kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Новая лавка Лурье...

Искусствовед Вера Земскова, она же vera_z,
бьет в тревожный набат:
(лже)ебискуп Петрог(р)адский Вадим Миронович Лурье
решил покукловодить византийской группой
при Санкт-Петербургском Институте Истории Академии Наук.
Я, как первый биограф Вадим Мироныча,
посветивший ему целую сагу пирдуха,
начало здесь и здесь,
не мог пройти мимо сего Геростратного учинения:


vera_z: "подытожим" - (с) Е. Антипов. вспомнилось.)
Лурье решил захватить византийскую группу. Вернее, группа отдается ему сама, и даже прямо говорит об этом: «поруководите нами». Медведев устал, Лоре Герд не надо, она рада отменить свое обязательное присутствие на группе как ее секретаря. Так что печальников нет. Однако проекту лет 60, и бесславный конец – позор общий.

Они не знают, что у Лурье это обычный способ проживания жизни: взять чужое, подменить собою – и получить себе новую жизнь. Потому что своей нет, содержание доставляет жизнь других, все равно кого, лишь человек был чем-то увлечен. И всегда дело кончается разрушением того, что отобрал. Думает, что подставит себя, а все, что отобрал, станет работать на него. Всегда воровство, более или менее открытое. От отжима сообщества в жж у 20-летнего осетинского мальчика (сообщество умерло месяца через два) до неудобно сказать чего.
В прошлый раз, в конце марта был доклад Акентьева о том, как совпадают события европейской истории (начало Первой мировой войны, к примеру) с датами разрушения Иерусалимского храма (9 Ава = июль-август) и смежных с этим событий. Типа, иудейско-христианская традиции в новом приложении. Я сидела и думала: хорошо нет посторонних, стыдно же. Лурье воспользовался поводом (тема как бы близкая), пришел заранее – поговорить. Медведева легко купить самой пустяшной лестью. Собственно, и покупать не надо: он член редколлегии лурьевского журнала «Скриниум». Атака была лобовою и грубо-упрощенною. А вы редко собираетесь? А я думал… Неужели не найти докладчиков? Ведь есть студенты… А если последняя пятницы следующего месяца занята, можно же в другую пятницу. А я бы мог… Да-да, я буду говорить с Лорой (Герд) и Петей (Шуваловым). Взгляд на меня. (Да я знаю, что у любого маргинала потребность в сертифицированных, можешь не напоминать.) Я буду говорить с Лорой (Герд) и Петей (Шуваловым). Опять взгляд на меня. Внутренне я хохотала. Всякий раз лезет, будто вчера родился, и всякий раз, как не бывал ни в чем, рассчитывает на успех!
Он не появлялся на группе несколько лет, с халтурного доклада, когда попытался указать в известии о мученичестве супруги Диоклетиана свидетельство об арианстве Константина (точнее не помню); любимая тема: Константин как Александр Македонский (в идеальном представлении, все императоры были им). Доклад был слеплен второпях; похоже, докладчик рассчитывал, что смысл родится по ходу изложения. Пара почтенных дам не остались на традиционный чай, так расстроились.
Сегодня я шла как на потеху, воображая (всегда искреннее!) лебезенье Лурье перед Медведевым или кем понадобится. Но сегодня был следующий этап, приоткрывающий будущее византийской группы хоть и пока гадательно (1 Кор. 13:12), но, думаю, неизбежное. Ну, доклад, как всегда у него, из расширения чужой идеи («вы тут бумажку уронили») и, это началось относительно недавно, якобы естественнонаучного представления выводов. Цитаты из сирийских переводов в славянском переводе пяти посланий ап. Павла. 29 штук. И только в греческих переводах, циркулировавших вне Византии (это с прицелом в Кирилла и Мефодия, опиравшихся на сделанное сирийскими миссионерами до них). Но дальше надо искать, почему и как сир. цитаты попали в слав. перевод. И уже потом обсчитывать математически, много ли их, мало ли относительно всего корпуса, строить график местоположения цитат в тексте, и проч.. Нет, а давайте посчитаем, 29 сир. цитат -- много это или мало? Как посчитаем? А давайте посмотрим число отклонений в слав. переводе от правильного перевода с греческого. Что можно таким образом посмотреть? Какая количественная или содержательная связь может случиться между неправильным переводом с греческого и вставками из сирийского?
А так всё внушительно и высоко: модальности, индуктивная логика, асимптота. Математик и д. м. н. Слуцкий с возрастом стал мягче, поэтому без эмоций сказал уже с глазу на глаз что-то вроде: «да, как всегда».
А византийскую группу ждет последняя конвульсия. Само по себе не удивляет, учитывая отрицательный отбор в науку в провинциальном городе Спб в течение десятилетий и прочие факторы. Смерть естественна, но вот способ смерти зависит от многого и, как говорит некоторый личный опыт, зависит от нас самих (хотя и не угадать заранее, как эта зависимость проявится). Лурье из всего делает личную лавочку, даже из прихода у него получилась только мелкая лавка, и он сам в ней сидит (будучи в сане епископа, сам принимает исповедь: не доверяет, всё и все должны быть под контролем). Он срывался уже даже сегодня во время доклада на обращения к лично знакомым с намеками об их общих делах. Далее будут срывы в раздражении на тех, кто что-то скажет поперек, не так, просто скажет, если его захотят убрать совсем. (А как он может оскорбить всех присутствующих поголовно, я видела, когда его пустили попредседательствовать на секции на Торчиновских чтениях в СПбГУ на философском ф-те.) На мое возражение сегодня не сорвался, но быстро перевел разговор. Потом будет перерыв в докладах. Потом начнет водить девочек. Любит их. И будет кивать и рассуждать о перспективах девочек с истфака. После девочек уже не бывает ничего.
Как всякий маргинал, Лурье беспощаден и вводит членство (пока на словах) и иерархию (тут уж он постарается). М. В. Левченко создавал византийскую группу в 1950-х как лабораторию. Без членства. Что было после смерти Левченко, я не знаю (кажется, Пигулевская председательствовала). Потом Медведев. На столетии «Византийского временника» в 1994 г. дамы плакали, во время докладов, стоя на кафедре, вспоминали, как в СССР восстанавливали занятия Византией (не скажу: византинистику). Финал закономерный. Но какой!.. Как говорится у того же апостола, «пошлёт им действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:11).

(Текст отцензурирован. На самом деле вышеуказанного больше и оно безобразнее. Но вивисекция — тоже опыт, в прямом и переносном смысле)".
http://vera-z.livejournal.com/370894.html
Tags: Блеск и нищета куртизанов, Вадим Миронович Лурье, Вера Земскова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments