kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Монастырско сидение...

Древнейший Муромский монастырь Благовещенский
стоит по соседству с женской обителью Святой Троицы,
в десяти шагах друг от друга
и в совковые времёна экскурсоводы любили рассказывать
про подземный ход соединявший две обители
и то как монахи бегали к монахиням
для соответствующих эрототических ристалищ
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9575812/ .
К чести русских обителей
следует утверждать, что в их стенах
подобного никогда не наблюдалось.
И если уж и происходило разложение духовное,
то несколько по иным началам.
В 1914 году братия Благовещенского монастыря
пожаловалась в Консисторию на своего игумена Николая Строева,
постриженика из белого духовенства,
обвинив в его общетиповом регистре
возможных преступлений: в пьянстве,
курении табака,
в нецеломудренном поведении,
в употреблении мясной пищи,
жестоком отношении к насельникам,
и в растрате монастырских денег.
В свою защиту игумен Николай и написал
интереснейший документец.
Привожу его по архивным данным с некоторыми купюрами:
"...На меня самое удручающее впечатление произвел монастырь в первый раз: здесь иеромонахи не носили ни ряс, ни крестов наперсных, ни клобуков, ни четок, ни на одном из послушников не было подрясника, богослужение совершалось с большой небрежностию и с нетерпимою скоростию; не было в монастыре ни общей трапезы с чтением житий святых, ни общих вечерних молитв.
В храме, не говоря об общем хаосе и нечистоте, стоять было невозможно от смрада и угара. В келиях, кухне и трапезной была буквально мерзость запустения с опрятностию терпимою разве только в кузницах. В монастыре не было запасено ни дров, ни сена, ни овса. Слуховые окна в монастырских корпусах оказались все с выбитыми стеклами и в них, конечно, навеяло на чердаки сугробы снега. Люки на крышах храмов никто не позаботился закрыть на зиму, а в весеннее и осеннее время через них, очевидно, лил дождь во внутренность храмов.
Хорошие послушники были изгнаны из монастыря, а оставшиеся были или запойцы или постоянные пьяницы, которыми даже форточки, вьюшки и крышки были выломаны и пропиты, не говоря уже о более ценных вещах монастырского инвентаря, которым предстояло обзаводиться вновь, как после пожара из настоятельских покоев было буквально все расхищено: не оказалось в них ни мебели, ни письменных принадлежностей, ни чайной, ни столовой посуды.
В довершение всего этого и жить там оказалось невозможным, так как перед моим приездом раскалили ни разу за зиму нетопленные печи до того, что они лопнули. И пришлось мне поместиться на зиму в прихожей настоятельских покоев, где только и могло сохраняться тепло. В этом убогом помещении, чтобы войти в курс дела перед составлением годичной отчетности, мне нужно было разобраться в грудах монастырских документов, нужных и не нуж­ных бумагах и упорядочить их. Оказалось, что даже денежные документы не согласовались с записями по другим монастырским документам, а в приходно-расходных книгах значились фиктивные расходы. Так, например: за 1912 г., под 88 статьею за 16 декабря из оправдательных документов значится в расходе 250 руб. на излечение Архимандрита Иннокентия, умершего в ноябре месяце, и под следующей 89 статье значится выданных старосте Напольной церкви процентных с капитала 129 руб., тогда как старостою получено только 70 руб. и т.п. Все, означенные по монастырю документы, мною, конечно, были поставлены на вид о. Илье, как исправляющему обязанности настоятеля и через это я в лице его нажил себе врага. Не желая выносить сор из монастыря, а также во избежание су­дов и следствий, я конфидициально сообщил об этом покойному архиепископу Николаю (архиепископ Владимирский и Суздальский) и получил ответ от него через епископа Митрофана (епископ Муромский, викарий Владимирский, имевший жительство в Муромском Спас­ском мужском монастыре), что не стоит тревожить кости покойного Архимандрита Иннокентия.
Я повиновался и предал это суду Божию, но злоба о. Ильи ко мне через это не прекратилась. В последнее же время она достигла даже крайних пределов из-за того, что его просьба о перемещении в какую-либо пустынь не удовлетворена Вашим Высокопреосвященством якобы из-за меня, и о. Илия после этого стал уклоняться от соборного служения со мной, а если когда и служит, то на мои возгласы за литургией: "Христос посреде нас!" - ничего не отвечает ...
Одно могу с достоверностию утверждать, что (других) врагов в монастыре у меня больше нет... Они дальше моего живут в монастырях, куда попали, очевидно по нужде, без всякого призвания и надлежащего понимания иноческой жизни, составив по собственному, должно быть, опыту превратное понятие о монастырях, как месте пьянства и распутства. Я же - недавний насельник монастыря и презрел мир с полным сознанием того, что и для чего сделал, прекрасно понимая, что безобраз­ничать в миру менее безнравственно, чем в монастыре; там бы я и оставался, если бы желал безобразничать, но никогда не пошел бы в монастырь, даже и не подумал бы о нем.
Правда, если бы я знал положительно, что в монастыре придется жить среди иноков, не знающих элементарных правил приличия и вежливости, безгранично упрямых, самолюбивых и способных только клеветать, то счел бы за лучшее в миру устроить монастырь себе..., я и тогда не только не пил, но всеми силами своего разумения старался искоренить в братии этот застарелый и гнусный порок, с которым унаследовал ее от своих предшественников. "Кто же у вас в монастыре не пьет?" спрашивал я исправляющего должность настоятеля о. Илью вскоре по приезде в монастырь - "Все пьют!" ответил он, не выключая и себя самого. С такой братиею не до пьянства и не до непробудного сна!
Не братии приходилось будить меня, а наоборот - мне братию. Я до гроба не забуду то тяжелое время когда, оказавшись в разоренном гнезде, от расстройства я не мог заставить себя спать более 3-4 часов в сутки, страдая при этом мучительной болью зубов. Я не знаю, как и благодарить Бога за то, что не стало вина: это весьма облегчило труд управления монастырем. О, если бы этого зелья не было никогда!!! Такого мнения я о винопитии.
Я не считаю обидою со своей стороны своих правдивых замечаний братии какие нахожу нужным сделать и делаю по долгу и совести. И рад бы не говорить, но кто кроме меня призовет к порядку распущенную и свое­вольную братию, стонущую здесь от всяких замечаний. - Мог ли, например, я обойтись без замечаний, видя о. Илью пришедшим в трапезную на обед с своею рыбою и водкою для приправы монастырских блюд, казавшихся ему маловкусными. По этому поводу я вынужден был сделать замечание о. Илье раз, - он счел это за придирку с моей стороны; пришлось говорить другой и третий раз настойчиво и категорично, чтобы в трапезной подобных своеволий не делалось. Вот еще картина: поет о. Илия сам по себе врознь со святыми упокой за ранней литургией. Чтобы поправить его, подпеваю я, он не понимает. Приближаюсь и говорю: "ведь врознь поете". И о. Илия моментально заболел: у него затрусились руки от трех только слов мною сказанных. Едва отслужив литургию, он болел целые две недели от переутомления.
Приняв в плачевно-жалком и ограбленном состоянии монастырь, в котором было дожито все до последней возможности, о чем сказано мною выше, мне грабить осталось нечего, если бы я был даже и способен к этому... В монастырь я тоже очень много привез своего добра с места прежней службы. Старожилы монастыря дивились и говорили: "все монастырские жители обычно вывозят из монастыря, а новый настоятель семь возов добра в монастырь привез". Сумма монастырских доходов в билетах не только не расходовалась, но даже на 300 руб. увеличилась и значится и по описи и по приходно-расходным книгам. На личные суммы, получив которые, я будто бы начал пить, целиком пошли на заготовку дров, овса и сена... Не от грабежа же увеличились при мне и доходы монастыря...
Клевет­ники мои закрыли глаза свои на все, что сделано мною на пользу св. обители, и во вред последней хотели бы, черня своею пасквилью меня, оттолкнуть от монастыря единственную крупную благотворительницу его купеческую вдову Ольгу Александровну Тагунову, расположенную жертвовать в монастырь до моего поступления по той причине, что здесь погребен ее муж. Не будь этого, она вероятно, и не заглянула бы в здешний монастырь. В одно время она намеревалась во чтобы то ни стало даже исходатайствовать у кого следует разрешение вырыть останки мужа и похоронить в другом кладбище в виду того, что и за солидную с ее стороны плату грубые и маловежливые иеромонахи отказывались ежедневно служить панихиды на дорогой для нее могиле.
Только покойный Архимандрит Иннокентий уговорил ее не делать этого, дав слово, что сам служить будет панихиды по ее мужу, если не пойдут иеромонахи, и, - как передают, - часто служивал. За это она была им очень довольна и в благодарность слала ему, особенно перед его кончиною, пищу с своего стола, но не мясо. Оказывается, если бы не эта сердобольная, 65-летняя, благочестивая старица, то покойный Архимандрит помер бы без напутствования таинствами Причащения и Елеосвящения, так как перед смертью был совершенно оставлен на произвол судьбы братиею монастыря... от 28 декабря 1914 года ..."
Меня же самого в сём оправдательном письмеце удивляет
порождённый синодальным времечком тип
игумена бюрократа: принять монастырь
и свету белого не видя
на полгода засесть за финансовую отчётность
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9302003/...
Tags: По Муромскай дорожке
Subscribe

  • Постоянные скандалы вокруг архиереев...

    Из вечерней почты: в продолжение темы "Кругом полно архиереев мерзавцев. Я бы сказал 95% всей РПЦ..." "Постоянные скандалы вокруг архиереев. Но…

  • Автора – на сцену!

    Из вечерней почты: "Кто автор последних постов про Савву Михеева на страничке у Дедульки? Вологодские? Нет, за редким может исключением. За год,…

  • Молчание Архиерея...

    Из дневной почты: в продолжение темы "игумен Паисий Новоженов": "Молчание Архиерея. Где находится Паисий Новоженов, до сих пор не ясно ……

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Постоянные скандалы вокруг архиереев...

    Из вечерней почты: в продолжение темы "Кругом полно архиереев мерзавцев. Я бы сказал 95% всей РПЦ..." "Постоянные скандалы вокруг архиереев. Но…

  • Автора – на сцену!

    Из вечерней почты: "Кто автор последних постов про Савву Михеева на страничке у Дедульки? Вологодские? Нет, за редким может исключением. За год,…

  • Молчание Архиерея...

    Из дневной почты: в продолжение темы "игумен Паисий Новоженов": "Молчание Архиерея. Где находится Паисий Новоженов, до сих пор не ясно ……