?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Свято-Алексиевская пустынь...
Простите
kalakazo
Поскольку дедульку kalakazo,
в основном, монастырские насельники и читают –
еще одно респондентское свидетельство
из утренней почты:


"Усенко, Рыбко, Василенко.
Дедуля, пора вводить тэг "прапоры Христовы".
Сейчас подкину материала.

О православной секте в законе прапора Василенко, он же отец Алексей, он же отец Пётр, он же Свято-Алексиевская пустынь.

1. Общее представление: городок, совхоз.

Что было хотя бы общее представление, о чем речь, прежде всего заметим, что Св-Алексеевская пустынь – это ГОРОДОК, занимающий территорию с десяток-другой га, (это, разумеется, не считая окружающих обширных полей, также принадлежащих пустыни). Представьте себе 3-х этажный дом длиной примерно как 2-3 подъезда обычной пятиэтажки, таких домов там примерно 7. Жилые и учебно-административные корпуса. Кроме них, там есть около десятка кирпичных и деревянных 1-3 этажных небольших зданий, размером с обычный дом индивидуального строительства. В основном жилые. Кроме этого, есть 2 фермы КРС (60 голов), конюшня с манежем, хранилища для кормов и готовой с-х продуккции, большая трапезная, кирпичная большая баня, (душевые и парилка, бассейна нет), она же прачечная, швейная мастерская, ремонт обуви и кожных изделий, водонапорная башня. Разумеется, есть храм, еще дореволюционный, приведенный пустынью в порядок после большевистской разрухи, а также встроенная церковь в старой гимназии и часовни, заложен огромнейший храм, (строительство заморожено, на какие деньги его будут строить – уму непостижимо, видно, рассчитывают на чудо).

Большой парк машин – автобусы, легковые, малые грузовые и большой МАЗ, хотя водителей не более десятка, т.е. машины по большей части простаивают. Есть парк тракторов со всем оборудованием, необходимым для обработки. Есть много больших контейнеров, которые используются в качестве жилья для рабочих и подсобных помещений. Кроме КРС, есть стадо овец, перепелятник, прямо среди пустыни расположен зверинец – совы, павлин, и прочие мелкие существа, а также собаки. Есть декоративный пруд, купаться в нем, однако, нельзя, т.е. купаться летом негде. (Протекающий рядом Кубрь – речка маленькая, да и холодная очень. Любители православного купания окунатся в источнике на краю пустыни.) Летом изредка детей водят в поход на оз. Савельево – это около 5 км, так что особенно не находишься. Зимой заливается каток, каток озвучивается, детей обеспечивают коньками, которые затачивают в Переславле.
В Переславль по будням ходит автобус, который привозит/отвозит учителей для гимназии, а также доставляет насельников пустыни в больницу.

Если сравнивать все описанное с центральной усадьбой совхоза/колхоза советского периода – то это она и есть. Жилфонд, мастерские, хранилища сельхозтехники, сельхозпродукции, школа, детсад; только в совхозе главным было производство сельхозпродукции и сдача его государству, а все остальное – вспомогательное, а здесь главный рыночный продукт – гимназия и кадетский корпус, а все остальное – вспомогательное.

Пустынь весьма похожа на ухоженную центральную усадьбу совхоза или колхоза, (если, конечно, закрыть глаза на то, что не все колхозы ее имели в таком объеме, но в МО, где я бывал, большинство все-таки имело). При этом содержащейся в гораздо бОльшем порядке, чем это можно было наблюдать в совхозах.

2. Состав населения пустыни.

Население пустыни состоит из нескольких категорий. Первая и самая многочисленная – это дети, дошкольники (детсад и ясли), гимназисты (мальчики и девочки всех возрастов), и кадеты, разумеется, только мальчики. Детей всех возрастов насчитывается около 200 человек, как говорят экскурсоводы. Подсчитать точное их число самостоятельно несколько затруднительно, так что я и не пытался.

Взрослых в пустыни, в свою очередь, тоже несколько категорий – это работающие по найму (и получающие зарплату) рабочие, (в быту их так и называют - рабочие), отбывающие ежегодную временную трудовую повинность родители детей, (родители), трудники, пришедшие поработать "во славу Божию", (их мало), а также насельники пустыни, т.е. члены общины, которые живут в пустыни постоянно, (насельники). Кроме того, есть человек пять монашествующих обоего пола, (ходят в монашеском облачении), а также человек 5-7 священников, белого, (т.е. вместе с семьями), и черного. Особняком стоит семья о. настоятеля – он сам вместе с целым рядом келейниц и помощниц (во множественном числе), семья его сына (нач. кадетского корпуса) и брата, Василия Николаевича, к-й является его помощником по хозяйственной части.

Отдельной категорией являются начальники – мужчины среднего возраста, трущиеся около о. настоятеля и живущие несколько особняком. Представляются они как "помощник о. настоятеля", сколько их точно – затрудняюсь сказать, разграничение полномочий достаточно условно.

Рабочие, жители Украины, их, мне кажется, полтора-два-три десятка, в разное время года по-разному, это в основном механизаторы, обслуживающие сельхозтехнику, её управление и ремонт, а также женщины на кухне (человек 5, не более), занимаются и обработкой с.х. продукцией (консервированием). С ними все понятно: работают по найму, живут здесь же, в пустыни, питаются вместе со всеми. В обязательной молитвенной деятельности не участвуют; если кто захочет прийти в храм на службу – это дело добровольное, но обязаловки никакой нет, псалтирь они также не читают.

Как мне сказывали, зарплату они получают порядка 30 тыс. руб., насколько точна эта цифра – боюсь сказать. Работа в пустыни представляется для них, по сути гастарбайтеров с Украины, (не из Переславля, однако!), очень выгодной. Даже если бы они работали в Москве, (а там ведь еще устроиться надо!), то они заплатили бы серьезные деньги за еду, (а здесь она бесплатна!), а также за квартиру, да еще тратили бы много сил и времени на транспорт.

Используются также строительные рабочие из Средней Азии, но это от случая к случаю, по мере надобности, (а украинцы, одни и те же люди – на постоянной основе).

Насельник – это человек, живущий в пустыни постоянно, сдавший паспорт в канцелярию, выполняющий какую скажут работу (послушание, бывают постоянные и временные) и в строго обязательном для всех насельников поднадзорном порядке участвующий в молитвенном распорядке пустыни. А он, этот молитвенный распорядок, очень даже не слабенький. Есть график обязательных для всех насельников служб, остальные службы – по желанию, есть график круглосуточного чтения Псалтиря, когда насельник (кажется, парами) по часу читает Псалтирь. Поскольку график круглосуточный, то, разумеется, чтение случается и ночью, что совершенно не отменяет дневных послушаний (работ).

Взрослых насельников, как говорят, насчитывается около 100 человек, но эта цифра вызывает большие сомнения и мне кажется сильно преувеличенной, как минимум раза в два. Поскольку обед для взрослых идет в 2-3 приема, то несложно во время обеда примерно подсчитать количество взрослых насельников пустыни. (Обед для детей идет во много приёмов, посменно, и с ними это сделать существенно сложнее, так что я и не пытался).

Священники. Эта отдельная категория, как белые священники вместе с семьями, (включая многочисленных детей), так и черные священники-монахи. Они делают свое дело, т.е. служат в храмах, также могут преподавать детям. Какой-то особенной роли в жизни пустыни они сами по себе не играют, все крутится не вокруг священства вообще, а вокруг одного конкретного священника - настоятеля о. Петра и его приближенных. В трапезной для них выделен совершенно отдельный стол в самом дальнем ее углу, есть ли какие-то особенности в их пище - мне неизвестно, я туда ни разу не подходил и не интересовался; священники, однако, не гнушаются поесть и за столом насельников, не подчеркивая никак свою особенность.

Начальники. Как уже писалось, это в основном 5-7 мужчин среднего возраста, трущиеся около о. настоятеля и живущие несколько особняком от остальных, "рядовых" насельников. Представляются они как "помощник о. настоятеля", сколько их точно – затрудняюсь сказать, около 5-7 человек, разграничение полномочий достаточно условно, но все-таки каждый имеет преимущественный сектор деятельности. Например, Алексей Кусов ведает транспортом и распоряжается водителями, коих пустыни около 5 человек, (как своих, так наемных, а также бывают и трудники). Ведая транспортом, он в то же время может получить поручение заняться вопросами снабжения, например, может доставать леса для стройки. Сергей Пономарев, (по лексике и манерам – ну чистый бандит, с распальцовкой), любит заниматься вопросами безопасности, надзирает за бригадами строительных рабочих. Поскольку пустынь усиленно расстраивается, то это актуально. Эконом Антон ведет хозяйство, помимо нескольких человек женщин в бухгалтерии. Были и другие люди, называвшие себя помощниками настоятеля, но в чем заключается их особенность, в отличие от других помощников, мне понять так и не удалось.

Начальники живут особняком – это выражается в том, что они редко бывают за общей трапезой. По-видимому, им, в обход общего пустынского запрета, все-таки готовят дома их жены. Или у них какая-то сепаратная трапеза (что вряд ли, т.к. я бы об этом обязательно бы знал). Ни разу не слышал, чтобы это обсуждалось простыми насельниками. Начальники частенько, в силу своих обязанностей, выезжают из пустыни (у всех иномарки); в этом смысле они - свободные люди. Ни разу не слышал, чтобы начальники получали зарплату, по-видимому, в этом смысле они, как и родной брат о. Петра, Василий Николаевич, находятся точно на таком же положении, как и остальные насельники.

Отдельной категорией является сам о. настоятель, т.е. о. Петр, его родственники и лица, к ним приближенные, но эта категория заслуживает того, чтобы о ней поговорить особо".


  • 1

Евгений

(Anonymous)
Социально-экономический портрет Пустыни в общем написан верно. Уже из него видно, насколько это сложный организм. Это действительно по форме малый срез целого государства. По сути же это малое государство кардинально отлично от своего большого аналога: оно ТЕИСТИЧНО, т.е. заквашено на Христианско-Православном отношении к жизни. Ориентировано оно на классическое обучение и традиционное православное воспитание детей. Для достижения этих целей максимально минимизированы отрицательные влияния внешней среды (гаджеты, сети, телевидение и пр.) и отрицательные примеры неправильного поведения взрослых (выпивка, курение, ругань и пр.). Достигается это ДОБРОВОЛЬНЫМ согласием родителей и детей на соблюдение довольно жёсткого (но не жестокого) Устава. Но именно эта жёсткость заставляет внутренне расти как детей, так и взрослых. В результате - высочайшая САМООРГАНИЗАЦИЯ детей разных возрастов, их неравнодушие друг к другу и духовная раскрепощённость, да, духовная РАСКРЕПОЩЁННОСТЬ! В их глазах осмысленность и живость, даже у самых маленьких. В отношении со взрослыми почти что родственность, но не фамильярность.
В общем, место уникальное! Сектантства объективного там нет и впомине, а в головах конкретных людей оно присутствует, наверное, в каждом из нас в том либо ином виде.
Всем критикам надо попробовать что-то подобное организовать в своей семье и сразу станет очевидна несостоятельность критики.
Всем, кто захочет опираться на права большого государства, следует вспомнить, что эти права уже сейчас часто противоречат благочестивой жизни по Заповедям Божьим. Что будет далее - достаточно посмотреть на Европу.
Всем, кто захочет стать насельником, следует побольше изучить аскетический вопрос о смирении и приготовиться к восстанию гордыни, особенно вначале пути.
Всем всего хорошего!
Бывший насельник Пустыни, до сих пор с ней связанный и любящий её.

Евгений, отличный комментарий! Благодарю!

  • 1