?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Проблема авторитаризма в церковной среде – реальность
Простите
kalakazo
"... а не вымысел «врагов православия»

Об авторе: Борис Кириллович Кнорре – доцент Высшей школы экономики (факультет гуманитарных наук).

Борис Кнорре: "Когда-то христианство призывало к искорению рабства и вообще любого насилия над личностью. Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888. Русский музей


«Нужно по капле выдавливать из себя раба» – этот чеховский афоризм настолько общеизвестен для среднестатистического гражданина, что используется фактически как мем, как удачное выражение аксиомы о том, что рабство – явление отрицательное, и задача любого человека состоит в том, чтобы по возможности максимально в себе рабские черты изжить. Сомневаться в правильности такой истины – примерно то же самое, что сомневаться в том, что воровать, пьянствовать, оскорблять – плохо, а быть порядочным, вести трезвый образ жизни, уважать людей – это хорошо. Однако, оказывается, не все так просто. Не успело затихнуть обсуждение возмутившего многих торжественного открытия памятника Ивану Грозному в Орле, как в медиапространстве заявил о себе некий протоиерей Алексий Чаплин, выступивший с одиозной по своему содержанию статьей, посвященной апологии не чего-нибудь спорного, а такого однозначно отрицательного явления, как рабство. То есть буквально в опровержение известного чеховского афоризма.

Все в нашей стране уже привыкли, что обычно с предельно одиозными, античеловеческими идеями выступает известный бывший спикер Русской православной церкви – протоиерей Всеволод Чаплин, но вот в данном случае выступил носитель того же сана, точно с такой же фамилией, и тоже с предельно одиозной идеей. Совпадение настолько экстравагантное, что на первый момент подумалось, что это либо чья-то шутка над эпатирующим публику протоиереем Всеволодом, либо кто-то решил воспользоваться фамилией Чаплин как брендом для успешного продвижения своих идей в медиапространстве. Ведь, как ни крути, слово «Чаплин» в церковном контексте уже стало нарицательным. И не нужно никаких пояснений, кто такой Чаплин и чего от него ожидать. Однако в данном случае фамилия и автор оказались настоящими. Помимо «основного» Чаплина миру явлен Чаплин 2.0.

Но обратимся к смыслу самой статьи Чаплина, название которой – «О потерянном рабстве и рыночной свободе». Текст начинается с буквально ошеломляющих слов, которые сначала заставляют усомниться, серьезно ли пишет автор или просто хочет эпатировать публику: «Главная проблема современного православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без православия) – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина». Заметим, что в попытках объявить христианство религией, поддерживающей рабскую психологию в людях, ничего нового нет, однако в самой Церкви это обвинение всячески старались опровергать, всегда старались доказать обратное – что христианство как раз помогло преодолеть рабство, бытовавшее в античном мире, помогло отказаться от узурпации свободы одного человека другим. Рабское сознание всегда рассматривалось как недостаток, а не как достоинство. В данной статье оказывается все наоборот, так что даже трудно поверить своим глазам.

Автор, однако, не останавливается на абстрактной апологии рабства как явления, которая допускала бы, пусть и с натяжкой, возможность спиритуалистического толкования с помощью каких-нибудь демагогических приемов и казуистических вывертов. Он предлагает смотреть на рабство именно в самом грубом, буквалистском смысле. Во избежание «горделивых утверждений» автор делает оговорку, что «раб Божий – значит раб царя, раб государства (от слова «государь»), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского». В статье приводится немало цитат из Нового Завета – из посланий апостолов, якобы доказывающих имманентность рабства новозаветному учению.

Интересно и то, что в комментариях на данную статью есть справедливые возмущения, но немало и одобрительных отзывов в духе того, что «вот, давно именно такую статью и ждали.

Автор должен продолжить свой почин…». То есть на такие идеи есть некоторый, хоть и небольшой запрос. Соответственно возникает вопрос, кому может быть нужно появление дискредитирующего православие текста. Но если подумать с точки зрения внутрицерковной политической целесообразности, такая статья может представлять собой своего рода превентивный выпад против имеющего сегодня место в среде православного духовенства ропота, пока что скрытого, но тем не менее нарастающего недовольства увеличивающимися финансовыми епархиальными сборами, по крайней мере в некоторых епархиях и митрополиях, например, в Казанской митрополии, где руководителем выступает митрополит Феофан (Ашурков).

В силу закрытости церковной среды и уязвимости духовенства перед церковным начальством это недовольство редко попадает в прессу, но кулуарно эту проблему обсуждают. Возобновляются высказываемые ранее идеи введения отчетности доходов церковного начальства. Соответственно апология безответного подчинения и неправомерность контроля снизу, обосновываемая Алексеем Чаплиным, может служить в качестве некоего встречного аргумента против недовольства, обостряющегося во время экономического кризиса. Если оправдать неправомерность финансового аудита епископов со стороны священников, то можно облегчить осуществляющееся повышение сборов на епархии, вызывающее болезненную реакцию.

Ну а что же сам автор одиозного текста? Что касается его внутренней мотивации к написанию подобной статьи, не исключено, что помимо чисто прагматических целей угодить начальству присутствует то, что в психологии называется рационализацией – то есть необходимость обосновать для самого себя свое зависимое положение, оправдать несвободу и административную зависимость от воли архиерея. По идее, чтобы опровергнуть такое предположение, закономерно возникающее у непредвзятого читателя, церковному начальству, в том числе архиерею, в подчинении которого находится Чаплин 2.0, достаточно было бы сделать одно критическое замечание относительно недопустимости апологии рабства в какой-нибудь из проповедей или в интервью какому-нибудь СМИ. Учитывая медийную заметность этой статьи, логично такой отклик ожидать, но пока его нет. Если мы его так и не услышим, то это будет означать, что стоящего над Чаплиным архиерея по тем или иным причинам устраивает презентация такого «рабского катехизиса».

Заметим, что в обществе сегодня идет не только процесс оправдания авторитаризма, слепого послушания и отказа от критической рефлексии по отношению к начальству, но также и буквально противоположное движение. Свидетельством сему является выход в интернет-эфир «Исповеди бывшей послушницы» Марии Кикоть – откровенного описания опыта послушания в женском монастыре, сделанного человеком, прошедшим через этот опыт. В своей биографической повести автор описывает досконально всю изнанку монашеской жизни, с которой девушке пришлось столкнуться. В частности, практики, основанные на грубом авторитарном прочтении принципа послушания, которое в какой-то момент превратилось в форму рабства, основанного на человеческом произволе и красивых словах о таинственности древней монашеской традиции.

Интересно, что идея «Исповеди послушницы» буквально противоположна той идее, которую предлагает автор статьи о «Потерянном рабстве». Если последний доносит до читателя идею того, что рабство – это очень хорошо и именно в контексте рабства нужно понимать послушание, то Мария Кикоть, наоборот, развенчивает, показывает негатив, появляющийся в результате подмены послушания рабством, в результате воплощения той самой рабской психологии, о которой мечтает Чалпин 2.0.

Однако самое неожиданное состоит в том, что и «Исповедь послушницы», и статья «О потерянном рабстве» работают на одну и ту же цель, на утверждение в сознании читателя одного неприятного вывода. Этот вывод состоит в том, что проблема религиозно обосновываемого авторитаризма и властного произвола не выдумана. И проблема эта относится в данном случае не к каким-нибудь маргинальным религиозным сообществам, называемым сектами, а к одной из топовых мировых религий, имеющей для нашей страны первостепенное значение. Алексей Чаплин доказывает наличие этой проблемы не менее красноречиво, чем Мария Кикоть. Если последняя описывает то, как это рабство может реализовываться в монастырской среде, то первый старается внушить, что под обоснование рабства (и соответственно тоталитаризма) очень легко подвести богословские аргументы, и находятся те, кого эти аргументы вполне устраивают.

То, что в случае, описанном Марией Кикоть, так старательно стараются отрицать, прежде всего сами монахини, о которых пишет бывшая послушница, то, что стараются отвергать как страшный сон дорожащие православием люди, буквально опровергается статьей новоявленного Чаплина, лишая самых наиболее расположенных к Церкви людей аргументов для ее защиты. Ведь, согласно Чаплину 2.0, оказывается, что тотальное подчинение без рассуждения и принятие любых несправедливостей от земных начальников – это самая важная добродетель. Худшей подставы или «медвежьей услуги» для Церкви трудно представить".

отсюда


Букоф много, а идеи нет. Борис так и не сказал по существу, почему, по его мнению, рабство чуждо религиозному сознанию. Что и является негласным согласием с Кикоть и Чаплиным. Правда глаза колет? Так поступите по-оруэлловски: назовите рабство- свободой, манипуляции- духовничеством, богословие- наукой, а патриарха- отцом. Вам же легше станет.

Edited at 2016-11-02 04:10 am (UTC)

А чего не понятно то? Он говорит что РПЦ это зло, добро у них иудеев, ибо иудею можно быть кем угодно хоть бусурманином, хоть атеистом, главное гони деньгу в общую иудейскую кассу.

(no subject) (Anonymous) Expand
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

церковное начальство о послушании

"Уже тогда было ясно, что Вы человек, обладающий значительными способностями, хорошим образованием, при всем этом имеете одну важную добродетель: Вы отождествляете себя с курсом, который принимает Церковь. Вы не входите в обсуждение того, нужно было принять этот курс или нет, или его нужно было принимать с какими-то поправками. Как монах и как священнослужитель Вы всегда, воспринимая задачи, которые ставило перед Вами Священноначалие, пытались их максимально честно выполнить. И Ваша работа была отмечена многими значительными успехами.

Поэтому когда Господь привел меня к Патриаршему служению, то я недолго думал над тем, кто должен быть моим преемником по трудной работе в сфере внешних церковных связей. И Вы были избраны постоянным членом Священного Синода и назначены на этот трудный пост.

Вначале нам казалось, что центр тяжести всей нашей работы в силу объективных причин перенесен на внутреннюю жизнь Церкви, но мало-помалу стало ясно, что и внешние условия, в которых живет наша Церковь, не становятся легче. А последние годы отмечены большим ростом, я бы сказал, судьбоносных для всего Православия проблем, от решения которых зависит будущее не только Русской Православной Церкви, но и всего православного мира. И повышенная ответственность в настоящий момент возложена на Отдел внешних церковных связей. В области, в которой Вы трудитесь, нельзя допускать ошибок, потом что они могут очень дорого стоить."

http://www.patriarchia.ru/db/text/4571148.html


"Смысл нашей жизни в общении с Богом. Если у нас нет общения с Богом здесь, его не будет и в вечности. Мы покинем этот мир, не узнав Бога на земле. Он узнается в церковной, духовной, молитвенной жизни, в постах, послушаниях."

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=107095&sphrase_id=41262#ad-image-0


"В монашеской среде мы говорим, что послушание выше поста и молитв, - сказал владыка."

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=86820&sphrase_id=41262#ad-image-0

"- Человек, желающий "жить красиво", даже если он смог поступить в семинарию, до конца курса, как правило, из семинарии уходит. Потому что семинарская жизнь - это жизнь полумонастырская, подразумевающая следование уставу, регулярное посещение богослужений, исполнение послушаний. Все это, как лакмусовая бумажка, выявляет в человеке все его отрицательные и положительные стороны, все его подлинные желания, прежде всего - для него самого.

Конечно, идеальных людей нет, все мы поражены грехом, и, наверное, не существует молодых людей, у которых совсем нет личных амбиций и каких-то мирских устремлений. Жизнь любого человека - это весы, на одной чаше которых мир, а на другой - Бог. Но важно, на какую чашу весов ляжет сердце человека."

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=20190&sphrase_id=41262


Они как попугаи твердят о послушании и молитве, не познав на опыте что это такое, не проникшись духом отцов стяжавших Духа Святаго и вкладывавших иной смысл в эти слова нежели эти кастраты ума и духа. Ну, а уж если не размышление они считают добродетелью, то трезвение видимо для них это тяжкий грех, в этом можно не сомневаться.

(no subject) (Anonymous) Expand
Традиция рабства не сегодня родилась.
Всем наверное известно это произведение: "Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея."
http://www.makary-monastery.ru/index.php?view=article&catid=49&id=684%3A2010-10-17-16-17-19&tmpl=component&print=1&layout=default&page=&option=com_content#%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%B9

(Deleted comment)
Дотоле.
Покуда не примем от Павла: "Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков."[1 Кор.7:23]

(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
Так чего проще? Поп на амвон (свистеть про "дорогия братия-сестры), народ вон.
На исповеди тож, "делом-словом-помышлением-каюся", начал кронштатить, когде не спрашивают, - поворот и в сторону. И качать, качать лодку РПЦ, мабуть дураки за борт повылетают. Пора попов воспитывать.

По прежнему не будет. Градусник общественного мнения накаляется и разогревается не в сторону рабства, но в сторону свободы. Хотя, нужно признать, что отдельные анклавы, с "заморозками рабства" были, есть и всегда будут в нашем людском обществе. Есть сорт людей, которым нравится, хоть на малое время побыть в рабстве(таковы послушники монастырей и адепты в тоталитарных сектах) но, затем в них все равно просыпается зов свободы и они взбунтовавшись уходят, кто в церковное начальство, а кто вон из церкви. Скажу, это вечный процесс, причин и следствий, нашей полноводной и богатой на разноформы реки жизни

Почему на малое время побыть в рабстве? Слишком многие так и живут всю жизнь. Рабство нужно Богу, считают. Деградируют, но счастливы, что гарантированно спасутся в таком состоянии.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Сказошная баржА тонить под грузом информации ? Хреново наверныя, когда весь твой "административнай ресурас"-"интернет трибуна"...И дело даже не у плохих попах-яви усим "клятым безбожникам" чудо и оне с радостью побягуть "отрекаться от собственной воли".Но щудес нет,являть их некому, цитаты обрыдли ,а никакой связи грехов с "воздаянием" человек не видить.

(Deleted comment)
Вы решили что враньё вас украсит? Где и когда Кураев назвал его "лимитчиком"? Он лишь предположил, что "батя" очень хочет в Москву. А служит он в Белгородской и Старооскольской епархии, настоятелем сельского храма. Не стыдно, православный пономарь?

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
советский чел (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
"Но щудес нет,являть их некому, цитаты обрыдли ,а никакой связи грехов с "воздаянием" человек не видить."

Это всего лишь некая видимость для человека не сильно наблюдательного. На самом деле всё не так. Всё прямо противоположно. И чудеса случаются особые, помимо бесконечных окружающих нас чудес, и человек их видит. И цитаты у каждого свои, сокровенные и настолько живые, что стоит только обратить свой ум к ним, как ты всем своим существом ощущаешь их истинную жизненную силу. И воздаянием за грехи многие не обделены.
И Церковь Христова жива, как и прежде, и "врата ада" тщетно пытаются Её одолеть.

Мы тут более переживаем за "свою часть" - РПЦ, которая своей этой самой видимостью олицетворяет те самые "врата ада".

А ведь Б.Кнорре прав.
Прав, что две эти вещи ("исповедь" и трактат о рабстве) как-то вдруг одна за другой появились и произвели бурный всплеск и круги от него в доселе достаточно "тихом омуте".
В нашей жизни ведь ничего случайного не бывает?
И даже если камень в омут бросил "нехороший человек" ради своих нехороших целей, то ведь всё, и зло в том числе, может и должно способствовать нам "во спасение"?..

Какие всплески? О том что женские монастыри это жесть известно было давно, ни чего нового в этом нет. Что касается чаплина, то он тоже не оригинален, написал плагиат аля Всеволод чаплин, разве что развернуто и подробно изложил учение архиерейской корпорации, и всего то.
А вот то что ложь у нас во всем и во всех, не преднамеренная, живет во всех нас это страшнее всего этого. Слепота хуже чем очевидные вещи. Вот пример, сложилось мнение будто миссионер это тот кто рассказывает о евангелии и Христе, а между тем это ложь, ибо миссия предполагает не просто рассказ, а и определенные условия когда рассказчик становится миссионером, главное из которых это стяжание Святого Духа, без которого он всего лишь рассказчик. Апостольская проповедь была успешна потому, что они являли собою Христа, а не рассказывали свои воспоминания о Нем. Не нужно иметь философское образование и колесить по миру с лекциями, а просто нужно быть христианином на 100%, а не на 65 или 80. Тот кто не имеет мирного устроения духа, тот не может быть миссионером, а как бы приятно для слуха он не говорил, его поступки не христианские покажут что он лишь рассказчик, а не миссионер. Это лишь один пример того как ложь приобрела всеобщий характер, когда лектора называют миссионером. Всяк человек ложь!

Посмотрела ролик с "собором" от РПЦЗ.
Ничего не поняла.
Дедок позабавил со своими ересь-ересь, раскол-раскол, кощунство, бла-бла-бла. Такой начнет объяснять пастве что-нибудь, так только больше запутает или же запугает невесть чем.
Ужос.

Трудно распознать сквозь православный камуфляж, христианин перед тобой или сатанист на ролике.

Edited at 2016-11-02 01:43 pm (UTC)

Когда-то христианство призывало к искорению рабства// Дальше можно не читать. Хоть одно слово из НЗ или хотя б Св. Отцов пусть приведет, где б они советовали господам отпускать на волю рабов, если рабу не хочется быть рабом (может они и есть, на я по малограмотности не знаю, просветите пожалуйста)

Христос не призывал к отмене рабства как социального института, Он не трогал социальные институты вообще, но Он призывал к свободе - "и познаете истину, и истина сделает вас свободными." Тем самым, в христианстве свобода (от греха) признается высшим благом, доступным после познания истины. Рабство - состояние человека, непросвещенного истиной. Апологетика рабства - психологическое и духовное извращение.