kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Четверть века спустя...

Московский священник Филипп Парфенов, он же pretre_philippe,
отвечает на вопрос: "В чем изменилась РПЦ за последние десятилетия?":

pretre_philippe: "Изменения касаются прежде всего выбора молодежи и расстановки приоритетов. Хотя сам этот изменившийся выбор уже обусловлен теми переменами, которые шли, начиная с конца 1990-х годов, когда в разных сферах церковной жизни уже "закручивались гайки".

Куда шла новообращенная молодежь в 1980-х? Шла в церковную среду, часто совсем не думая о личном благополучии и о развитии карьеры. Отсюда в те годы еще Советской власти можно было запросто встретить дворника или церковного сторожа с высшим образованием, и даже не одним. Потом подобные люди становились священниками. Общий романтический настрой располагал к некоторому подвижничеству, службе по 4 часа или больше на всенощной под праздник или воскресенье, к молитве в только что начатом восстанавливаться храме при плохом отоплении или вовсе без него в разгар лютых морозов... Помню время, в середине 1990-х, когда в одном из таких московских приходов была комнатка, где отдыхали все священники, включая настоятеля, а к ним могли присоединиться, если место свободное, и кто-то из пономарей или певчих, в результате получалось по известной поговорке "в тесноте, да не в обиде". А уже году в 1997-м настоятель получил отдельный кабинет, а вскоре и другие священники по келье каждому. Но общее повышение уровня жизни каждого служителя совсем не влекло повышение же уровня отношений между собой. В лучшем случае оно оставалось прежним, как в том приходе, а во многих других, наоборот, пропорция скорее становилась обратной.

Все 1990-е для РПЦ - эпоха массового призыва к священнослужению множества верующей молодежи, чаще всего без всякого образования. Из-за этого многие священники по недомыслию или ревности не по разуму, конечно, "наломали дров". Отсюда появилась острая проблема "младостарчества" и прочие совсем уж не приятные вещи. Но в те годы, или в предыдущие 1980-е, все-таки выдвигались яркие личности, проповедники, вокруг которых затем образовывались приходские общины. Из столичного духовенства среди них можно выделить целую серию, пусть даже далеко не все мне близки сейчас по взглядам. Это оо. Александр Борисов, Георгий Кочетков, Аркадий Шатов (сейчас еп. Пантелеимон), Владимир Воробьев, Валентин Асмус, Дмитрий Смирнов, Артемий Владимиров, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, тот же диак. Андрей Кураев... Роковое разделение началось года с 1994-го, когда не сверху, а как раз в этой среде "среднего духовенства" началась борьба за то, кто будет православнее и благочестивее. К сожалению, среди вышеперечисленных священников одни начали "наезжать" на других, используя в том числе апелляции к священноначалию и призывая административный ресурс (кто-то помнит пресловутую конференцию "Единство Церкви", устроенную в ПСТБИ в ноябре 1994 года?). Десятилетия спустя и эти самые священники почувствуют ту удавку, которую сами же себе в те годы приготовили! С благими, как им тогда казалось, намерениями.

И вот теперь, если сравнить с теми временами 25-30 лет назад, куда стремится сейчас молодежь, после вхождения в церковно-приходскую среду или обучения в семинариях? К приходскому служению священника - существенно меньше. Либо есть осознание, что лучше оставаться мирянином, не подступая близко ко всяким церковно-приходским или епархиальным "подводным" камням или течениям, либо, наоборот, есть стремление войти в Систему, причем в администрацию, и занять там побыстрее хорошие и удобные посты. Лучше всего - близ правящего епископа. Поэтому становятся иподиаконами, келейниками, секретарями, референтами; кто может, параллельно подрабатывает пономарями, чтецами или певчими. Некоторые идут в "чистую" богословскую науку, которая никакой погоды в общецерковной ситуации вообще не делает, но пусть так - пусть будет небольшой междусобойчик единомышленников или узкий круг интеллектуалов. Соответственно, сейчас среди нового поколения духовенства нет, быть может, тех "косяков" и "заносов", которые могли быть в 1990-е, но нет и тех ярких личностей, вокруг которых могли бы образовываться общины или братства (при всех возможных сбоях или сектантских уклонах в некоторых случаях). Но тогда это лишь означает, что то самое "требоисполнительство", против которого либо возмущались, либо о нем отзывались пренебрежительно, не только не устраняется, но лишь еще больше будет усиливаться, превращая РПЦ в более ярко выраженный комбинат потребительских услуг. Против чего боролись, то и утверждаем?..."
http://pretre-philippe.livejournal.com/527223.html


Другой "тайнозритель королевства церковных зеркал",
достопочтенный die_ante_bellum,
о современных "паси овец пастырях"
и о современной церковности свидетельствует еще более жестче:

"Бытие определяет.
Этот дьякон маслов он в лесу живет или где?
Какие попо-рокеры?
Какие мотоциклы?
Это актуально только для древних, 40-50 летних протоереев да архимандритов.)
Из которых половина уже разбежалась с рабочих мест потому как замуж невтерпеж.)
.................
(современное и младое же духовенство погружено в) игровой мир - ролевые игры, онлайн игры.
Аниме
Неформальные фестивали по типу "пустых холмов"... - Вот это будет несколько посовременней.

Но все это не важно. Современные субкультуры далеко не так важны для современной умной молодежи, как важен был для молодежи 80-х так называемый рок.

Самое важное - это неустанная, творческая и разносторонняя работа над постоянным повышением уровня собственного потребления.
Обогащение и углубление потребительской корзины куда как интересней всех на свете субкультур.
И богословий.
Это все надстройка...

Главное - базис.

Так вот... у главных российских экуменистов с уровнем потребления все обстоит исключительно гармонично, красиво и поступательно.

Вот потому на них и равняются".

kalakazo: "Архимандриты-рокеры да протопопы-байкеры их эпохи конца 80-х,
как и новые юные попы с аниме да онлайн игровым миром
не носители какой-либо Традиции вовсе (вот в чем беда),
а только ролевики да ее реконструкторы.
Посему и возрождают вместо Церкви,
вместе с главным ролевиком - Его Святейшеством,
фактически постмодерный и зловещий ея Симулякр..."

die_ante_bellum: "Эта печальная тенденция была очевидна с самого начала невиданного духовного возрождения. Лет 15-20 назад об этом стоило говорить.
Сейчас - эти разговоры - переливание из пустого в порожнее.
Сейчас все еще хуже.
Никому не нужен даже симулякр духовной жизни.
В массах вера воспринимается как оригинальный институт потребления предлагающий разнообразные товары и услуги.
Кому-то они по душе, кому-то нет... но то, что это именно товары и услуги обогащающие потребительскую палитру граждан - не сомневается никто.
Миссионеры нашего времени пытаются рассказать неверюущим насколько их потребительская корзина беднее. чем потребительская корзина верующих.... сколько удивительных услуг и товаров проходит мимо них...

Это уже не конец света... это постапокалипсис.
Жанр, столь любимый ролевиками и реконструкторами...

Но мы-то с Вами верующие люди. Хоть и симулякры.)
Мы-то знаем, что Господь может из любого симулякра создать артефакт!"
http://kalakazo.livejournal.com/1688538.html?thread=33041626#t33041626
Tags: die_ante_bellum, Королевство церковных зеркал, Плоды неслыханно духовного возрождения, Филипп Парфенов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments