?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Грубейшая ошибка патиарха Алексия Ридигера...
Простите
kalakazo
Диакон Андрей Кураев опубликовал
скандальную проповедь
митрополита Владимира Котлярова,
сказанную им в Иоанновском монастыре
2 января 1997 года.
Лаики, внимавшие глаголам Его Высокопреосвященства,
кричали: "Еретик! Богохульник! Арий! Иуда! Уходи!"


diak_kuraev: "Скандальная проповедь митр. Владимира о новом стиле

Владимир Котляров: "...Часто наши священнослужители, да еще и высокого ранга говорят: "Не нужны их грехи. Вот помощь гуманитарную, да, давайте. Помощь, продукты, одежду — возьмем, но чтобы сесть с ними и поговорить о том, все-таки кто правильно молится, кто правильно исповедует — ни за что! Никакого общения!" У отца Иоанна (ведь в то время ему было труднее, чем нам), у отца Иоанна был другой подход: обращаются к нему иудеи — он молится за иудеев, обращаются к нему протестанты — он молится, обращается к нему другой единоверец — он молится, обращается к нему другой единоверец — он молится, и тому помогает и тому легче становится. Еще в то время, это начало XX века, ему писали письма из-за границы, из разных стран. И он молился на расстоянии и потом получал благодарность, за то что он помолился и человек выздоровел. Это новый был вид молитвы.

Мы говорим сейчас: вот когда некрещеный человек, можно ли его поминать в церкви, можно ли молиться или нет? И идут целые дебаты. А Господь ведь сказал: "Всякого человека ко мне приходящего не прогоню"...
Святые Отцы молились за весь род человеческий и эта молитва помогала. И отец Иоанн в этом плане был вот человек очень мужественный и смелый. Он не боялся разговоров, он не боялся, что его обвинят в том, что вот он молится за всех и за вся, хотя должен только прежде всего молиться за своих православных.
Отец Иоанн ведь был и в жизни прозорливым человеком. Он видел человека вот так, посмотрел на него и Господь давал ему дар провидения. И мы знаем много случаев, когда в храм приходил какой-то гражданин, совершенно не готовился он ни к чему, он пришел просто помолиться. И вдруг отец Иоанн его подзывает: "Иди причащайся". А он говорит: "Батюшка, я же не готовился?", "я тебе сказал — иди причащайся!" А потом оказалось, что этот человек так молился, т.е. он такой был чистый, он так весь светился, что его нельзя было не соединить со Христом.

Это ведь мужество, это смелость. У греков, наших православных братьев и у арабов, у них есть другая традиция. Мы, русские — обязательно потребовали бы, чтобы перед причастием все исповедывались. А ведь таинство покаяния — это отдельное таинство, оно не привязывается ни к какому другому таинству. И грехи и до сих пор православные арабы идут исповедуют, когда им потребуется, когда душа потребует. Они могут каждый день к духовнику ходить, но не причащаться. Исповедуются, но когда пошли причащаться, он подходит к Чаше отдельно. Это отдельное таинство. Он подходит и причащается. Только соблюдает форму: не кушает, не курит, не пьет, все с благоговением подходит. И вот поэтому отец Иоанн знал эту древнюю традицию и знал традицию наших братских церквей. И он говорил человеку: "Иди, иди причащайся!" Видел молитву этого человека, видел его очищение, и дополнял, заканчивал вот эту молитву тем, что человек в таком молитвенном порыве соединялся со Христом и уходил из церкви духовно ликующий и торжествующий.

Другие священники не смели так делать. Отец Иоанн — делал. Он открыто высказывался против всяких политических течений. Вы помните как его коммунисты и атеисты ненавидели...
Отец Иоанн отвечал или если не мог отвечать, было очень много писем, но в любом случае он молился и он помогал. Мы с Вами сейчас еще находимся в таком дремучем состоянии. Пусть меня простят, но я еще скажу одну разницу между православными всеми, вот еще одно разделение. Почти весь православный мир, который празднует Рождество, перешел на григорианский календарь. Празднует Рождество по григорианскому календарю — 25 декабря, как и полагается.

Константинопольский Патриарх празднует Рождество, Александрийский Патриархат празднует, Антиохийский — празднует, Иерусалимский — празднует, православные в Америке — празднуют, Румынский Патриархат — празднует, Болгарский Патриархат — празднует. Только мы, Россия и Сербия и несколько приходов в Греции (старостильники), мы умнее всех и мы лучше всех.
И мы ждем, когда пройдут 13 дней, и когда мы по старому иулианскому календарю, по которому никто уже и нигде по нему не живет.

Есть в каждом народе свои календари религиозные, исторические, национальные, но живут они все по новому григорианскому календарю. Мы с вами сейчас если только об этом начнем сейчас говорить, нас обвинят в том, что мы хотим порушить Православие. Хотя астрономия никакого отношения не имеет к религии. К календарю да, но ученые говорят, что любой календарь, которыми сейчас пользуются на земле, они все не точные, их все надо исправлять.
И вот, если бы был отец Иоанн жив, то он, конечно, бы все это исправил. Он бы сейчас во весь голос стал бы говорить, что нужно исправлять, нужно достигать...".

***
После этой фразы из народа был голос: "Не стал бы он этого говорить!". Дальше подхватили: "Не будет этого!"
Потом все в храме закричали против речи владыки.
Волнение продолжалось долго, минут пятнадцать, до самого ухода владыки.
Громко раздавались слова: еретик, арий, иуда, волк, анафема, коммунист, католик. Да воскреснет Бог — и множество другого.
Возмущались долго. Говорили "Это тебе не Александро-Невская Лавра, не знаешь куда попал". "Не нужна нам католическая вера, мы — православные".

***
Потом было известное постановление Синода:

В заседании Священного Синода 17 февраля 1997 года под председательством ПАТРИАРХА
Имели суждение о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу.

Постановили: 1. Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В этой связи ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

2. Расходящиеся с данным Определением суждения по календарному вопросу отдельных Преосвященных архипастырей, клириков и мирян считать частным мнением последних.

3. Констатировать, что использование некоторыми Поместными Православными Церквами принятого Константинопольским Совещанием 1923 года исчисления календарных дат не нарушает всеправославного единства.

http://www.jmp.ru/jmp/97/03-97/01.h​tm

***

Вообще решение патриарха Алексия назначить в Питер после смерти владыки Иоанна - Владимира Котлярова было одной из грубейших его ошибок. В Петербурге оказался человек, чей культурный уровень и близко не подходил для этого города (выпускник бухгалтерского отделения Джамбульского техникума статистики). Архиерей, чей путь уже был отмечен скандалами: после перевода его с богатой Краснодарской кафедры на бедную Псковскую в 1987 году он проплатил беспрецедентный пикет протеста перед зданием патриархии в Москве.

Но два мотива можно предположить у патриарха: 1) категорическое нежелание назначить туда митр. Кирилла (о чем никодимовцы просили его прямо в час избрания на соборе 1990 года); 2) желание видеть на своей бывшей кафедре таких людей, в сравнении с котороми он сам смотрелся бы выигрышно.

У едва приехавшего митр. Владимира хватило ума произнести эту проповедь в чужом храме (Иоанновский монастырь - патриарший, то есть не входит в питерскую епархию). Кроме того, это место, связанное с именем Иоанна Кронштадтского, было крайне притягательно для душеновцев и иных "черносотенцев"."
http://diak-kuraev.livejournal.com/1262237.html


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

== Это тебе не Александро-Невская Лавра

Так он в 1996 г. выступал в лавре примерно так же. Троица совпала с выборами. После вечерней службы он решил сказать проповедь (что удивило), говорил нечто сомнительное про единство церквей и прозрачно намекнул, что голосовать надо за Собчака. Женщины подняли крик. Собчак у всех в печенках сидел, 5 маршрутов троллейбусов на Невском, троллейбусы ходили с интервалом в 20 минут, по окраинам города -- того хуже. Утром на литургии стал говорить после чтения Евангелия, намекал на единство церкви так, что опять был шум. Шума испугался, к народ послу службы не вышел, покинул храм задами.
Утром еще рассказал нечто замечательное: будто ап. Павел шел в Иерусалим_. ему явился ангел, повел его в пустыню и там обучал. И так складно вышло, что я потом спрашивала, не пересказывал ли он какой гностический апокриф.

да, по началу много лишнего говаривал владыка с амвона и не только.


Вчера был в Сампсониевском соборе. Весьма удивился тому, что в экспозиции музея осталось две Ваших, о.Иоанн, фотографии. А архимандрита Серафима - ни одной. Обычно, когда приходит новый настоятель, о предыдущих всякая информация исчезает.

экспозиция -то музейная.
музейщики, как говорят, меня уважают.

всё впереди. Музей уйдет и память обо мне вместе с музеем.



А что конкретно из "много лишнего говаривал" и чего "не только", добрый друг мой?

В Князь-Владимирском, в самом начале, очень любил напоминать настоятелю, что они вместе "служили" в Берлине.
И некоторые эпизоды из этой совместной службы.
Подчеркивая что теперь он - митрополит.

Августину и Иануарию на Совете в Академии грубил, публично подчеркивая свою власть.
"Да, я..."

Edited at 2016-07-11 03:52 am (UTC)

  • 1