kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Андрей Кураев: патриарх глаголет ересь...

Из выступления на "Эхо Москвы" опального диакона Андрея Кураева:

</div>


О.Журавлева ― В воскресенье патриарх Кирилл выступил с предостережением о «глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни», подчеркнув, что многие отдают приоритет человеческим правам более, чем слову Божию. Комментарии, скажем, светской публики и комментарии людей, более вдумчивых в плане религиозном, они все-таки сильно разнятся. Так что же все-таки – объясните для светской публики – что имел в виду патриарх?
А.Кураев ― Дело в том, что и религиозные люди, которые вдумчивые и которые не обязаны обязательно заниматься стопроцентной апологетикой, они тоже в некотором недоумении пребывают от этих слов патриарха. Понятно, что это противоречит Конституции, ее 2-й статье, которая человекопоклоннически и еретически объявляет права человека высшей ценностью. Что теперь с Конституцией должен делать православный человек, я даже не дерзаю предположить.
Второе: «права человека противопоставляются слову Божию». Но дело в том, что в некотором смысле слово Божие как раз без человека не существует. Это слово, адресованное человеку, записанное человеком, читаемое человеком, толкуемое и перевираемое человеком и передаваемое человеком к человекам же. Поэтому здесь без антропного фактора никак не обойтись. Одна и та же самая Библия на тысячу ладов толкуется в разных головах и толкуется людьми.
И поэтому претензия «давайте жить только строго по Библии» – это обычно претензия, простите, сектантского гуру. В 90-е годы мы это видели на каждой лице Москвы и других городов, когда уличные проповедники – молодые люди, а иногда и бабушки-иеговистки — подходили и говорили именно это: «Давайте жить по Библии! Вот мы живем (мы - адвентисты, харизматы, пятидесятники, баптисты…) по Библии, не то что эти православные».
Вы знаете, человек, который не замечает, что у него очки на носу, может вызывать улыбку, если это наивная бабушка. Тут можно улыбнуться и попробовать объяснить, что любой текст – газеты, Ленина, Льва Толстого, Библии или Корана –ты сам оживляешь своими глазами. Ты туда проецируешь, вчитываешь свои смыслы. Есть проблема, которую Гадамер назвал «герменевтическим кругом»: я могу вычитать в тексте, что я уже в принципе заранее предугадываю и знаю.
Есть люди, которые достаточно бескультурны, чтобы этого не понимать. Им кажется, все понятно: «Вот я это вижу – значит, это очевидно».
А патриарх все-таки к этим людям не принадлежит. Поэтому, когда человек с богословским, философским вкусом, культурным вкусом, образованием начинает говорить: «Вот такой-то текст точно утверждает это, и мы точно это понимаем и этим руководствуемся», то это некий сигнал тревоги: осторожно, мы оказались на грани манипуляции, и этот человек, громко отрицая свою субъективность, на самом деле оправдывает свою власть и свои претензии.

О.Журавлева ― То есть вы хотите сказать, что цель этого высказывания патриарха была вполне конкретна?
А.Кураев ― Конкретна. Это говорилось для одного человека — для президента. Я довольно долго работал в Патриархии, в том числе, спичрайтером речей патриарха, и поэтому я понимаю, для каких ушей, когда какие слова вставляются. В данном случае посыл был такой — раз у нас идет «холодная война» с Западом, она нуждается в идеологическим оправдании. А Запад всегда Советский Союз (сейчас у нас Советский Союз-2) шпыняет именно правами человека. Так значит, мы должны дезавуировать эту шпильку, и церковь тут готова помочь Киселеву. Вот и всё.
А главное – служи Родине опять же в ее аппаратном понимании. В какую Сирию она тебя пошлет, туда ты послушно должен лететь и можешь даже живым не возвращаться.

О.Журавлева ― Интересно. Значит, приоритет человеческим правам на самом деле может существовать для христианина?
А.Курае в ― В христианстве все очень сложно в этом вопросе, потому что, с одной стороны, мы говорим, что человек служит Богу, но христианский Бог, в отличие от мусульманского, извините, служит человеку. И это в Символе веры, в Кредо христианства прописано: «Нас ради человек и нашего ради спасения» Бог воплотился и пошел на крест. Святой Иоанн Златоуст в 5-м веке говорит, что Бог сделал себя слугой нашего спасения.
А главное – если ты хочешь служить Богу по евангельски, ты не можешь служить Богу иначе, как служа человеку, ближнему своему.
И тут возникает вопрос: зачем эту гениальную красоту и сложность надо было редуцировать до вот этой формулы, которая прозвучала в патриаршей проповеди. Простите, ересь, именно это, потому что ересь – это упрощение. Ересь – это упрощение истины, когда срезают обертона, срезаются контрмотивы какие-то, и остаетя только один тезис из множества контекстных. Вот в данном случае имело место, такое опасное упрощение в данной проповеди нашего патриарха".
http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1735540-echo/

P.S. отец Андрей, как всегда, лукавит: Его Святейшество
вовсе не "человек с богословским, философским вкусом,
культурным вкусом, образованием".
8 лет протирания штанов духовных семинарии и академии
будущий патриарсь сдавал "экстерном" (по два курса за год - 8 лет за 4 года),
на положении "келейника митрополита",
ни разу не отсидев ни одной бурсацкой лекции
и не выходя даже из покоев столь любимого им аввы Никодима.
Представления о Господе Боге у аввы Кирилла
(с его жизненным кредо, что "прощать – было бы некоректно"
и что "добро, без силы (возмездия) существовать не может") –
скорее, ветхозаветны, как о Боге-судии и Боге-карателе.
Но все-таки Его Святейшество не криптоиудей
и совсем никакой не еретик,
поскольку истоки его амвонных звяцаний не религиозны,
не христиански и даже не ветхозаветны
и до сих пор питаются совсем из другого источника:
"многие люди не верили в Бога, но они оставались носителями нашего национального духовного кода, нашей национальной православной цивилизации, даже не сознавая этого".

О сем и мой ветхий днями скрипт:

kalakazo: "И то, что Его Святейшество – родом из сталинского мифа,
я уже поминал, только корни у него вовсе не возвышенно кремлевские,
а охтинско-паханские:

Духовный паханизм...

25 апреля, 2012
Наш патриарсь Кирилл Гундяев –
не только идеальный советский человек
и дитя послевоенной "холодной войны",
но ещё и (по своему урождению) Охтинец.
Судя по тому, как в незнакомых церковных текстах
Его Святейшество и доселе колобродит ни в зуб ногою,
к храмовой жизни его не приобщали,
школу он не окончил,
да и из поповско-отцовского дома,
где тоже не молились вовсе,
он ушёл достаточно рано.
Посему центровой в его становлении остается одно –
Ея Высочество Улица.
Большая и Малая Охта долгое время слыли
"выселками" Петербурга.
В дореволюционные времена
здесь скрытничали староверы,
таились от синодального сглазу
духоборы, хлысты.
Да и советская власть, со своим богоборчеством,
закрытием и храмовым сносом,
объявилась здесь уже только к концу 30-х годов.
Однако, в отличие от центра Ленинграда
с его "коммунальным раем",
на Охте можно было бытовать
в собственном, пускай и развалюшном,
деревянном домике.
Благодаря огородикам
охтинцы благополучно и пережили блокаду,
тогда как центровой Невский прошпект
вымер практически полностью.
После войны Большая и Малая Охта –
это район Аннушек-златоручниц, Петек-форточников
и Васьков-мокрушников.
С наступлением темноты
появляться в этом районе
было равносильно самоубийству.
И ещё даже в начале шестидесятых
в мусорных бачках
находили здесь отрубленные головы.
Охтинские пацаны – одна сплошная безотцовщина
с причесоном "под чубчик"
и кастетом в кармане единственных "брук" –
сбивались в стаи
и хаживали друг на дружку
улицами и слободами.
А коноводы пацанских стай
своими неокрепшими голосами
как раз и модулировали
эту свинцовую металлику
с глухим понижением на концах,
подражая "ворам в законе",
вышедшим только что с зоны "паханам".
И каково было выживать среди той улицы,
карликового, ниже среднего росточку,
двум братьям Гундяевым,
как не набираться того же самого
лагерного "паханизма"?
А ведь "паханизм" это не только глассолальные модуляции,
это ещё и стиль жизни: предельно дегуманизированный,
жестокий – "зуб за зуб" – с дисциплиною, "как на зоне",
своей корпоративной "этикой",
с непременным образом "чужака",
посягающим на строго очерченную
среду обитания волчье-стайного вожака.
Отсюда и становится понятным:
почему Усей-Пусей и соседа снизу,
"чужака из другой стаи",
посягнувших на самое святое –
на сакральную территорию Его Святейшества –
никак "нельзя простить"..."
http://kalakazo.livejournal.com/967132.html
отсюда:
Tags: Андрей Кураев, ВВП, Кирилл Гундяев, Осень патриарха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments