может быть обозначен «круг чтения» для священников на ближайшее будущее: рекомендованы те, или иные книги, Интернет ресурсы, по которым каждый священник обязан будет сделать свой доклад-обзор к следующему собранию.

4. Необходимо составлять соответствующие просветительские программы (к примеру, библейские чтения) для работы пастыря со своими прихожанами. Эти программы могут быть обсуждены как на специальных конференциях, так и на «круглых столах», а программы последних могут быть проработаны и приняты на Епархиальных Собраниях.

5. Так же на епархиальных собраниях должна быть представлена жизнь благочиний и приходов, что совершенно отсутствует в действующем формате.

6. После Собрания я обратился к о. Варфоломею с предложением сделать круглый стол и Семинар по катехизации (так же в обязательном порядке для всех клириков, как обязательно присутствие на Епархиальном Собрании). В ответ я услышал про «постигшие нас проблемы, в том числе и трудности из-за агрессивного наступления раскольников». Да йо-моё! Когда же мы уже проснемся и поймем, что Церковь ценна не тем, что она отвоевала свое место как организация, а тем, что она возвещает Евангелие, свидетельствует о Христе. Нас Христос послал не с раскольниками тягаться, а Евангелие возвещать! А у нас, увы, все церковное служение сводится к «требам» и «таксам». А, ну, да, есть еще «социальное служение». У нас священники не умеют проповедовать, нет понимания ни сути Таинств, ни основ вероучения не только у горе-паствы, но и у горе-пастырей! А мы все силы сосредоточили на борьбу юрисдикций! Да и до начала печальных событий 2013 года где вы были, всевозможные официальные епархиальные сотрудники? Я в Луганской области 8 лет, и за эти 8 лет для священников не было проведено ни одного пастырского курса с целью обучить пастыря готовить людей к сознательному принятию Крещения! Можем ли мы себе представить, чтобы апостолы крестили людей, которые бы заявили: «Я хочу креститься, потому что у меня родители крещенные, а так особо жить церковно я не буду»; или «я крещение принимаю, чтобы меня не сглазили – как оберег»; или «я – еврей, и мои предки были крещенные евреи, а потому и я крещусь во Имя Мессии, хотя я Иисуса то из Назарета особо Мессией и не почитаю, да и вообще мало чего о Нём знаю»? Можем ли мы представить, чтобы такая «вера» была сочтена достойным основанием для принятия Крещения – не говорю уже у апостолов, но хотя бы у Василия Великого? У Златоуста? У Николая Чудотворца? Да эти святые переворачиваются в своих золоченых раках при виде того, во что вы, современные горе-архипастыри и горе-пастыри, превратили Святую Церковь!

P.S. Один российский епископ, прочитав мой опус, написал мне личным сообщением в Фейсбуке: «Отец, Вы как то в неприличной форме подали свою критику». Что поделать, если уж наша современная «церковная бытовуха» стала настолько неприличной, что прилично о ней говорить – неприлично! Моя цель – встряхнуть нашу систему, заставить задуматься тех, от кого зависит принятие важных решений. Еще раз подчеркну, что я бью не по лицам, а по сложившимся механизмам работы системы. У нас много хороших (по человеческим качествам) архипастырей и пастырей, но я еще не встретил ни одного архипастыря, который бы решился изменить систему фальши, заменить в ней фейковые детали и внести в Церковь живую струю апостольской жизни. Об этом болит моё сердце…"
http://abbatus-mozdok.livejournal.com/1205871.html

  • 1
пусть не бздит этот недоуч еще пусть дуракам сказки рассказывает про 19-х попов скоро в 12-ть будут принимать еще чего горожане с образованием со всякими недоумками будут еще здороваться на рубль тебе феогност и радуйся

(Deleted comment)
какие труды таковы и вывески реквизитов

Поп-лоббинг

(Anonymous)
\...На мою реплику, что вино епархиальной лавке продается «кагор соборный, для мытья уборной» в пластиковой таре (что противоречит всем международным экологическим и пищевым нормам, т.к. алкоголь, растительные масла и молокопродукты вступают в химическую реакцию с пластиком, что весьма губительно сказывается на здоровье), ответствовал о.секретарь: «Я с Вами согласен, о.Феогност, согласен, но в стекле вино будет на порядок дороже, а вообще в пластик его разливаю на складе – никто ж не мешает потом его перелить в бутылку, там у себя на приходе»...\

Как священники продвигают интересы водочников и борются с ФАС
http://theins.ru/ekonomika/17850

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Сказано ещё в XVII веке

(Anonymous)
"...ростовский портной Сила Богдашко в 1657 г. заявлял ростовскому
митрополиту Ионе: «Личины вы свои пишете на иконы, а служба ваша
игралище, а не служба. . ."
http://ec-dejavu.ru/r/Raskol.html

Прекрасная статья проф. Б. Успенскаго.

Ну и шёл бы себе в униадскую церковь, чё людей смущать? Как задолбали уже эти либералы, -сам таким был, -дурным нытьем. Ничего никогда не изменится. И сам ты, аббат Пушков, здесь потому, что тебе нрааавится, когда тебе ручку лижут, коей ты свою сакральную жопу подтирал. Будь как все, глядь, или уходи.

Сколько таких выскочек - недоучек у нас , просто жах...три книжки западных богословов полистают и давай по ушам терпеть людям порядочным , а при небольших испытаниях начинают то мусульманство принимать , то папу римского поминать, то очередному Сталину зад лобзать..

это ты про себя, выблядок? а ну ка выставь библиографию своих ЛИЧНЫХ трудов, а так же библиографию ПРОЧИТАННЫХ тобою книг.

(Deleted comment)

Re: кагор в пластиковой таре

(Anonymous)
да недоразвитый он идиот даже в огромных итальянских коммерческих центрах продают вино разлитое в пластик или в специальные пластиковые бурдюки

Re: кагор в пластиковой таре

ПВХ почти полностью ушло из производства емкостей, полипропилены и полиэтилены. Они вообще химически нейтральны к спиртам.

(Deleted comment)
(Deleted comment)

не могут здороваться со священником "на равных"!

После таких слов читать дальше перестал. Тошнота.
О власти размечтался папаша. А слугой быть мирянину не в жилу?
Иногда задумываюсь. Почему начиная от Константина христиане всю свою историю убивают друг друга? Может именно потому, что перепутали служение с властью и Господь вот уже много веков никак не вразумит?
Господи! Почисть мозги и души слугам Твоим, а то они не ведают что творят.

(Deleted comment)

Да потому, что много званых

Значит вот эти "званые" и управляют в церкви? Значит не всё так свято в датском королевстве?

Re: не могут здороваться со священником "на равных"!

+

Правильно, лучше совать нос в мп монастырь, чем убраться у себя на Афоне от пидарасов путём введения богородичного спецназа Греции.

Сами-то поняли что написали? Винегрет какой-то.

Пушков не может восприниматься всерьез, как человек весьма странный в плане психического состояния, мягко говоря.

Все его рассуждении при наличии интересных и правильных замечаний в данном тексте - это рассуждение человека системы. И выпрыгнуть он из нее не может. Особенно это заметно на его "культе священства" - каким образом он может внести живую струю апостольской жизни, если сам он к ней никакого отношения не имеет. И никакого братства раннехристианского он не признает.

Тольку от его встряхиваний - НОЛЬ.

ты, быдло, на свое психическое состояние смотри. еще один совдеповский выблядок с "диагностикой по юзерпику".

сказал я, лукаво подмигнув наивному старцу…

Весь в белом Д'Артаньян))) так смешно обиделся, что за стол не позвали...

Смотрите .. Это шлем великого Зингрифрида

Феогност - богословец

Собралось 36 деревенских мужиков, половина из коих «Символ Веры» на память не помнит, а их про рясы и фиолетовые колпаки камилавки спрашивают.

Но ведь у нас, простите, в подавляющем большинстве недоумки, а не пастыри; «требники», а не богословцы.

У нас священники не умеют проповедовать, нет понимания ни сути Таинств, ни основ вероучения не только у горе-паствы, но и у горе-пастырей!

Судя по всему в полку спасителей Церкви пополнение.

На сходке грузинских воров в законе было принято решение заменить Иосиифа Кобзона на Фотия Лифшица.

Но при этом попы должны быть сакральными. Умилительно.)

Старовойтова молит Христа, что бы вы все скорее вошли в царствие небесное и сели одесную отца в Магадане.

Вам понравится: http://ukraina.ru/analytics/20160102/1015233612.html

Правда, может, вызовет некий диссонанс...

Митрополит Онуфрий производит впечатление трезвомыслящего человека.

Да. Но падре Калаказо может думать иначе... Молчит.

  • 1