kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

О трудах Его Святейшества...

Один из достойнейших учеников и последышей диакона Андрея Кураева
достопочтенный iamiskusitel
замахнулся на богословское творчество и многочисленные труды патриарха Кирилла:

"О трудах Его Белокукольного Крестопредносного Двухпанагийства Кирилла I

На официальном сайте МП (http://www.patriarchia.ru/db/text/5470​91.html) в биографии Патриарха Кирилла I говорится, что он автор 21 книги (там же идет перечень конкретных книг) и "около 2340 публикаций, в том числе в отечественной и зарубежной периодике (данные приведены по состоянию на март 2013 г.)". Сколько из них научных - то есть, тех, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для замещения Кириллом должности профессора кафедры в светском или церковном вузе - не сказано. Что выглядит странным. Но, видимо, научных трудов у Кирилла тоже немало. (Упоминание об этих книгах и публикациях, кстати, идет сразу после перечисления ученых степеней и званий Патриарха Кирилла.)

Вот скажите - всякие там разработанные Кириллом (да и то предположительно - я не верю, что серьезный ученый стал бы заниматься такой "дежурной чушью" сам, если бы имел возможности переложить это на плечи подручных) концепции об отношении Церкви к тому-сему - это научные публикации или нет? А ведь по меньшей мере и за подобные концепции в том числе Кирилл стал почетным доктором МГУ!

Профессиональный ученый, достигнув заведования кафедрой, в большинстве случаев хорошо если имеет 200 или 300 научных публикаций. А если предполжить, что хотя бы 30 процентов публикаций Кирилла - научные, то получается, что у него этих публикаций около 700. То есть, "научная пиписька" Кирилла вдвое-втрое длиннее "научной пиписьки" успешного профессионального ученого, всю жизнь отдавшего науке.

Перед тем, как Кириллу I была присвоена ученая степень "почетный доктор МГУ", Кураев опубликовал вот эту статью:
Внецерковная значимость трудов Патриарха Кирилла
http://www.bogoslov.ru/text/2844974.htm​l
В предисловии статьи говорилось (Не самим Кураевым):
"В предверии торжественной церемонии [присвоения Кириллу I ученой степени "почетный доктор МГУ"] читателям портала предлагается статья выпускника и преподавателя МГУ, профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, посвященная научным заслугам Предстоятеля Русской Церкви и вкладе Его Святейшества в развитие философской антропологии и этики."

Вот слова Кураева из этой статьи, в которых он нахваливает труды Кирилла:
___
"МГУ брали на свое профессиональное и научное рассмотрение «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Присвоение ученой степени автору этой Концепции и человеку, в значительной степени создавшему это исследовательское поле, не есть ли простая, хотя и запоздалая человеческая и научная справедливость?"

"Вопрос о достоинстве человека, о роли религии в формировании отношения к индивидууму, о месте религии в обществе подробно разбирается социологами и феноменологами религии, историками, философами. Очевидно, что эта тема имеет явный научный интерес."

"Более того, проблема соотнесения двух ценностных парадигм – либеральной и традиционной – ставится достаточно остро не только на страницах монографий и учебников, но и в реальной жизни."
___

Как ясно, согласно официальной версии,степень была присуждена Кириллу за его труды - главным образом за "Основы социальной концепции РПЦ", а также за ряд неназванных в указанной статье статей и речей - то есть, степень была присуждена "по совокупности трудов"; Основная суть всех этих трудов, надо понимать, была отражена в упомянутых "Основах"; Все эти работы, как сказано, относятся к области "философской антропологии и этики". Из слов Кураева можно заключить, что в данных трудах Кирилла поднимался "Вопрос о достоинстве человека, о роли религии в формировании отношения к индивидууму, о месте религии в обществе" и этот вопрос рассматривался в связи с тем, как к этому вопросу относятся либеральный и традиционный подходы к его решению.

Но ведь это общие фразы. Чтобы сказать о том, за что дали ученую степень, надо сказать о конкретных научных достижениях, о конкретной научной новизне, которая имеется в этих трудах! Что нового открыл Гундяев в этих своих трудах? Какая в них научная новизна? Или, по крайней мере, что за таковую выдается? Ведь если труды Кирилла - это компиляция уже известных мнений с указанием того, какие из них церковь традиционно, испокон веку, считает допустимыми, а какими - нет - то в чем новизна-то?! Новизна в подобных трудах, конечно, может быть - по таким вопросам, например, как отношение церкви к "деланию детей из пробирки", к трансплантации органов, к определению момента смерти и тому подобное. Эта новизна, кстати, правда должна выглядеть в виде выражения древнего учения церкви по соответствующим вопросам, которое, правда, ранее (учение) было представлено в нераскрытом, в непроявленном виде. Возможны диспуты о том, как эта новизна соответствует такому древнему учению. В конце концов, кто-то может признать, что церковь ранее вообще не имела дела с какими-то вопросами и что теперь, поскольку такие вопросы встали, мы должны руководствоваться при принятии решения по ним разумом и совестью (и тут важно, чтобы разумум был именно христианский, облагодатствованный - равно как и совесть.) Так где же упоминаение о новизне? О новизне подоных идей и решений? Ведь даже если эти решения и идеи уже были высказаны, скажем, всего лишь год назад католической церковью или светскими гуманистами - то ни о какой новизне не может быть и речи!

Теперь о самой ученой степени, присужденной Кириллу. Я не понимаю, что значит ученая степень "почетный доктор МГУ". Вернее, приблизительно понимаю, но не понимаю то, почему эта степень была присуждена "нашему человеку", гражданину РФ, всю жизнь в ней прожившему и в ее учебных заведениях учившихся (что они церковные - это другой вопрос), если этот человек: 1.) Не защитил докторскую диссертацию, признаваемую государством. 2.) Не получил ученого звания профессора, которое выдается нашим государством в качестве признания заслуг в научной сфере (кстати: чтобы получить звание профессора, необходимо, чтобы под твоим руководством было защищено определенное количество кандидатских диссертаций).

Если в РФ, в нашем государстве, человеку, обладающему ученой степенью доктора наук (то есть, выполнившему квалификационную работу - написавшему и защитившему докторскую диссертацию) хотят оказать почесть за его заслуги в сфере науки, то ему присваивают ученое звание профессора (не путать с должностью профессора кафедры! это звание может быть присвоено и старшему научному сотруднику института, имеющему звание доктора). это звание профессора действует по всей стране, а не в МГУ (Что если в МФТИ решат плевать на это звание? Ведь законодательно никто не может МФТИ запретить так поступать!). При этом, как ясно, нелепо присваивать ученое звание профессора тому, кто не обладает ученой степенью доктора наук - ведь такое присвоение превращается в таком случае в фарс. Возможно, что такой фарс в действительности и имел или имеет место, но все-таки...

Подчеркнем также: человек при присвоении звания профессора должен быть доктором наук, признаваемым государством, РФ, - а не, например, доктором "церковным" - то есть. защитившим докторскую диссертацию в "церковной системе"; по крайней мере, это было так до последнего времени).

Интересно также, что в государственной системе ученых званий звание доктора наук, в отличие от звания кандидата наук, не может быть присвоено "по совокупности работ" - то есть, без написания и защиты особой квалификационной работы, именуемой "докторская диссератция". При этом, насколько я помню, у Патриарха Кирилла I нет даже "церковной" докторской диссертации, а есть лишь "церковная" кадидатская.

Вывод: Присвоение Кириллу странной почетной степени "почетный доктор МГУ" было фарсом применительно к той системе ученых степеней и званий, которая действует в России согласно законодательству, фарсом с точки зрения закона РФ.

Однако,надо сказать, что, как защищитвший церковную кандидатскую диссертацию у нас, Кирилл может со спокойной совестью называть себя Ph.D - "доктором философии" на Западе. И где-нибудь на Западе, ему, как Ph.D, действительно, могут дать то ли звание, то ли степень какого-нибудь "Доктора философии honoris causa какого-нибудь университетеа". Ведь степень "почетный доктор МГУ" - это калька то ли степени, то ли звания "Ph.D. honoris causa такого-то университета", имеющегося на Западе. Но ведь Кириллу-то, по сути, оказывают почет как доктору наук в России! И кирилл всю жизнь жил, учился и занимался наукой в России! И при этом он не написал ни то что докторской диссертации, признаваемой государством, но даже "церковной" докторской диссертации! И все это при том, что ученое звание доктора наук в РФ, как сказано, не может быть присуждено "по сумме работ" - то есть, без написания и защиты особой квалификационной работы, именуемой "докторская диссертация".

Что, Кураев этого не понимал? Вы верите в это? И ведь, все это понимая, Кураев участвовал в этом фарсе!"
http://iamiskusitel.livejournal.com/89484.html
Tags: iamiskusitel, Андрей Кураев, Кирилл Гундяев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments