kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

На могиле Гавриила Костельника..

Как сообщает пресс-служба СПбДА:

"В последний день пребывания во Львовской и Галичской епархии ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий побывал на Лычаковском кладбище и совершил молитвенное пение у могилы протопресвитера Гавриила Костельника, оказавшего огромное влияние в 1946 г. при переходе верующих из греко-Католической церкви в Православие".




А вот что глаголет о сем славном муже Википедия:

"Сотрудничество с НКВД Гавриил Костельник начал в 1941 г., когда после обыска и последующего ареста своего сына, проведённого НКВД под видом милиции, Гавриил Костельник был вынужден пойти на контакт с УНКВД.

Зная о натянутых личных отношениях с митрополитом Андреем Шептицким и Иосифом Слепым, представители НКВД обсуждают с Костельником возможность создания автокефальной украинской церкви, независимой от Рима. По заданию НКВД, Г. Ф. Костельник пишет ряд статей и реферат на данную тему.

Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путём создания украинской церкви с последующим присоединением её к РПЦ, создавались НКВД в 1940—1941 гг., осуществлению планов помешала война. После 1945 г., ликвидацию УГКЦ уже планировалось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви.

Роль Костельника в процессе ликвидации унии на Западной Украине и присоединении грекокатоликов к православной церкви оценивается крайне неоднозначно. Это вызвано прежде всего сложностью послевоенной обстановки в Галиции, к 1945 году окончательно вошедшей в состав СССР. Проблема унии приобрела ярко выраженный политический характер, поскольку наличие в Советском Союзе нескольких миллионов верующих, объединённых в особую церковь, связанную с Ватиканом, представлялось советскому лидеру И. В. Сталину весьма нежелательным.

Под сильным давлением НКВД начинается движение за воссоединение с православной церковью, во главе которого встал д-р Г. Костельник, он же был председателем «инициативной группы», координировавшей процесс и занимавшейся миссионерской работой. Следует отметить, что создание инициативной группы и движение было полностью инспирировано сверху и проходило согласно плану, разработанному и утверждённому НКГБ СССР.

Из докладной записки П. Дроздецкого в НКГБ СССР о ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 16.02.1946[8] :
[…] После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили[…]
Осуществляя этот план, в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете «Правда Украины», по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья «С крестом или ножем», которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви. Статья вскрывала антисоветскую деятельность верхушки униатского греко-католического духовенства и разоблачала её перед лояльной частью духовенства и перед верующими.
Подготовив, таким образом, общественное мнение, 11.4.45 г. нами были проведены аресты митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ХОМЫШИНА, БУДКИ, ЧАРНЕЦКОГО, ЛЯТЫШЕВСКОГО, а также ряда наиболее скомпрометировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви. Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, направленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью. С этой целью, нами 30.5.45 г. была создана «Центральная Инициативная группа по воссоединению грекозкатолической церкви с русской православной церковью», в которую вошли авторитетные священники: доктор КОСТЕЛЬНИК — от Львовской епархии, доктор МЕЛЬНИК, генеральный викарий — от Дрогобычской епархии и ПЕЛЬВЕЦКИЙ — проведённый впоследствии как председатель Станиславской епархии."

Однако вмешательство карательных органов и гонения против твердых сторонников унии дискредитировали саму идею присоединения к РПЦ, которая в глазах верующих стала часто отождествляться с советским репрессивным аппаратом, русификацией и угнетением украинского языка и культуры:


В таких условиях в марте 1946 года на Львовском соборе грекокатолического духовенства и мирян было принято постановление об «отмене решений униатского Брестского собора 1596 г., разрыве с Ватиканом и возвращении к родной православной вере». На соборе о. Г. Костельник выступил с докладом «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Решения собора поддержало 997 из 1270 грекокатолических священников Западной Украины, остальные были осуждены, а их приходы — закрыты."

отсюда





via archive.jmp.ru
Tags: Амвросий Ермаков, Гавриил Костельник, СПбДА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments