kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Владыка-нестяжатель...

Архимандрит Феогност Пушков – о новопреставленном
архиепископе Амвросии:


"Амвросий Щуров, архиепископ († 08.11.2016).
На 87 году жизни перешел в иной мир архиерей, рукополагавший меня в священство (06.05.2004).

Это был человек, умевший слушать и прощать! Став епископом, 30 лет прослужил на одной кафедре. Простота, нестяжание (жил в бедненькой хибарке, в которой и принимал посетителей). Да, как и все «советские» епископы, он не был богословом, книжником, но не был и бездушным представителем «административных структур» (каковыми являются многие нынешние епископы). Он не делал из епархии казарму, позволял другим в чем-то не соглашаться с ним.
Рукополагая меня, владыка сказал: «Никого не гони. Христос ждет твоей любви к людям. Веди их за собою к Богу. Храни верность иерархическому строю Церкви. Блюди порядок и послушание. Молись о людях!».
Сколько он был на кафедре, столько он финансово помогал мне. Помню, как один раз он высунул из кармана конверт и сунул мне: «На, я знаю, что тебе нужно». Я вышел из епархии и попросил одного игумена подвести меня (а игумен тот только что вышел от владыки передо мной). Мы остановились около магазина и зашли в магазин; я, не подозревая ничего, развернул данный конверт и расплатился за свои покупки. Игумен вздохнул… Потом мне сказал, что это он принес «конвертик к празднику» владыке, а владыка все раздавал. В конверте было 2 000 руб. (по состоянию на лето 2004 г. – не плохая сумма). Так он помогал до самой смерти бедным священникам.
* * *
Расскажу несколько историй, характеризующих покойного архипастыря.
После рукоположения в сан диакона меня – до пресвитерской хиротонии – направили на служение в один монастырь. Дело было зимой, и где-то на недели по каким-то делам туда заехал владыка на своем старом УАЗике. И вот вообразите себе, что во дворе его встречает один пожилой иеромонах – босоногий, почти голый (распахнутый на груди подрясник на голое тело) и весь заблеванный: сей иеромонах был запойным алкоголиком и вышел в снег проблеваться. Увидев архиерея, он посмотрел на него и говорит: «Ээээ, мужик, а я тебя знаю, я тебя где-то видел». Владыка оооочень не любил пьяниц! Но, несмотря на всю свою брезгливость, сказал ему, чуть раздражено: «Иди, проспись, тогда может, и память вернется – не позорься и монастырь не позорь». Никаких прещений после этого не последовало! Можете себе представить, что бы было, если бы этот несчастный сказал кому-нибудь из современных молодых епископов: «мужик, а я тебя где-то видел»?
***
Как то сидя за трапезой, владыка сказал, что принял староверов из беспоповцев «через покаяние». Я сказал, что при всем уважении к нему, считаю такое недопустимым: ведь у беспоповцев нет даже формального акта миропомазания. Тут вмешался тупоголовый его протодиакон Паша Коник, начал на меня орать, владыка его осек, подумал и говорит: «А ты знаешь, я с тобою согласен. Просто я давно уже изучал все эти вопросы, вот и запамятовал про чиноприемы».
***
Пару лет назад главный скандалист РПЦ протодиакон Андрей Кураев облил грязью архиепископа Амвросия. Кураев всегда обливает грязью только покойников и тех, кто ему не может дать достойный отпор. Вот и «за компанию» облил грязью владыку Амвросия ( http://diak-kuraev.livejournal.com/866185.html ). Я приехал в епархию в 2004 г. и не встретил там «засилья гомиков». Напротив, лица о коих ходили такие слухи – были вдали от архиепископа.
Считаю, что самым ярким штрихом к портрету почившего будет следующая история: Как-то, сидя в кабинете архиепископа, я был очевидцем разговора между ним и одним из его помощников, сообщившим Амвросию о «цветных» похождениях одного клирика. Амвросий насупился, а я брезгливо фыркнул: «фу, гомик, из сана извергнуть». Амвросий на меня пристально посмотрел и говорит: «Экий праведник, хоть икону пиши! Ну, коли так свят, то помолись о согрешающем брате. Ты сам только вчера священником стал, а я за эти годы всех тутошних и постригал, и рукополагал. Тебе легко судить? А для меня они все дети – какие ни есть. Я их породил, но я не могу их, как Тарас Бульба, и прикончить. Да, в семье не без урода. Но мне их всех жалко. Жизнь ломать я никому не хочу. Тебе не понять этого чувства, потому что ты сам еще только сан отеческий носишь (имеется ввиду, священство), а реального отеческого дела ты еще не совершил. Вот когда ты станешь реально для кого-то отцом – с улицы возьмешь человека, так сказать, от грязи мирской отмоешь, приведешь к Церкви, вложишь в него свои силы, отдашь ему внимание, воспитаешь его, а потом он окажется свиньей. Вот тогда приходи и поговорим, обсудим, что ты будешь чувствовать, и как ты будешь поступать. А сейчас сиди тихо и молись».
В затронутом вопросе я не поменял своего отношения к предмету полемики, но не могу и осудить почившего архипастыря за его «либерализм». Его действия были продиктованы не либеральным безразличием, а скорбью отеческого сердца.
* * *
Но если архиепископ и терпел морально не стойких лиц, то высокие посты им не давал. Да и дошедшие до архиерейства ставленники Амвросия – епископ Кинешемский Илларион Кайгородцев и митрополит Астраханский Никон никакого отношения к данному лобби не имеют. Никон много лет возглавлял Николо-Шартомский монастырь, славившийся строгостью, даже чрезмерной, но ни одного голубого из его монастыря на свет не вышло. Он на дух не переваривал эту «цветную братию», а при личном контакте так мог еще и применить к ним запрещенное канонами физическое силовое воздействие (за что у него, как у Киевского Филарета Денисенко, были нарекания). Но не только епископы. При современной системе обмена информации Кураеву будет не сложно навести справки и убедиться в чистоте указываемых мною следующих лиц: Архимандрит Никандр Шамов (многолетний бессменный настоятель кафедрального собора г. Иваново); Игумен Филарет Соловьев (благочинный Вичугского р-на и председатель ряда епархиальных комиссий); Игумен Герман Дворцов (нынешний ректор Семинарии); Игумен Ювеналий Лепешкин (бывший одно время ректором Семинарии); Игумен Евмений (Перистый), настоятель Кинешемского мужского монастыря, с момента ухода Амвросия на покой обретается где-то в Украине; Игумен Антоний Логинов (при Амвросии сначала наместник, а потом духовник Свято-Воскресенского мужского монастыря в Ермолино); Игумен Варлаам Борин (наместник все той же Ермолинской обители, в братии которой так же не держали «цветных»); Целибатный (т.е. не женатый) протоиерей Сергий Гончаров (преподаватель Семинарии; глава реабилитационного центра ВИЧ-инфицированных и наркозависимых). Все это – птенцы Амвросиевского гнезда, которые, так сказать, были «с нуля» «сделаны» Амвросием: Он их постригал в монахи, он их «выводил в люди». Все это люди, общение с которыми я почитаю для себя честью!!! Да даже бессменный амвросиевский протодиакон достаточно туповатый и хамоватый Паша Коник (сменивший как минимум двух жен) – нагловатый «бычок», бездарь, но не извращенец. Это я перечислил монахов (кроме Коника)! Но так же существует множество женатых священников, которые занимали места благочинных, настоятелей крупных храмов и т.д. Я уж не говорю о многолетнем духовнике Ивановского женского Введенского монастыря архимандрите Амвросие Юрасове (о повышенном интересе коего к девушкам ходят целые легенды)!
* * *
Расскажу один «анекдот» про почившего. Один светский московский журналист-гуляка услышал, что архиепископ – девственник. Удивленный журналист решил поговорить с архипастырем, для чего приехал в Иваново. Вошел в домик-епархию, а там очередь. И весь день владыка принимал посетителей. Вечером уже уставший архиепископ через внутреннюю дверь кабинета удалился в келию (она была сразу за кабинетом и спал он на узком топчане, несмотря на свою грузность – этот топчан я лично видел). Журналиста же просил подождать до утра и расположиться на диване в приемной. Утром журналист вошел первым и начал расспрашивать у владыки, как это он вот так геройски борется с плотью, что о нем говорят, как о девственнике? Амвросий спросил: «Вот ты когда устаешь, что делаешь? Вот в очереди стоишь, потом устаешь ждать, и…»? «Падаю», ответил посетитель. – «А у меня с 15 лет полностью загруженный день послушаниями от рассвета до самого сна, и вот как ты говоришь, постоит-постоит настроение мужское, да и упадет», закончил с улыбкой архипастырь.
* * *
Упокой, Христе, душу архипастыря, Твоего раба! И прими его молитвы у престола Твоего о нас! Он умел любить и прощать!"
отсюда
Tags: Амвросий Щуров, Феогност Пушков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments