?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
«Славная революция» и православная церковная система в России
Простите
kalakazo
Священник и велий ученый муж, социолог Андрей Берман, он же andber,
о Его Святейшестве, "симфонии властей" и о РПЦ:

"...Церковь нужна россиянам в качестве символа национальной идентичности и бюро ритуальных услуг. В своем собственном религиозном качестве россиянам церковь малоинтересна. Более того, когда духовенство пытается учить людей жить, то это немедленно вызывает реакцию протеста и отторжения у большинства наших обывателей. Поэтому, говоря о роли церкви в российском политическом процессе всегда надо иметь ввиду, что церковный фактор сегодня представляет собой глубокую социально-политическую периферию. Кажущееся довольно сильным присутствие церкви в российском социальном пространстве на самом деле является искусственно поддерживаемым и основано на позиции очень небольшого количества высших государственных чиновников, если не сказать одного единственного лица. Из этого и надо исходить при анализе возможного развития церковно-политического пространства.

Современная российская православная среда находится в состоянии довольно интенсивного напряжения из-за сильных противоречий внутри системы, накопившихся за последние десятилетия и, которые, систематически заметались под ковер благодаря тем возможностям, которые возникали вследствие уже упоминавшейся позиции высших чиновников. Противоречия эти можно сгруппировать в следующую схему:

Противоречие между населением и духовенством. Это противоречие самое основное. Люди попросту не хотят видеть попов там, куда их не приглашали. Наши люди рассматривают и будут рассматривать церковь как сферу услуг, и эти услуги желательно получить за умеренную плату, быстро и качественно. Крупнейшая наша православная структура – МП в глазах обывателей, именно в силу своей масштабности и доступности выгладит как некая гарантия качества. С другой стороны, эта гарантия подкрепляется присутствием чиновников на мероприятиях и богослужениях МП. Не будет чиновников на службах – возникнут вопросы к качеству услуг. Обратная сторона этого красивого ярлычка – население начинает воспринимать духовенство как своего рода государственных чиновников. При любом политическом кризисе духовенство автоматически попадает под раздачу вместе с госаппаратом и здесь припомнят все: и стройки церквей в парках, и лихую пьяную езду на дорогих авто, и т.д. И здесь возникает то, чего в современном постиндустриальном обществе быть не должно: борьба с религиозным институтом превращается в форму классовой борьбы.

Противоречия между церковью и государством. Единственный интерес, который может быть у государства, как аппарата классового принуждения, в церковных структурах – это идеологическое обоснование господства и легитимация власти в глазах населения. Любому понятно, что с этой ролью современная церковь в современной России справляется из рук вон плохо, вследствие того, что наши люди, за редким исключением, уже лет сто как не верят в божественное происхождение государства. Чиновники среднего уровня, которым приходится разгребать результаты «симфонии» это прекрасно понимают и чувствуют на своей шкуре. Поэтому, как только ослабнет экстаз, в котором слилась высшая государственная власть и церковь, среднее звено бюрократии с большим удовольствием предоставит духовенство самому себе. Возникает вопрос, почему должна ослабнуть «симфония»? Во-первых, вследствие тех самых факторов, которые приведут нас к «славной революции», во-вторых из-за давления, которое общество оказывает на чиновников, а те, в свою очередь, на высшую власть.

Противоречия между прихожанами и духовенством. Эти противоречия весьма многообразны: здесь и недовольство «церковного актива», «воцерковленных» недостаточной ревностью духовенства, «экуменизмом» и т.п. материями, здесь и недовольство невозможностью контролировать приходские финансы со стороны прихожан и «захожан» и просто недовольство конкретным клириком, которого прислали из епархии, не спросив у прихода. Все эти противоречия до поры до времени дремлют внутри приходов, но как только ослабнет епископская власть сразу же дадут о себе знать.

Противоречие между официальным и «альтернативным» православием. Это почти единственное противоречие, основанное на религиозной доктрине. Господствующее положение МП не дает нормально развиваться «альтернативным» общинам ограничивая их доступ к культовой инфраструктуре, без которой трудно транслировать те религиозные идеи, за которые ратует «альтернативное» православие. Это делает «альтернативных» естественными сторонниками перемен в государственно-конфессиональных отношениях. Нет сомнения, что «альтернативные» примут самое активное участие в церковном процессе при благоприятных условиях. В каком-то отношении «альтернативное православие» напоминает тех радикальных протестантов времен английской революции, которые были двигателем революции. Другое дело, что сегодня приводные ремни революции лежат совсем не в религиозной сфере. Можно сказать, что «альтернативные» - это «остаток» предыдущих исторических эпох, но который «спасется» если настанут новые времена.

Противоречие между низшим и высшим духовенством. Это главное внутреннее противоречие церковной структуры. Об этом написано достаточно много и не хочется специально останавливаться. Зачастую здесь можно говорить даже не о противоречии, а о прямом антагонизме. Давно уже многие попы рассматривают своих епископов как пятое колесо в телеге, как абсолютно избыточный элемент «церковного производства», который сам ничего не производит, но поглощает неимоверное количество материальных ресурсов, контролируя при этом всю «духовную» инфраструктуру. Не погрешу против истины, если скажу, что большинство попов желало бы видеть епископа в роли английской королевы, которая царствует, но не правит. Наших попов можно рассматривать как своеобразных пресвитериан православного извода. Пресвитерианское устройство церкви является главным социальным интересом поповского сообщества при возможной «славной революции». И не важно, откуда это пресвитерианство возникнет: сверху, от государства, или снизу, от приходов.

Противоречия внутри епископской корпорации. Здесь мы имеем: противоречия между митрополиями и их епископиями, взаимные отношения которых пока еще не совсем понятны. То ли митрополит главный над епископами в митрополии, то ли «первый среди равных». То ли платить ему, то ли нет, а по возможности, конечно, лучше всего не платить. Взаимоотношения между епархиями и Москвой вообще насквозь противоречивы: огромное количество отчетов и большие отчисления на общецерковные нужды давно вызывают недовольство архиереев. Единственный интерес епархий в центральной церковной власти состоит в том, что высшая церковная власть образует с высшими государственными чиновниками «симфонию», которая обеспечивает повиновение приходов епископату. Как только эффективность этой симфонии станет минимальной, тогда и пропадет заинтересованность епископов в «высшем церковном управлении».

Наконец надо бы сказать о некоем «когнитивном диссонансе», который можно наблюдать в высшей церковной власти в России. Патриарх Кирилл неустанно в своих проповедях обличает современное потребительское общество, призывает к социальному партнерству бизнес, при этом на деле демонстрирует это самое «потребительство» и приверженность к атрибутам роскошной жизни. Точно так же ведет себя и большинство епископов, которые буквально «хапают» все что можно, при этом ресурсы идут вовсе не на действительные нужды церкви, а обеспечивают личное благосостояние епископов. Отчего так происходит? Я считаю это следствием жуткой неуверенности епископов в собственном стабильном положении. Если говорить о патриархе, то, как человек весьма неглупый, он понимает, и не раз, кстати, это озвучивал, что «симфония» весьма эфемерна, и молниеносно может смениться равнодушием государства к церковным делам, если не чем-нибудь похуже. Эта неуверенность транслируется на все церковные уровни. В таких условиях попытки обеспечить себе материальную «подушку безопасности» выглядят вполне естественно.

В результате «славной революции» в Англии появился Акт о веротерпимости, который обеспечивал права протестантских меньшинств но, с другой стороны, ограничивал политические права католиков. В результате в Англии практически исчезли проблемы на религиозной почве, за исключением Ирландии, где религиозные столкновения были формой национально-освободительной борьбы. В первой четверти XIX в. религиозные ограничения в Англии были отменены. Что же произойдет в случае действительных политических перемен в России с церковной системой. В любом случае, при малейшем изменении политической ситуации в стране все те противоречия, о которых написано выше придут в движение. Какой будет конфигурация на выходе предположить трудно. Можно сказать с уверенностью, что нынешняя «симфония» продолжения иметь не будет. Итогом перемен в религиозной сфере, на мой згляд, станет создание современной системы государственно-конфессиональных отношений, основанных на принципе вытеснения религии в сферу частной жизни граждан. И здесь мы имеем два возможных варианта развития событий. Или государство полностью возьмет под контроль всю религиозную сферу, в том числе и назначение клириков, особенно епископата. Или церковная сфера будет полностью демократизирована, по образцу закона о свободе совести 1990 г. Другими словами, российская секуляризация, начавшаяся при Иване III, наконец подойдет к своему завершающему этапу. Посмотрим".

отсюда


  • 1

Мне бы быть деревенским священником, дьячком...

"...Наконец отворилась дверь, вошел Сисой со свечой и с чайной чашкой в руках.
-- Вы уже легли, преосвященнейший? -- спросил он. -- А я вот пришел, хочу вас смазать водкой с уксусом. Ежели натереться хорошо, то большая от этого польза. Господи Иисусе Христе... Вот так... Вот так... А я сейчас в нашем монастыре был... Не ндравится мне! Уйду отсюда завтра, владыко, не желаю больше. Господи Иисусе Христе... Вот так...
Сисой не мог долго оставаться на одном месте, и ему казалось, что в Панкратиевском монастыре он живет уже целый год. А главное, слушая его, трудно было понять, где его дом, любит ли он кого-нибудь или что-нибудь, верует ли в Бога... Ему самому было непонятно, почему он монах, да и не думал он об этом, и уже давно стерлось в памяти время, когда его постригли; похоже было, как будто он прямо родился монахом.
-- Уйду завтра. Бог с ним, со всем!
-- Мне бы потолковать с вами... всё никак не соберусь, -- проговорил преосвященный тихо, через силу. -- Я ведь тут никого и ничего не знаю...
-- До воскресенья, извольте, останусь, так и быть уж, а больше не желаю. Ну их!
-- Какой я архиерей? -- продолжал тихо преосвященный. -- Мне бы быть деревенским священником, дьячком... или простым монахом... Меня давит всё это... давит...
-- Что? Господи Иисусе Христе... Вот так... Ну, спите себе, преосвященнейший!.. Что уж там! Куда там! Спокойной ночи!
Преосвященный не спал всю ночь..."

А. П. Чехов Архиерей

http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1902_arhierey.shtml

"Духовный Регламент"

часть 1

"9. Наконец в таковом Правительстве Соборном будет аки некая школа правления духовнаго.

Ибо от сообщения многих и различных разсуждений, и советом и доводов правильных, яковых частыя дела требуют,

всяк от соседателей удобно может научитися духовной политики,

и повседневным искуством навыкнути, как бы лучше дом Божий управлять возмогл;

и потому самыя угоднейшия от числа коллегов, или соседателей, особы явятся на степень Архиерейства восходить достойныя. И тако в России, помощию Божиею, скоро от духовнаго чина грубость отпадет и надеятися всего лучшаго."

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1340

Edited at 2016-11-07 03:04 am (UTC)

"Противоречие между официальным и «альтернативным» православием. Это почти единственное противоречие, основанное на религиозной доктрине. Господствующее положение МП не дает нормально развиваться «альтернативным» общинам ограничивая их доступ к культовой инфраструктуре, без которой трудно транслировать те религиозные идеи, за которые ратует «альтернативное» православие".
============================
Никаких особых идей (заметных, для верующих, отличий от идей РПЦ) у альтернативного православия нет. Так что, противоречие у альтернативщиков с гундяевцами - чисто коммерческое.



"Противоречия между церковью и государством. РПЦ справляется из рук вон плохо с обоснованием легитимности власти, вследствие этого народ не верит в её божественное происхождение. Поэтому, как только ослабнет экстаз, в котором слилась высшая государственная власть и церковь, среднее звено бюрократии с большим удовольствием предоставит духовенство самому себе".
============================
В цитате не приведено никакого противоречия "между церковью и государством". Откуда взялся миф, что власти РФ требуется какое-то обоснование своей легитимности? Или миф о том, что власть очень боится того, что народ за неё не проголосует и поэтому беспокоится о своем рейтинге? К несчастью для народа и к счастью для РПЦ, российской власти глубоко наплевать - считает ли народ её легитимной или нет. О чем власти беспокоиться, если у нарда нет никаких легальных способов её сменить? А против нелегальных - есть армия и полиция.

"Что же произойдет с РПЦ и церковной системой в случае действительных политических перемен в России?".
============================
Что произойдёт с РПЦ это понятно, ибо в 1917 году уже происходило. Может всё будет и мягче чем в 1917-ом, а может и жёстче.



Но хорошо бы, если бы в будущем у России был светский президент, дистанцирующийся от всех церквей. В Эстонии сейчас такой.


via newsru.com


Edited at 2016-11-07 04:28 am (UTC)

Лет через 20 весь идиотизм, который творит нынешняя власть вместе с крышуемым ею гундяем, будет восприниматься так же, как в 1980-90-е воспринимались сталинские репрессии. "Невероятный беспредел, который был ещё вчера".

РПЦ должна быть отделена от власти, патриарх должен быть выборной фигурой, епископы и настоятели - выборные на местах, все финансовые потоки транспарентны. Пока РПЦ не дашь хорошей светской встряски демократией и транспарентостью, она не перестанет быть сборищем подлецов и коррупционеров. Нет в РПЦ никакого эндогенного механизма облагораживания и оцивилизовывания. Это не самоработающий институт. РПЦ начнёт заниматься тем, чем должна (духовностью и благотворительностью) только тогда, когда светское общество возьмёт ее за жабры и заставит соблюдать законы и выставит требования транспарентности.

Друг мой, а ведь Вы на самом деле очень умный, меня тронули слова о механизме. Вы реально думающий человек.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Варвара (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Одно только забыли - народ. Народу на самом деле плевать как на власть светскую, так и на духовную вместе с Богом, да, да, многие стоящие в храмах плевать хотели на Христа, Его заповеди, им важно получить приятное чувство за бесплатно. Емеля живет во многих сердцах людей, за них должен кто то делать, а они, ни чем, ни кому не обязаны, забота лишь о собственной шкуре. Предложите в виде эксперимента стать им христианами на деле, а не на словах, проявить заботу (считай любовь) о нуждающихся, и увидите реакцию. Они хотят чтобы их любили, об них заботились, а в благодарность они оплюют вас и растопчут и оправдают себя сто раз. Если бы психологи так же как попы обслуживали население бесплатно, то они все туда бы к ним и пошли, но халява их держит в храмах.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Кое вам цинникам дело до РПЦ? Займитесь своими проблемами, поговорите про любимый вами лунный трактор, про канадчикову дачу, отдайте свою квартиру иеговистам, ну, или хотя бы напишите в спортлото!

Представленное мнение Бермана, как надоедливая муха, вызывает лишь досаду. Одни и те же штампы со всех утюгов. Надоело.
Единственное, что мне показалось живеньким,, т.к. насмешило, так это предположение о том, что епископы хапают и ртом и попой в предчувствии своего скорого конца. Мол, затариться всем впрок и тем обеспечить себе безбедное существование.
Правда, смешно? Типа их не достанут...
)))))))))))

Зря смеётесь, это так и есть, мне один аписькап кагта сказал шта оне архиереюшки носят панагии с бриллиантами на случай революции, а в результате бегства из страны. Да, и положение командировочных их подталкивает к тому чтобы хапать.
Архиереи, как бы мы к ним негативно не относились, прекрасно понимают что их снесут при первой же возможности, и знают хорошо психологию народа, для которого свята лишь халява и собственная шкура, а не Бог и, тем более не духовенство.

Забавный священник. А главное неверующий.

Он то верующий, а вот вам придумавшего своего личного бога какое дело до веры и Бога другого человека? Поклоняйтесь своему божеству и хватит с вас.

Ну, это же чистейший сионизм - серьёзно говорить о каком-то "альтернативном т.н. "православии".
О всяческих сехтах педофилов и прочих цирковых вертепах, имеющих поддержку только от структур типа кестон-колледжа.

Статья про "симфонии-какофонии" недурна, но как-то не чувствуется в ней "нерва", переживаний за Русскую Церковь.
Впервые услышала как священник называет духовенство попами в Интернете. В реальной жизни никогда такого обращения не слышала. Вышеприведённая статья, увы, пестрит "попами".

Матушка, Вы же спасаетесь чадородием, какое Вам дело до попов или забросили своё убыточное дело, дежурите круглосуточно у самокастратов, комментируйте у исламистов, Вас там гарантированно заикрят не взирая на возраст, за прописку.

  • 1