kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Апокриф о соединении Церквей...

Достопочтенный протопоп Андрей Берман, он же andber,
опубликовал на злобу дня
любопытный документ эпохи 70-х –
"АПОКРИФИЧЕСКОЕ ДЕЯНИЕ VIII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА".
В коем приведенные риторические пассажи (псевдо)Никодима Ротова
совпадают тютелька в тютельку с нынешней риторикой патриарся Кирилла.
Сей апокриф достаточно точно отражает
апокалипсные настроения,
бродившие в 70-х внутри церковных стен,
конформизм и флюгарство "чекистов в рЯсе" –
иерархов Пимена, Никодима, Ювеналия
и народное уважение к забугорному митрополиту Антонию Блуму:

andber: "Вопрос экуменизма является сегодня едва ли не самым важным для православной прицерковной среды. Достаточно сказать, что отношение к экуменизму – один из важных пунктов разделения между официальным православием и истинно-православным движением. В недавней истории с епископом Диомидом вопрос об экуменизме так же стоял на первом месте. Поэтому представляется весьма важным публикация апокрифического текста, посвященного восьмому Вселенскому собору, с которым многие православные связывают наступление эры антихриста и гонений на истинную церковь.
Сама по себе традиция составлять подложные церковные документы имеет многовековую историю. Вспомним, хотя бы т.н. Лжеисидоровы декреталии, которые долгое время относили к эпохе императора Константина Великого и Папы Сильвестра. Подложность этого документа была доказана итальянским гуманистом Лоренцо Валлой. На российской почве известность получило «Деяние на еретика Мартина-армянина», составленное нижегородским епископом Питиримом для борьбы со старообрядцами. Подложность этого «Деяния» была блестяще доказана старообрядческими богословами и публицистами Андреем и Семеном Денисовыми. Кстати сказать, дело по разоблачению этого документа стоит у истоков российской палеографии. И вот, как видим, эта древняя традиция дожила до наших дней.
В 1960-е гг. советское правительство решило использовать участие РПЦ МП в экуменическом движении для экспорта коммунистических идей и укрепления своих позиций на международной арене. Главой синодального Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) становится митрополит Ленинградский Никодим, который активно включается в эту игру, пытаясь (и небезуспешно) получить некоторые преференции и для самой РПЦ МП. Особенно тесными связи митрополита Никодима были с Римской церковью. Католические иерархи стали частыми гостями в СССР и нередко принимали участие в различных молебствиях в православных церквях. Общеизвестно весьма прохладное отношение русских православных к католицизму и неудивительно, что в церковной среде поползли слухи о том, что Никодим тайный католик и готовит соединение РПЦ МП с Римом. Другой формой использования коммунистами церкви стали частые форумы «миролюбивых сил». Отчеты обо всех этих мероприятиях занимали едва ли не большую часть тогдашних номеров церковного официоза «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП).
В глазах представителей «прицерковного круга» участие МП в экуменическом движении и «борьбе за мир» однозначно воспринималось как обмирщение церкви. Тем более, что «железный занавес» в 1960-х – 70-х гг. был недостаточно плотным и в советскую церковную среду время от времени попадала литература выпускавшаяся Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ), которая как раз в это время, при предстоятельстве митрополита Филарета, взяла курс на осуждение экуменизма. И вообще, прицерковная среда в СССР была в значительной мере антисоветской и на любые действия церковного руководства смотрела с этих позиций.
Истоки антисоветских настроений в церковной среде следует искать еще в 1920-х гг. когда был нарушен нормальный порядок функционирования церковных институтов, что вызвало затяжной религиозный кризис в российском православии, до сих пор еще, в какой-то мере, не преодоленный. В ситуации религиозного кризиса берется под сомнение легитимность вновь возникших церковных органов, адаптация к ситуации кризиса проявляется в апокалипсических и мессианских настроениях. Избрание патриарха Алексия I в 1945 г. внесло некоторую стабильность, но эта стабильность была очень неустойчивой и при малейших изменениях ситуации эсхатологические настроения вспыхивали вновь. Именно желание адаптироваться к ставшему перманентным кризису легитимности руководства РПЦ МП и породило публикуемый ниже текст.
Автор сочинения остается неизвестным, несомненно только то, что он был достаточно хорошо знаком с материалами ЖМП, которые и послужили для него источником. Возможно, автор текста принадлежал к истинно-православному движению (ИПХ), о чем свидетельствует призыв не посещать церкви РПЦ МП. Однако, следует иметь ввиду, что в этот период граница между МП и ИПХ не всегда четко просматривалась и истинно-православные, как более сознательные и активные верующие сильно влияли на прихожан МП (что, впрочем, происходит и теперь).
Имеющийся у меня список апокрифа не является авторским экземпляром, он явно не один раз был переписан. Данный список происходит из среды истинно-православных христиан-михайловцев – последователей Михаила Ершова [1].
Текст написан от руки, шариковой ручкой, на тетрадных листах в клетку. При публикации я сохранил особенности авторского стиля, исправлены некоторые очевидные грамматические и синтаксические ошибки, мои вставки в авторский текст, необходимые для понимания смысла, заключены в угловые скобки.

Открытие восьмого вселенского собора, в городе Загорске Троицко-Сергиевской лавры. 5 июня 1976 г.

Всего присутствовали 935 человек.
Закрытие собора 15 июля 1976 г.
Открыл собор патриарх Пимен.
– Дорогие собратья по духу и вере. Сегодня мы собрались здесь, в городе Загорске в Тр. Серг. Лавре, для того, чтобы решить на всей планете, однако я надеюсь что мы придем <к> такому мнению: и пусть Господь поможет нам в этом нелегком для нас деле, я думаю, что религия должна стать единой для всех народов, чтобы не было распрей и войны. Мы должны добиться мира, заключить и соединить свою религию во едино и сильною для всех силу Господню, (л. 1) как вы уже знаете, что все западные христиане исповедуют католицизм. Мы, русские, исповедуем Православно-Христианскую. Давайте проголосуем, кто за объединение православия <и> католицизма пусть опустит в урну свой голос. Опустили почти все кроме 30 человек, кроме двух патриархов, четырех епископов и 24 священников.
– Ну что, проголосовали все единогласно, значит нам нужно исполнять религию католическую, пусть Господь Благословит люди своя миром. Аминь.
2. Далее выступил Папа Павел [2] и он сказал: «Я рад, что вы приняли единую веру Апостольскую католическую, ведь разница небольшая с православием. За то будет мир, на всей планете, и мы добьемся мира, так как мы христиане (л. 1 об.) должны добиваться этого прочного мира, и пусть нас всех хранит Бог. Аминь».
– Далее выступил патриарх Илия Иерусалимский [3], который не признал католическую церковь, он сказал: «Дорогие Собратья по духу, как вы смеете дойти до этого, изменить своим Отцам, своей христианской вере: вы умный народ. Крестились в Него, в нашего Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя; но почему вы решили изменить Господу нашему Иисусу Христу; или вы хотите быть как Иуда, предатель Господа нашего Иисуса Христа! Ведь добиться мира можно было бы и другими путями. Потому я заявляю, что я не признаю с этих пор больше патриарха Пимена своим собратом, преемника католицизма, отступника от веры (л.2) Христовой, Греко-Восточной церкви. Пусть Господь сохранит нас в правой вере всех христиан. Аминь.
3. Выступает Никодим [4]: «Я рад, что мы объединились во единую Церковь Апостольскую Католическую. Теперь мы можем добиться мира на всей планете, ведь все народы жаждуют мира, и не знают как его добиться. Пусть в религии, которую мы сделаем послужит нам в помощь миру».
– Выступил Вили Брант [5], секретарь папы II: «Мы приложили все усилия для того, чтобы восторжествовал Мир на всей планете. Я рад, что церковь объединилась во единую. Я сделаю то, что в моих руках, силах. Я буду теперь (л. 2 об.) молиться за мир во всем мире. Божие благословение на всех нас. Аминь».
– Выступление Архиепископа Авелия [6]: «Дорогие братия, я тоже не признаю католическую веру, т.к. я крещен в Православной вере и умру в ней. Пусть Господь поможет мне и всем тем, которые не признают католическую церковь. А Вы, Ваше Священство, оказались Иудою, предателем своей веры. Мы надеялись, что Вы не согласитесь принять католическую веру, но вы приняли ее, потому с этого времени мы больше Вас не считаем своим отцом».
Далее выступ. священник от 24 человек, которые не приняли католичество: «Мы, священники, 24 чел. не признаем католицизм, мы крещены в (л. 3) русской православной церкви, приняли русскую православную христианскую веру и мы с этих пор не признаем и не желаем больше Вашего Священства. Мы будем признавать Вселенского Патриарха Константинопольского Григория [7], путь Господь поможет нам донести крест святый и сохранит веру до конца дней своих. Аминь».
– Выступл. католич. пастора: «Приветствую вас всех, я рад за вас всех в том, что вы согласились принять единую веру, католическую, пусть Господь поможет вам всем нести свой крест до конца своей жизни. Хотя здесь осуждают многие патриарха Пимена, и не хотят его признавать (л. 3 об.), как Патриарха, я думаю, что они ошибаются в этом, он принял веру лишь для того, чтобы был мир на всей планете, а те, которые не хотят с ним мириться, значит не хотят мира. Пусть Господь ему поможет вынести свой тяжелый крест, который выпал на его долю. Аминь».
Выступ. Патр. Пименъ:
– Я прошу священников в составе 24 человек снять с себя кресты и подать их мне, я лишаю их сана, они меня больше не признают, считают что я язычник, Иуда, предатель своей веры, так я и их не признаю больше.
Выступление Антония,
Митрополита Лондонского [8]:
– Вы сняли кресты, я на них (л. 4) надену, и восстановляю сан сам по благословению патриарха Григория и Илии. Я говорю и благословляю и восстанавливаю им сан, прошу священников iереев надеть кресты на себя, и продолжатьсвой пастырский долг, пусть Господь поможет всем вам. Аминь».
5. Выступл. Патриарха Григория Константинопольского: « Ваше Святейшество, я прошу Вас, хотя это для Вас будет и горько, снимите с себя мою награду Крест и Панагию и передайте мне немедленно. Но все, я католиков больше не признаю и не хочу знаться с отступниками Христовой Веры, и с теми, которые их признают, мы удаляемся с собора, но (л. 4 об.) но все равно весь народ не обманут, хотя вы собрали подписи, но собрали их обманным путем, ложь всегда побеждает, но правда восторжествует на Земле.
Хотя будет гонение на христиан, но оно было с рождением Христа, так и мы будем жить и все так же жило Христианство и исповедовало веру Христову. Так и мы будем жить до конца дней своих и победим, да будет с нами сила Господня от ныне и до века. Аминь».
Выступ. митрополит Юбинят (sic) [9]: «Я принял объединение с большой любовью и сердечностью, пусть Господь да поможет в этом<й> нелегкой жизни и службе с сближением и службе <с> католи<ци>зма<ом> для того, чтобы был мир на всей (л. 5) планете, дя, я знаю, что многие противятся нашему объединению, но то воля Божия, <кто> противится нам тот противится Кресту Господню».
– Выступл. Архиеп. Павла:
«Вы, митрополит Юбинят, говорите, что кто противится вам, тот противится Кресту Господню. Вы ошибаетесь очень во многом. Это и есть ваше отступление от креста Господня. Вы отказались от имени Iисуса Христа, от его святых молитв, от Иже Херувим и от Символа Веры. От самых главных молитв, на чем только держится наша Церковь и мир, но вы это наверное не замечаете, потому, что приняли католицизм. Пусть Господь подаст на здравие и душе спасение. Аминь». (л. 5 об.).
Заключит. слово Пимена:
«На этом наш собор мы заканчиваем. Решения соб. должны вступить в силу с 15 июня 1976 г. Нужно тихо, скрытно и медленно подходить к постановлению собора. Так, чтобы народ не понял. Да сохранит вас всех Господь. Аминь».
Выступл. катол. пастор:
«Я прошу простить это грубейшее нарушение католических правил, не подчиняться своему пастору, поэтому я прошу их образумится и принести покаяние и подписать за что проголосовали почти все, пусть Господь уразумит их во веки. Аминь».
Выступл. священника: «Прошу вас, дорогие собратия, сегодня <в>последний день собора мы (л. 6) не довольны вашим поведением и постановлением вынесенным в собор.
Этот собор не православный, я не согласен с его постановлением. Я разнесу своему народу о том, что патриарх и его преемники подписались за католицизм. Я им разъясню то, что ходить в церковь нельзя, в свои руки власть возьмет антихрист. Вы отверженники веры Христовой. Пусть всех православных и верных в своей вере сохранит Господь. Аминь».
Воззвание Патриархов Илии и Григория.
Дорогие братья и сестры, призываем на вас Божия багословения. Будьте стойкими и мужественными на своем пути и не сходите от него, хоть и тернист путь (л. 6 об.) наш будет, но вы не ходите в церковь и все молитесь дома, ни чего не бойтесь, будьте мудры и кротки как голуби. Если погонят вас за веру Христову идите с молитвою за это получите венец от Бога.
Я буду молиться за вас всех под его животворящий крест Господень. <Нас спаситель Господь Iисус Христос>». (л. 6.об)

Примечания

[1] Подробнее о михайловцах см. мою книгу «Материалы по истории движения истинно-православных христиан-«михайловцев» – Чебоксары, 2007.
[2] Имеется ввиду Папа Римский Павел VI.
[3] Патриархом Иерусалимским в 1976 г. был Венедикт I. Возможно произошла контаминация титула Иерусалимского патриарха и личности митрополита Гор Ливанских Илии (Карама), в 1940-х – 50-х гг. посещавшего СССР. С именем этого иерарха связано несколько популярных в России легенд.
[4] Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) († 1978) , в 1960 - 70-х гг. выдающийся иерарх РПЦ МП, известный своими латинофронскими взглядами и экуменической активностью.
[5] Здесь мы имеем дело с ошибкой переписчика. Вилли Брандт был канцлером Федеративной Республики Германии в 1969 – 1974 гг. и не имел к церковным делам никакого отношения. В данном случае речь идет о кардинале Иоганне Виллебрандсе, отвечавшим в римской курии за православно-католический диалог при Папе Павле VI, и в этом качестве часто посещавшим СССР и даже выступавшим с проповедями в православных церквях. Судя по всему, переписчик имеющегося у меня списка не слишком разбирался в тонкостях церковной политики, поэтому перепутал кардинала с канцлером, имя которого в 1970-е гг. часто звучало по советскому радио и ТВ.
[6] Возможно имеется ввиду иерарх РПЦЗ архиепископ Сиракузский Аверкий (Таушев), известный в СССР по самиздату.
[7] Константинопольским патриархом в 1976 г. был Димитрий I. Почему автор говорит о патриархе Григории сказать сложно, быть может, здесь имеется воспоминание о св. Григории Богослове, который был некоторое время патриархом Константинопольским. Из активных церковных деятелей 1970-х гг. на ум приходит только имя несторианского митрополита Павла Мар Григория, часто упоминавшегося на страницах ЖМП.
[8] Митрополит Сурожский Антоний (Блюм), популярный проповедник, активный участник экуменического движения. Митрополит Антоний долгие годы был постоянным ведущим религиозной программы русской службы BBC. Для многих верующих людей в СССР эти передачи были важным источником религиозной информации, возможно поэтому митрополит Антоний воспринимался в СССР как стойкий борец за православие.
[9] Скорее всего имеется ввиду митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), влиятельный иерарх, постоянный член Синода РПЦ МП".
http://andber.livejournal.com/226786.html

P.S. В качестве примера экуменической риторики патриарся Кирилла
можно послушать самое последнее его выступление:


https://www.youtube.com/watch?v=sdyu6cn2M0M
Tags: Андрей Берман, Никодим Ротов, Осень патриарха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments