?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Четверть века спустя...
Простите
kalakazo
Московский священник Филипп Парфенов, он же pretre_philippe,
отвечает на вопрос: "В чем изменилась РПЦ за последние десятилетия?":

pretre_philippe: "Изменения касаются прежде всего выбора молодежи и расстановки приоритетов. Хотя сам этот изменившийся выбор уже обусловлен теми переменами, которые шли, начиная с конца 1990-х годов, когда в разных сферах церковной жизни уже "закручивались гайки".

Куда шла новообращенная молодежь в 1980-х? Шла в церковную среду, часто совсем не думая о личном благополучии и о развитии карьеры. Отсюда в те годы еще Советской власти можно было запросто встретить дворника или церковного сторожа с высшим образованием, и даже не одним. Потом подобные люди становились священниками. Общий романтический настрой располагал к некоторому подвижничеству, службе по 4 часа или больше на всенощной под праздник или воскресенье, к молитве в только что начатом восстанавливаться храме при плохом отоплении или вовсе без него в разгар лютых морозов... Помню время, в середине 1990-х, когда в одном из таких московских приходов была комнатка, где отдыхали все священники, включая настоятеля, а к ним могли присоединиться, если место свободное, и кто-то из пономарей или певчих, в результате получалось по известной поговорке "в тесноте, да не в обиде". А уже году в 1997-м настоятель получил отдельный кабинет, а вскоре и другие священники по келье каждому. Но общее повышение уровня жизни каждого служителя совсем не влекло повышение же уровня отношений между собой. В лучшем случае оно оставалось прежним, как в том приходе, а во многих других, наоборот, пропорция скорее становилась обратной.

Все 1990-е для РПЦ - эпоха массового призыва к священнослужению множества верующей молодежи, чаще всего без всякого образования. Из-за этого многие священники по недомыслию или ревности не по разуму, конечно, "наломали дров". Отсюда появилась острая проблема "младостарчества" и прочие совсем уж не приятные вещи. Но в те годы, или в предыдущие 1980-е, все-таки выдвигались яркие личности, проповедники, вокруг которых затем образовывались приходские общины. Из столичного духовенства среди них можно выделить целую серию, пусть даже далеко не все мне близки сейчас по взглядам. Это оо. Александр Борисов, Георгий Кочетков, Аркадий Шатов (сейчас еп. Пантелеимон), Владимир Воробьев, Валентин Асмус, Дмитрий Смирнов, Артемий Владимиров, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, тот же диак. Андрей Кураев... Роковое разделение началось года с 1994-го, когда не сверху, а как раз в этой среде "среднего духовенства" началась борьба за то, кто будет православнее и благочестивее. К сожалению, среди вышеперечисленных священников одни начали "наезжать" на других, используя в том числе апелляции к священноначалию и призывая административный ресурс (кто-то помнит пресловутую конференцию "Единство Церкви", устроенную в ПСТБИ в ноябре 1994 года?). Десятилетия спустя и эти самые священники почувствуют ту удавку, которую сами же себе в те годы приготовили! С благими, как им тогда казалось, намерениями.

И вот теперь, если сравнить с теми временами 25-30 лет назад, куда стремится сейчас молодежь, после вхождения в церковно-приходскую среду или обучения в семинариях? К приходскому служению священника - существенно меньше. Либо есть осознание, что лучше оставаться мирянином, не подступая близко ко всяким церковно-приходским или епархиальным "подводным" камням или течениям, либо, наоборот, есть стремление войти в Систему, причем в администрацию, и занять там побыстрее хорошие и удобные посты. Лучше всего - близ правящего епископа. Поэтому становятся иподиаконами, келейниками, секретарями, референтами; кто может, параллельно подрабатывает пономарями, чтецами или певчими. Некоторые идут в "чистую" богословскую науку, которая никакой погоды в общецерковной ситуации вообще не делает, но пусть так - пусть будет небольшой междусобойчик единомышленников или узкий круг интеллектуалов. Соответственно, сейчас среди нового поколения духовенства нет, быть может, тех "косяков" и "заносов", которые могли быть в 1990-е, но нет и тех ярких личностей, вокруг которых могли бы образовываться общины или братства (при всех возможных сбоях или сектантских уклонах в некоторых случаях). Но тогда это лишь означает, что то самое "требоисполнительство", против которого либо возмущались, либо о нем отзывались пренебрежительно, не только не устраняется, но лишь еще больше будет усиливаться, превращая РПЦ в более ярко выраженный комбинат потребительских услуг. Против чего боролись, то и утверждаем?..."
http://pretre-philippe.livejournal.com/527223.html


Другой "тайнозритель королевства церковных зеркал",
достопочтенный die_ante_bellum,
о современных "паси овец пастырях"
и о современной церковности свидетельствует еще более жестче:

"Бытие определяет.
Этот дьякон маслов он в лесу живет или где?
Какие попо-рокеры?
Какие мотоциклы?
Это актуально только для древних, 40-50 летних протоереев да архимандритов.)
Из которых половина уже разбежалась с рабочих мест потому как замуж невтерпеж.)
.................
(современное и младое же духовенство погружено в) игровой мир - ролевые игры, онлайн игры.
Аниме
Неформальные фестивали по типу "пустых холмов"... - Вот это будет несколько посовременней.

Но все это не важно. Современные субкультуры далеко не так важны для современной умной молодежи, как важен был для молодежи 80-х так называемый рок.

Самое важное - это неустанная, творческая и разносторонняя работа над постоянным повышением уровня собственного потребления.
Обогащение и углубление потребительской корзины куда как интересней всех на свете субкультур.
И богословий.
Это все надстройка...

Главное - базис.

Так вот... у главных российских экуменистов с уровнем потребления все обстоит исключительно гармонично, красиво и поступательно.

Вот потому на них и равняются".

kalakazo: "Архимандриты-рокеры да протопопы-байкеры их эпохи конца 80-х,
как и новые юные попы с аниме да онлайн игровым миром
не носители какой-либо Традиции вовсе (вот в чем беда),
а только ролевики да ее реконструкторы.
Посему и возрождают вместо Церкви,
вместе с главным ролевиком - Его Святейшеством,
фактически постмодерный и зловещий ея Симулякр..."

die_ante_bellum: "Эта печальная тенденция была очевидна с самого начала невиданного духовного возрождения. Лет 15-20 назад об этом стоило говорить.
Сейчас - эти разговоры - переливание из пустого в порожнее.
Сейчас все еще хуже.
Никому не нужен даже симулякр духовной жизни.
В массах вера воспринимается как оригинальный институт потребления предлагающий разнообразные товары и услуги.
Кому-то они по душе, кому-то нет... но то, что это именно товары и услуги обогащающие потребительскую палитру граждан - не сомневается никто.
Миссионеры нашего времени пытаются рассказать неверюущим насколько их потребительская корзина беднее. чем потребительская корзина верующих.... сколько удивительных услуг и товаров проходит мимо них...

Это уже не конец света... это постапокалипсис.
Жанр, столь любимый ролевиками и реконструкторами...

Но мы-то с Вами верующие люди. Хоть и симулякры.)
Мы-то знаем, что Господь может из любого симулякра создать артефакт!"
http://kalakazo.livejournal.com/1688538.html?thread=33041626#t33041626


  • 1
ну, а чо дьякон Маслов-то плохого соделал еси?

страница не найдена )

была комнатка, где отдыхали все включая настоятеля, а

в самом деле, всё это было.
И комнатки, в которые вмещались активисты прихода вместе с духовенством.

но "пророк без чести" бывает только там, где он
проявляет себя человеком с человеками.

Когда он вещает "с амвона", тогда и принимает рукоплескания, но
когда спускается с амвона, то и "активисты" начинают меж собой шептаться о том,
что "и он с недостатками".

В конечном итоге, собираются единомышленники и слова проповедника слушаются с открытым ртом "для вида",
а дела продолжают делаться так, как удобно "активистам".

А чтобы "батюшка" жил и не совался в их дела, делают "завесу" почитания священника,
которую не всякому под силу разорвать, тут и жена включается, и мать (у монашествующих).

И слова остаются словами "с амвона", а жизнь продолжается так, как удобно "активистам"
и группе их поддержки.

Результат какой?

Или "батюшка" смиряется и принимает их платформу,
или уходит "в запой", как форму русского протеста против существующих порядков.
И уже "златоуст" остается озвучителем истин евангелия и православия.

А без "активистов" не возможно, не будешь же всё везти на себе.
Когда ещё молодой, то есть и силы бороться.

Так что, УВЫ...

Этим и объясняется административная система управления,
которая удобна для "активистов" при церкви Христовой.

Из любого дерьма получается артефакт, если дерьму тысяча лет. Станем и мы легендой, героическими возрождателями из пепла и восстановителями православия, только нужно дать ферментам мифа поработать. И лишь нашим черепам будет стыдно, что на самом деле были мы глупотой романтической или попрошайками денег. Попы, будьте честны перед своими седыми зеркалами: вас поимели и использовали эти 25 лет, а потом используют вашу память, для блага Церкви.

Во истину, так! Ваша - правда!

Хорошо если используют имя, а то часто бывает так что и имя основателей и строителей приходов и храмов сознательно придают забвению следующие настоятели, а прихожане делают вид что будто бы ни чего страшного не происходит.

а потом используют вашу память,

Вот, вот. Или "пастор Шлаг". Или "светлый образ его"

для блага Церкви.

Ну так и хорошо-с! Не вижу духовной радости-с в словах.

Попы, будьте честны перед своими седыми зеркалами: вас поимели и использовали эти 25 лет, а потом используют вашу память, для блага Церкви.
-----------------------------
Попы, будьте честны перед своими седыми зеркалами:никто вас не имел.В свое время, почувствовав требования текущего момента, вы бросились ловить синюю птицу халявы. Кому то из вас на этой охоте повезло, а кому то нет.И теперь те, кому не повезло,глядя на сладкую жизнь тех,кто поймал эту бойкую птаху, талдычат о том, что их "поимели".

Да, некоторым повезло, и они именно не пишут ничего в инет. А мы, чтож, вот такие неудачники. Сейчас модное есть определение изнасилования у феминисток: неважно согласие, длительные отношения или даже брак. Если женщина чувствует потом себя изнасилованной, то она изнасилована. :)

Будьте честны перед собой. Вы свои пороки и страсти приписываете другим, впрочем это закономерность - у кого чего болит, тот о том и говорит. Нечистому всё нечисто.

Были и ловцы халявы конечно, ну как без них? Но в конце 80-х начале 90-х в РПЦ нередко можно было встретить священников диаконов и псаломщиков, совмещавших светскую работу с церковным служением. Храм восстанавливается, дохода нет, а чтобы прокормить семью надо иметь нормальный заработок. Случалось, что такой настоятель содержал на свою "светскую зарплату" часть служащих на приходе и еще помогали прихожанам.
Была радость от того, что тебе дана возможность служишь Богу и людям и еще ощущение свободы, что ты не связан финансовыми путами.
Сейчас, как мне кажется, такое совмещение светской работы и священнического или диаконского служения стало редкостью.

Edited at 2016-08-01 09:33 am (UTC)

В нашем славном граде святого Петра митрополит Владимир честно, на первом епархиальном собрании, которое было собрано объявил свои привычки и то, что он не будет вмешиваться в дела между духовенством и "власть имущими".

один из настоятелей не угодил Комитету по Охране памятников из-за того, что поддержал мнение о нарушениях в работах подрядчика и не подписал ряд выполненных работ.

по просьбе губернатора, он был переведен.
лучшего места не нашлось
и он был переведен в храм при психиатрической больнице.

Следующий настоятель, поднимая трубку телефона, отвечал: его нет, он псих.больнице.

-Пауза.

- Нет, он там служит при больнице.

При переводе его вторым священником получил наставление, чтобы он "помогал" настоятелю.

поручение не было выполнено и, в конечном итоге, он стал восстанавливать богослужение в музее.

Edited at 2016-08-01 06:06 am (UTC)

(Deleted comment)
Но лично я сейчас сознаю душевредным даже общение с большинством церковных товарищей 1989-91. И дело не только в РПЦ юрисдикции, а в совковой ментальности, бабском воспитании и соответствующей психологии товарищей. каждое слово попадание в цель!

(Deleted comment)
Причём здесь РПЦ, Бог спасает и даёт Вечную Жизнь!

Перед Ним нам отвечать.

  • 1